А.Захарченко, создатель «иванопольского» бренда

Большая политика оттого так и зовется, что все ветры веют там, наверху. Внизу же, например, в нашем районе, никак не соприкасаясь с «небожителями», живут люди, о которых говорят, «соль земли» - те, кто сеет пшеницу и гречку, выращивает овощи и разводит овец, кто кормит нас и занят делом, невзирая на любые перемены в конъюнктуре. В прошлом номере мы уже рассказали о фермере Агаси Барсегяне. А в этот раз хотим дать слово другому герою — Александру Захарченко. Он горожанин, хотя уже давно и своим бизнесом, и всеми планами связан с сельской жизнью. Лично с ним знакомы немногие, а вот его продукция известна, пожалуй, каждому константновцу, и не только.

Друзья, живущие в России, ожидая к себе в гости, всегда заказывают один и тот же подарок: баллончик украинского подсолнечного масла. Только чтоб было «домашнее», а лучше всего - иванопольское. Вот только отыскать его на базаре бывает не просто, под марку «иванопольского», заманивая покупателей, «косят» многие продавцы. Но это, скорее, хороший признак - небольшое производство переросло кустарные мерки и уже превратилось в местный бренд.

«А все потому, что масло, которое мы делаем - настоящее, с ароматом, с отличным вкусом и безо всяких добавок, - объясняет хозяин маслоцеха Александр Захарченко. - Сейчас массированно рекламируют совершенно другое масло — рафинированное, вымороженное, с витаминами и даже «без холестерина», хотя он, вообще-то, животного происхождения...»

Александр Захарченко:

«Народ наелся рафинированных продуктов, начинает понимать цену «живого» масла. Вот многим не нравится, что жареное масло пенится. Но это происходит, когда оно как следует не отстоялось. Хотя на сегодня мы его просто не успеваем отстаивать - раскупают».

Как и иных хороших вещей, иванопольского масла много быть и не может. Маслоцех «выдает» всего 5 тонн в сутки, это маленькое производство.

Хотя существует уже одиннадцать лет. В Иванопольское хозяйство Александр Захарченко пришел в апреле 2000 года, на голый участок, к августу с компаньоном возвели цех и трудятся по сей день.

- Я обыкновенный водитель, - говорит о себе А.Захарченко. - Работал в грузовом АТП, в один прекрасный день оно распалось, мы остались без работы и надо было чем-то заниматься. Сначала взялся за торговлю, а потом пришел к выводу, что перспективней заняться маслом. Сперва арендовали маслобойню в Дылеевке (у меня и сейчас большинство сотрудников с тех времен), но свое есть свое — мы решили построить собственную.

- В прошлые годы это был более выгодный бизнес, - рассказывает производитель. - За нашим маслом записывались в очередь на неделю вперед. Мелких маслобоен осталось в районе единицы, многие не выдержали борьбы, выросла цена подсолнуха. Уже лет шесть нет маслобойни в Александро-Калиново, Екатериновка запускается от случая к случаю, в городе тоже всего две маслобойни, хотя у жителей имеются во дворах мини-цеха, где делают сыродавленное масло. Но главные конкуренты - крупные производители, это они диктуют «погоду». Нас выручает практически беззатратная работа на давальческом сырье — «бьем» людям хорошее масло из их же семечек. Взамен имеем лучший в области, как говорят постоянные клиенты, шрот (макуху) - ценный для животноводов продукт. А конкуренции мы не боимся, на то и бизнес, - значит, сделаем еще лучше.

Кстати, сыродавленное масло у Захарченко принципиально не делают, хотя нужный пресс имеется. По мнению владельца, при таком способе сырая масса не проходит достаточную для пищевого продукта тепловую обработку.

- Народ наелся рафинированных продуктов, начинает понимать цену «живого» масла. Вот многим не нравится, что жареное масло пенится. Но это происходит, когда оно как следует не отстоялось. Хотя на сегодня мы его просто не успеваем отстаивать - раскупают.

Секрет успеха Александр Иванович видит в собственном большом опыте, он в масличном деле с 1998 года: «Это уже что-то вроде инстинкта, я только взгляну на семечку - и знаю, какая у нее масляничность». О добротности своей продукции, как человек прагматичный и добросовестный, Александр Захарченко заботился с самого начала. Одна только эпопея с оборудованием чего стоит. Закупили стандартный уманский комплекс, а потом несколько лет его подгоняли, добавляя собственные «новации», добиваясь идеальной обжарки семечек. И еще, для вкусного масла очень важна хорошая очистка, которой и гордится его цех. Производство на иванопольской маслобойке безотходное. Шелуха тут - топливо и для жарки массы, и обогрева помещения зимой.

Спрашиваем Александра Ивановича о планах, не задумывался ли он о собственной торговой марке, для которой, по нашему мнению, маслопроизводитель давно созрел? «Заманчиво, но очень затратно, пока не решаемся», - планы Александр Иванович озвучивать не торопится. Ему ни от кого ничего не надо, лишь бы не мешали работать.

Заработанная превосходная репутация — главная его собственность. И еще умение учиться у всех, с кем сталкивала жизнь. «Человек человеку - не друг и не враг, а прежде всего - учитель. Я нарабатывал первый опыт в Дылеевке, а учился у братьев Курджиевых - греков, которые держали маслобойню в Александро-Калиново, - учился торговать (а это целое искусство!) у кавказцев и никогда не кричал «Понаехали!..» Я говорил себе: наблюдай всегда за теми, кто умеет что-то лучше тебя, и делай так же».

Пртнеры у маслобойни А.Захарченко по всей области - в Енакиево, Дзержинске, Горловке. Люди работают с ним по десять лет, выстроены хорошие доверительные отношения, на которых, собственно, и держится любой бизнес. «Честный бизнес!» - уточняет Захарченко.

- С кем легко вести честный бизнес, так это с Александром Васильевичем Гордиевским (директор СООО «Иванопольское»). Мы всегда помогали друг другу - кредитовали хозяйство в тяжелые моменты, они с нами подсолнухом расплачивались. Таких периодов хватало, когда «Иванопольское» только начинало работать на осколках разделенной «Нивы». Хозяйство - развалины, техники не было. Наш бизнес был честным, таковым и останется, мы никогда и ни в чем друг друга не «кидали».

- Кто такой Гордиевский? Мудрый человек, который постарался собрать вокруг хозяйства весь бизнес, который в итоге его и вытянул, он приветствует, когда бывшие хозпостройки — коровники, консервный цех, гараж - не в руинах лежат, а служат делу, когда люди там что-то организовывают: магазины, стройцех, производство грибов или метизов, да мало ли чего... И знаете, почему все получилось? Потому что Александр Васильевич личных корыстных интересов не имел.

Верно говорят, что толковые и разумные люди друг друга всегда оценят по достоинству. После многолетнего партнерства именно Александру Захарченко предложили стать заместителем директора «Иванопольское», чьи обязанности он исполняет последние три года.

- Вы знаете, - напоследок Александр Иванович поделился наблюдениями, - сейчас в районе, на земле уже нет случайных людей. Возьмите любое хозяйство — они все вышли из «злыдней», шесть-семь лет назад у всех положение было бедственное, все прошли проверку и закалку. Даже мелкие фермеры, у которых по 100 гектаров, и они неслучайные люди.

И сам он — наилучшая иллюстрация собственных слов.

Конечно, многое так и осталось за рамками статьи. Жизнь у сельского бизнеса протекает не в розовом цвете. Не случайно дети Александра Ивановича отцовским делом заниматься не собираются. Дочь учится на инязе, сын получил два высших образования и работает в Краматорске на «Электроспецстали». И Захарченко говорит, что рад этому, пусть пробивают себе дорогу сами. Потому и осторожничает бывалый сельхозпроизводитель, не рвется распространяться о видах на будущее. Впереди отнюдь не «дольче вита», а новые испытания, главное из которых - грядущий рынок сельскохозяйственных земель. Но останавливаться он не собирается.

В.Гейзер.

Comments

   От всей души желаю вам успехов А.Захарченко.Успехов.Вы МО-ЛО-ДЕЦ.  Вот с такими людьми наша страна будет процветать.

Да,я тоже когда с константиновки уезжаю,беру с собой бутылку масла.Такого больше нигде нет.Даже дети говорят-папа привези с Донбасса масла.