Светлая тризна

Был такой год — 1980, когда сообщения о смерти великих из мира кино и музыки шли одно за другим: Джо Дассен, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Джон Леннон, Джон Бонем, Бон Скотт, Боб Марли*...

Ужас был не в самом факте смерти. Смерть обыденна. Ожидаема. Взыскуема жизнью для православного. Для кого-то даже желанна.

Все дело в том, что тогда уходили кумиры в самом расцвете сил. Уходили один за другим, и эта траурная череда оставляла ощущение, что сама эпоха меняется, что жизнь уже не будет такой, как прежде. А по «Свободе» читали «Доживет ли Советский Союз до 1984 года» Андрея Амальрика. Жизнь действительно менялась, просто мы еще не понимали, что многолетняя недееспособность Брежнева и вторжение в Афганистан уже запустили необратимый «финальный счет» мгновений Советского Союза.

В газете британских коммунистов «Morning Star» был опубликован поэтический некролог на смерть Марли. Западный шоу-биз его раскрутил, как растамана-наркомана-эротомана. Спорить не буду, но его антиимпериалистические песни звучали во всех партизанских тренировочных лагерях в Африке. Власть белых в Анголе, Мозамбике, Намибии, Зимбабве, Южной Африке свергали под его музыку. Такой черный Степан Бандера, или, точнее, Тарас Шевченко.

Между Украиной и Африкой разница невелика.

Вот вам независимость, и... Добро пожаловать под иго навязанной спецслужбами бывших колонизаторов коррупции и системы неоколониализма. Фишка с газом между Россией и Украиной — типичный сюжет «неравноправных экономических отношений» между бывшей колонией и империалистическим центром. И насмешки над нищими «тупыми неграми»: «За что боролись, братаны недоразвитые?»

Так вот, в том поразившем меня некрологе, написанном в стиле Николаса Гильена (о его стиле «черной поэзии» можно получить представление, послушав заглавную песню на одном из лучших альбомов русского рока «По волне моей памяти»), была и спадающая жара над Кингстоном, и влага, выступающая на телах негритянок, и ритмичная музыка, и опьянение алкоголем и желанием. Не было только горя.

В субботу, по уже установившейся традиции, была живая музыка у «Чижа». Молодые музыканты из Константиновки и Краматорска отдали дань памяти и уважения 40 дней, как ушедшему от нас Валерию Михайловичу Пинаеву.

Психоэмоциональный фон концерту создавала прекрасная, исторической ценности застройка перекрестка Ленинградской и Трудовой. Зрители облюбовали в качестве трибун ступеньки местного музея. Немного спала жара, но было не холодно, поэтому было много пива и минералки. Танцевали маленькие дети, им музыка понравилась точно.

Но не было горя. Потому, что оставил по себе В. Пинаев добрую память. О нем рассказывали и музыканты, и просто любители музыки, люди, которых еще несколько месяцев назад он учил игре на гитаре.

Вообще, концерт начался с прослушивания записей Валерия Пинаева 2009 года. Уровень высочайший. Начав учиться музыке еще ребенком в оркестре ДКХ, в 1950-х годах, Валерий Пинаев вырос в серьезного музыканта, участника джазовых фестивалей, аккомпаниатора Муслима Магомаева. Выше этого на советской эстраде не было уже ничего.

Пинаев был из поколения, которое еще в 1940-50-х подсело на американский джаз. «Битлз» он уже воспринимал, как музыку молодых, музыку, по сравнению с любимым им джазом, простоватую. Поездив в молодые годы по стране, он долгие годы радовал своих земляков игрой на танцах и в ресторанах города, преподавал.

Организовал этот вечер памяти известный константиновский блюзовый и рок-гитарист Сергей «Сержант» Черкасов. Кроме классной, интеллигентной группы из Краматорска «Барабас», выступила молодая местная команда «Disclainer». Ребятам нет еще и 20, играют умеренно-тяжелую музыку. Исполнили несколько каверов «КиШей» и «Арии», прекрасно сыграли (и даже «на бис») «Smells Like Teen Spirit» «Нирваны». «Disclaimer» играл в следующем составе: Влад Цуранов — гитарист, у студента КПЛ (№ 113) не только новая гитара, но и заметный прогресс в исполнительском мастерстве, еще один гитарист Никита Рявкин, вокалист Алексей Надьярный, Артем Таранец — бас. И, ну, ну очень всем понравился, игравший на ударных 19-летний Богдан Розмирский. А музыканты у нас подрастают неплохие!

Отдельный респект «Сержанту» за блюзово-психоделические запилы с «Барабасом».

Концерт вышел на славу. Музыканты играли сами по себе, не слишком заморачиваясь контактом со зрителями. Им было хорошо. Но на уже прибитое место и зритель уже пришел подготовленный, поэтому хорошо было и ему. Зрители вспоминали добрым словом Пинаева, общались с друзьями, наслаждались чудесной клубной атмосферой чудесного уголка Константиновки.

Такая вот вышла староукраинская тризна. Светлая и красивая.

А горя не было. Ведь Валерий Пинаев никуда не уходил. Он стал частью той музыки, которую любил всю жизнь, которую играют ребята.

И.Бредихин.

* Проверил себя по Википедии. Боб Марли умер в мае 1981, но психологически для меня его смерть в траурном ряду 1980.

Comments

 Знаете....ребята молодцы. Уважаю людей идущих к цели. Но, толи я старой закваски толи чего то не понимаю.....   Петь серьезные песни в подштаниках....... все равно что признаваться в любви и жрать кислую капусту. Вот потому и не принимаю я этих ребят как серьезных людей. Песни пели хорошие. Но подштаники. Для взрослого человека. Жара не оправдание. Не было образа. Чувства были.Поэтому все воспринималось как бульварное творчество.

Ответ на от Владимир Иванович

 

Я думаю если певцы начала ХХ века увидев выступление Муслима Магомаева, то тоже нашли много чего не культурного и неприличного на их взгляд.

На эту тему в истории много чего интересного было смена различных направлений в искусстве всегда проходила жестко. Почему-то  сложившиеся традиции считаются не непоколебимыми и правильными, а новые некультурными и вредными.

Кстати почитайте Убежище. Анна Франк. Событие 40-х годов, а взаимоотношение между людьми те же.