Семь раз отмерь, а один раз отрежь — но только по решению суда!

17 июля 2009 г. Кабинет министров Украины вынес постановление № 731 «О внесении изменений в пункт 53 Правил пользования электрической энергией для населения». Эти изменения наконец‑то пролили свет на «чёрные дыры» в нашем законодательстве, регулировавшем правоотношения в сфере пользования электроэнергией. А точнее — на процедуру отключения потребителя от энергоснабжения, чем в значительной мере защитили потребителей от произвола работников энергоснабжающих организаций. Честно говоря, эти изменения уже давно следовало бы принять, потому что работники энергонадзора зачастую, как говорится, «с порога», обвиняют потребителей в краже электроэнергии, умышленном повреждении приборов учета и прочих прегрешениях и делают обрезание (проводов) без суда и следствия. А потом пусть потребитель доказывает, что нарушений не было, предварительно уплатив кругленькую сумму штрафа и за подключение к энергоснабжению.

Теперь же «В случае выявления представителем энергопоставщика нарушения потребителем Правил пользования электрической энергией (далее — Правила, — ред.), в том числе фактов хищения электроэнергии, составляется Акт, который подписывается представителем энергопоставщика и потребителем. Один экземпляр Акта вручается потребителю, другой остается у энергопоставщика. Потребитель имеет право внести в Акт свои замечания (например, написать, что он с Актом не согласен)». Потребитель может вообще отказаться подписывать Акт — «В случае отказа потребителя от подписи, в Акте делается примечание об отказе. Акт считается действительным, если его подписали три представителя энергопоставщика».

Следует отметить, что представители РЭС, работающие по договору-подряду, обязаны предъявить хозяину дома документы: служебные удостоверения и направление-допуск на проверку. В нем должны быть указаны: дата проверки, ее цель (снятие показаний счетчика, осмотр помещения и прочее), фамилии контролеров и подпись руководителя. При этом контролеры не имеют права вмешиваться в работу приборов учета и оставлять записи в расчетной книжке потребителя. Технический осмотр электросчетчика и обследование электроустановок должны проводиться два раза в год контролерами, имеющими вторую и третью группу квалификации, о чем должна быть запись в их удостоверении.
Акт о нарушении Правил рассматривается комиссией по рассмотрению Актов, которая создается энергопоставщиком и состоит не менее чем из трёх уполномоченных представителей энергопоставщика. Потребитель имеет право присутствовать на заседании комиссии по рассмотрению Актов. Энергопоставщик уведомляет потребителя не позднее чем за 20 календарных дней до дня заседания комиссии о его времени и дате. Акт о нарушении Правил не рассматривается в случае неуведомления или несвоевременного уведомления потребителя о времени и дате заседания комиссии. Решение комиссии по рассмотрению Актов оформляется протоколом, копия которого выдаётся потребителю. В протоколе записывается информация о причастности потребителя к нарушению Правил.

В случае причастности потребителя к нарушению Правил в протоколе указываются:

— сведения об объеме и стоимости неучтенной электрической энергии;

— расчет проведенных начислений с ссылкой на соответствующие пункты Правил и утвержденной постановлением НКРЭ от 4 мая 2006 г. № 562 Методики определения объемов и стоимости электрической энергии, неучтенной в результате нарушения потребителем Правил пользования электрической энергией.

В случае отказа потребителя от уплаты стоимости неучтенной электрической энергии, энергопоставщик обращается с иском в суд и имеет право остановить снабжение электрической энергией после принятия судом решения в пользу энергопоставщика (кроме случаев выявления факта самовольного подключения). Если между потребителем и энергопоставщиком не достигнуто согласие о пользовании электрической энергией, её оплате, сохранности приборов учета и т. д., спорные вопросы решаются в установленном законодательством порядке.

Таким образом, в новой редакции пункта 53 Правил появилось положение о работе комиссии по рассмотрению Актов. И главное, энергопоставщик теперь имеет право отключить потребителя от энергоснабжения (сделать обрезание проводов) только после вынесения судом решения в его пользу. Но не спешите радоваться: авторы документа, как всегда, оставили лазейку для наших РЭСовцев, позволяющую им продолжать чинить произвол. В Правилах указано, что исключением является самовольное подключение — «споживання електричної енергії без укладення з енергопостачальником договору про користування електричною енергією або підключення з порушенням цих Правил».

Надеюсь, что данная информация все же послужит вам добрую службу в конфликтных ситуациях с энергопоставщиком, сделает вас сильнее и смелее в 2010 году!

О. Чичкова, юрист.

От редакции

Мы поинтересовались у начальника РЭС В. Дурнева, знакома ли его организация с этим постановлением и выполняет ли его. На что Виталий Николаевич ответил, что с этим документом, а также принятыми в соответствии с ним методиками проверок, РЭС знаком. Однако, особенных изменений в действия контролеров и представителей РЭС он не внес. Ведь только 5 % всех нарушений потребления электроэнергии не связано с самовольным подключением. В месяц таких актов составляется от силы 10. Причем, в основном нарушители с ними соглашаются и оплачивают штраф. Поэтому, после появления этого постановления РЭСу еще не пришлось решать дело в суде. Так что всех, у кого «левые» набросы на провода, розетки и т. п. РЭС как «отрезал», так и будет «отрезать».

Comments

Всё дело в том, что контролёры "с порога" начинают атаку своими фразами о пломбах, о проводах... потребитель электроэнергии (он же хозяин дома) начинает сомневаться: "А вдруг и правда, что-то не так, нужно быть повежлевее, чтобы сгладить свою вину..."

Нужно просто быть уверенным, что у Вас всё в порядке.

Для начала потребуйте документы (как правило добровольно контролёры этого не делают)...

Не бойтесь составления акта, спокойно дождитесь пока они изложат свои мысли. А потом добавте все нарушения со стороны контролёров (может они грубили, может не хотели показать свои документы...). Они должы будут подписать и Ваши замечания :)

Не нужно торопиться, и контролёры сами не захотят тратить на Вас время :)