Евгений Андреев: «Кризис заставил повернуться к отечественному»

Сегодняшний наш собеседник — молодой предприниматель, экономист по образованию Е. Андреев. Открытый им три года назад магазин «Мойдодыр» — самая «свежая» часть семейного бизнеса, единой торговой сети, куда входят еще и хорошо известные константиновцам магазины «Кредо». Специализируются эти торговые предприятия на кризисном ныне товаре — строительных и отделочных материалах.


— Честно говоря, времена не лучшие, — говорит Евгений. — Сказать, что рынок сузился, это ничего не сказать. У нас спрос всегда имеет некоторый сезонный характер: и ноябрь, и декабрь для нас пиком продаж никогда не бывают, но по сравнению с прошлыми годами спрос очень сильно упал. Сейчас люди, как мне кажется, полноценные ремонты свернули, занимаются обновлениями интерьера и заменой самого необходимого. Пока все замерло, но надеюсь, к лету почувствуем некоторый подъем. Пока рук не опускаем и держимся, ни один сотрудник у нас не был сокращен. Хотя урезать рабочее время все-таки пришлось, мы давали людям больше выходных.

Выживаем за счет закупленных ранее материалов и делаем небольшие новые закупки. Главное в этих условиях для себя определили — ассортимент товара должен быть широк. Цены, по возможности, будем снижать, вводить акции. Например, сейчас на десять дней снизили цены на 5‑20 % на разные виды керамической плитки. Переориентировались и в работе с поставщиками.

Нет худа без добра — для украинского производителя сейчас, можно сказать, времена не худшие. Раньше в торговые сети активно завозились китайские товары, как известно, не самого высокого качества. Местные производители в ценах, уж не знаю по какой причине, никак не могли конкурировать с «китаем». Сейчас доллар вырос, китайский продукт тоже подорожал, зато стала видна и продукция наших производителей, на которую раньше не обращали внимания. Цена — это очень важно, мы на нее ориентируемся и сейчас; китайский товар у нас также представлен в магазине, но качество — вопрос первостепенный.

Потребители до осени прошлого года привыкли, что все шло по накатанной — кредиты, перспективы в плане работы, денег. Сейчас надо бы спуститься с небес, урезать запросы, об излишествах, о дорогой испанской плитке вообще пока можно забыть. Нужно лучше считать, да и вообще пересмотреть, если хотите, всю концепцию своего ремонта. Есть способ удешевить его и не проиграть в качестве. Например, взять пластик и плитку. Нашим людям проще облицевать все пластиком — это дешевле, но долговечным этот способ не назовешь. Многие давно это поняли, я, например, не видел пластиковой облицовки за границей, там его используют мало. Но можно сделать ремонт и на отечественных материалах, на плитке, которая не хуже импортной. Все заводы, с которыми мы сейчас работаем — польские, но строятся на Украине, на некоторых уже пошла продукция, она есть в продаже. Ценовую политику они сейчас тоже корректируют, например, по некоторым наименованиям сантехники. Нам не стыдно перед горожанами за продукцию, которую выпускает киевский, харьковский заводы. Это не та плитка, которая была 10‑15 лет назад — перевязанные бечевкой брикеты, которые было невозможно достать. Теперь это модернизированные, с мощными итальянскими линиями, предприятия, с продуктом по приемлемой цене. Нужно поменять свои стереотипы и потребителям — не бояться родных производителей.

Переориентировались мы и с сантехникой — предлагаем еще и пришедшего к нам польского производителя, работающего в концерне с итальянцами. По ламинатам — речь идет о закупке российских материалов. Это швейцарский концерн, работающий на их территории.

— Как вы лично приспосабливаетесь к жизни в трудные времена, снизили ли планку своих запросов, отбросили ненужное?

— Затянул потуже поясок и стал считать больше. Вот вам пример — раньше мог позволить себе включить теплые полы, не задумываясь, сколько электроэнергии накрутит (для нормального прогрева кафеля нужны хотя бы сутки), сейчас смотрю на счетчик. Экономим на энергоносителях, отключаем газ, покупаем устройства дополнительные, чтобы оборудование само выключалось, не крутило вхолостую. Интересовался я и всякими альтернативными источниками энергии, задавал вопросы, но считаю, что они пока чересчур дороги.

Мы не отчаиваемся, нельзя останавливаться, иначе потеряем сотрудников, а кадры нарабатываются годами. И людей, которые хотят с тобой работать и вкладывать душу, надо найти, затем «вырастить». Мы и «выращиваем», пытаемся свое понимание дела вкладывать в людей, которые непосредственно общаются с покупателями. У нас ведь своя специфика — нет прилавков, огромный выбор. Человек может растеряться, застесняться, к каждому нужен подход, может быть подсказка. Это не просто, так что своими сотрудниками мы дорожим. Конечно, пришлось ужаться, это все ощутили. Честно говоря, десять лет назад, когда я зарегистрировался как частный предприниматель, когда мы начали развиваться, было немного легче. Партнеры — родные люди, ну не получится, и ладно. Сейчас ответственности больше, есть люди, которые от тебя зависят. Так что заколотить окна-двери и уехать в теплые края пережидать кризис — не получится.

Беседовала В. Гейзер.