Приказное производство, как способ снижения вала коммунальных судебных разбирательств

В нашей стране только ленивый не пишет себе законы. Закон один и перед ним все равны! Да вот только трактуют закон каждый кто как хочет и как ему выгодно! Лидерами в Константиновке по написанию и толкованию этих самых законов, то бишь, решений, для удовлетворения собственных интересов являются органы местного самоуправления и коммунальные службы. Промышляют кто чем может. Кто решениями, а кто просто договором друг с другом, этакий «междусобойчик», но оплачивать должны потребители. Даже в договорах они упоминаются, эти самые потребители, правда, в разделе расчетов. А зачем упоминать их в разделе «права и обязанности сторон». Вдруг начнут «качать» права!

После очередных совместных усилий коммунальных служб и органов местного самоуправления каждый из нас получил счета за коммунальные услуги! Хотим заметить,  что при этом у большинства граждан нашего города отсутствуют договора об оказании услуг с коммунальными предприятиями, но все равно ПЛАТИ! А не заплатил добровольно, присвоят «почетное» звание должник и по решению суда взыщут с должника начисленную сумму! Правда, как жалуются коммунальщики, работа по взысканию долгов ведется не совсем успешно. Взыскивается всего около 40 % задолженности. И, как следствие, говорят они, предприятие несет убытки, а это отражается как на работе самого предприятия, так и на его работниках, а также на местном и государственном бюджетах.

Кто же виноват в этом?

Работа по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги часто упирается в одно из ключевых ограничений — «пропускную» способность судов. Как правило, суды не в состоянии в пределах срока исковой давности рассмотреть все иски против должников. В лучшем случае — в отношении приблизительно трети из них. Руководство жилищно-коммунальных предприятий сетует в результате на суды и на государственную исполнительную службу (второе «узкое горлышко» — исполнение решений судов). Получается более-менее гармоничная картина: долг есть — но мы не виноваты, и ничего кардинального сделать с целью его уменьшения не можем.

К сожалению (для коммунальщиков), вышеописанная картина не так правдива. Проблема с судами на самом деле возникает в основном по их вине. А именно потому, что отсутствует практика всеобщего заключения договоров с потребителями жилищно-коммунальных услуг. Согласно ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»: «3. Споживач зобов’язаний: 1) укласти договір на надання житлово‑комунальних послуг, підготовлений виконавцем на основі типового договору; 5) оплачувати житлово‑комунальні послуги у строки, встановлені договором або законом». Если бы предприятия сферы коммунальных услуг выполняли нормы этого закона, одно из «узких горлышек» (судебное) в процессе взыскания задолженности потребителей попросту исчезло бы. Потому что можно было бы использовать нормы о приказном производстве (раздел II-й Гражданско-процессуального кодекса Украины).

Чем бы приказное производство облегчило прохождение дел в судах? Во-первых, оно основывается на четкой доказательственной базе в письменной форме (договор), то есть судьям фактически нужно меньше уделять времени оценке доказательств. Также реже идти на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, как в случаях взысканий задолженности без договоров и доказательств оказания услуги («есть решение о тарифах — должен платить»). Во-вторых, согласно ст. 102 ГПК Украины, выдача судебного приказа производится в течение 3‑х дней без вызова сторон. Это в разы уменьшает продолжительность «судебной стадии». В тоже время, если потребитель не согласен с этим судебным приказом, он может подать в течение 10 дней, с момента получения по почте, заявление об отмене судебного приказа. В-третьих, приказное производство суды могут организовать по аналогии с рассмотрением дел об административных правонарушениях водителей по старому законодательству. То есть, секретари и помощники судей работают со всеми бумагами, а судья лишь проверяет и подписывает документ. При необходимости, председатели судов могли бы закрепить за каждым жилищно-коммунальным предприятием необходимое количество сотрудников аппарата суда. Их все‑таки больше, чем судей.

Кто может убедить жилищно-коммунальные предприятия заключать договора и использовать приказное производство?

1. Судьи. Как одна из наиболее «пострадавших сторон», они должны быть в этом заинтересованы. Ведь приказное производство значительно бы уменьшило нагрузку на них. Для достижения поставленной цели им достаточно просто отказывать на основании ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» во взыскании с потребителей жилищно-коммунальных услуг так называемой «задолженности». То есть, руководствоваться простым принципом: «нет договора — нет срока — нет нарушения срока оплаты». Естественно, найдутся особо «твердолобые» коммунальные предприятия, которые не захотят заниматься договорной работой и начнут оказывать давление на суды. Для них тоже есть отдельный рецепт — дотошно с упорством наилучшего следователя требовать предоставления доказательств оказания жилищно-коммунальных услуг. Причем, не формальных (решение о тарифе и выписка из лицевого счета), а реальных (перечень выполненных работ; их подтверждение; сметы; показания свидетелей; заключения сметно‑строительных и иных экспертиз…). Не предоставлены доказательства — отказ в удовлетворении исковых требований.

2. Правозащитники. Способ один — добиваться изменения судебной практики прецедентными судами. Ведь пока суды будут взыскивать задолженность без договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, тратить время и ресурсы на их заключение никто не будет. Вполне возможно, что придется обращаться в Европейский Суд по Правам человека за защитой права собственности и права на справедливое судебное разбирательства.

3. Местные политики. Мэры городов маловероятно поддержат такую компанию, ведь несут практически персональную ответственность за состояние дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Хотя могут заинтересоваться будущими преимуществами в работе с задолженностью и возможностью прослыть эффективными реформаторами. Депутатам городских советов легче «ставить ребром» проблему, хотя меньше влияние. Они могут отказаться предоставлять льготу по госпошлине при ведении исковой работы, оставив ее лишь для приказного производства. В таком случае, жилищно-коммунальные предприятия просто не смогут массово подавать иски на потребителей услуг и вынуждены будут менять методы работы с должниками.
 
О.Чичкова, Б.Бондаренко, проект «Мониторинг доступа граждан к правосудию при рассмотрении коммунальных дел в суде».