Госзаказ посадил предприятие в долговую яму

На минувшей неделе вновь появился повод вспомнить о дорожниках ПКС «Спецстрой». Ситуация с дорогами кардинально не улучшилась, но с предприятием уже начинают судиться бывшие сотрудники — по поводу многотысячных долгов по заработной плате. Пока к решительной мере прибег только один — электромонтер Михаил. Иск он подал в декабре и после разбирательства Константиновский горрайонный суд принял решение в его пользу.


 
В. Могиленец

— Уволился я в сентябре, так как зарплату не платили два месяца, — объясняет Михаил. — Сумма долга составила 4,2 тысячи грн., но после увольнения эти деньги мне не отдали. Долго кормить себя сказками о тяжелом финансовом положении предприятия я не дал, подождал пару месяцев и подал в суд. Мне даже справку о задолженности выдавать не хотели, ни после устных, ни после письменных обращений на судебные заседания представитель предприятия не являлся. Но суд я все‑таки выиграл, решение было вынесено в марте. Теперь «Спецстрой» должен возместить мне намного больше — 15,2 тысячи гривен, сюда входит не только долг по зарплате, но и 200 грн. морального ущерба, а также 10,7 тысячи — сумма среднего заработка за 5 месяцев (за задержку расчета при увольнении). Правда, пока решение суда не выполняется, я не получил ни копейки из положенных денег. Хотя какие‑то деньги на предприятие поступают, город в апреле заплатил им 70 тысяч гривен. Часть этой суммы должна была быть перечислена по моему исполнительному листу, но ее нет.

Пока примеру Михаила никто из уволившихся коллег последовать не решился. Хотя за несколько месяцев из «Спецстроя» ушла большая часть коллектива — из работавших там 170 человек на сегодня «в строю» осталось лишь 60 человек. Как говорят некоторые из уволившихся, судиться со своей организацией они не спешат, хотя сумма долга по зарплате у многих достигает 10 тысяч. Пока люди надеются подтолкнуть предприятие отдать деньги, обращаясь в прокуратуру, звоня на «горячую линию» Кабмина. Многие просто не хотят отрезать себе путь, все равно большинство без работы и хотели бы вернуться на предприятие. Обещанных миллионов два года ждут.

Начальник ПКС «Спецстрой» Владимир Могиленец сообщил, что задолженность по зарплате у предприятия составляет 8 месяцев, сумма — около миллиона (зарплаты у специалистов были неплохими, на уровне среднеобластных). «Спецстрой» вообще является примером того, как можно поставить на грань разорения крепкое предприятие, применив вроде бы удачное и верное средство — получение бюджетного заказа.

— Мы два года строим объект под Ясиноватой, — заявил В. Могиленец. — Прокладываем развязку магистрального водовода. Этот объект нас в калошу и посадил. С прошлого года нам из госбюджета должны были оплатить около 2 млн грн. Заказчик строительства — ДСУ-31 Треста «Дорстрой», чей шеф — областная служба автомобильных дорог. Всего для строительства объекта должны были выделить 20 миллионов.

В ожидании финансирования «Спецстрой» вел работы, вкладывал оборотные средства, брал материалы в долг, но обещанных денег «Укравтодор» так и не дал. Ситуацию усугубило то, что для выплат зарплаты сотрудникам дорожной организации в минувшем году пришлось брать банковский кредит в 1,2 млн грн. В прошлом году из госбюджета дали 2,5 млн на этот объект. Деньги пришлось делить на семь подрядных организаций, и «Спецстрою» вообще ничего не досталось. Теперь ждут обещанных миллионов в этом году.

Тем временем, организация на глазах погружается в финансовое болото. Все поступающие деньги (город мелкими кусочками гасит прошлогоднюю задолженность) идут на зарплату. В Пенсионный фонд должны 400 тысяч, пока удается оплачивать только штрафы, а до самого «тела» задолженности дело дойдет неизвестно когда. Кроме того, по появившейся недоимке начинает предъявлять претензии налоговая. Газ организации не дают — нет средств на предоплату. Банк, с которым не расплатились по кредиту, предъявил свой иск «Спецстрою».
 

Зарплату дадут только тем, кто остался


— Да, город дал нам 70 тысяч в середине апреля из трехсот тысяч, которые он задолжал с прошлого года. 36 тысяч я сразу пустил на зарплату сотрудникам, — объясняет Владимир Дмитриевич. — Я не могу сегодня отдать деньги тем, кто ушел от нас. По закону они, конечно, правы, в течение суток я должен выплатить человеку расчетные, но в такой ситуации я лучше заплачу тем, кто остался работать, поддержу и их, и предприятие. У меня на счету буквально каждая пришедшая гривна. Вся дорожная отрасль в этом году оказалась в яме. Мы до сих пор не знаем, сколько на нас отпустил госбюджет.


Пациент скорее жив


Несмотря на долговую яму, ПКС «Спецстрой» не остановился, хотя и задействован только на треть. Сейчас выполняет пару заказов по дорогам в Донецке, оплачивать которые будет бюджет областного центра. Начали потихоньку ямочный ремонт и в городе, по проспекту Ломоносова, материалы берут в долг, свой асфальт предприятие не производит. Собираются в ближайшее время приступить к ремонту северного путепровода, хотя договора никто не заключал, и когда город оплатит работы 2009 года, никто предположить не берется.

В. Гейзер.