Константиновский трамвай стал аттракционом для немцев и англичан

Несмотря на равнодушие властей разного уровня к константиновскому трамваю, есть еще люди, которые считают этот транспорт уникальным и интересным. Наш трамвай уже собирал три года назад фанатов этого вида транспорта из Украины и России, в количестве 25 человек. Тогда они объехали все маршруты возрождающегося в то время трамвая. В среду прошло такое же мероприятие, в котором приняли участие уже 30 человек из Великобритании и Германии — представители «всемирного клуба любителей электротранспорта».
 
 

В разгар рабочего дня тридцать вооруженных до зубов фото-, и видеотехникой поклонников электротранспорта из Великобритании и Германии ступили на территорию трамвайного депо. В основной своей массе это бывшие сотрудники трамвайных управлений, а также просто фанаты, которым интересны особенности электротранспорта в разных странах мира. Как рассказал организатор тура с украинской стороны Константин Козлов, — «для европейцев трамвай — сугубо урбанистический вид транспорта, а у нас очень часто трамвайные линии проходят в частных секторах городов, и для иностранцев такой контраст представляет немалый интерес».

Прием гостей начался с посещения мастерских трамвайного управления. В качестве гида выступила начальник трамвайного управления Вера Заплатина, которая вкратце рассказала историю и нынешнее положение дел в трамвайном хозяйстве, показала уникальные образцы трамваев, которые были (и есть) на службе у предприятия. Это, в частности, так называемая «снегурочка» — специальный трамвай для очистки полотна от снега. Кстати, он вызвал живой интерес у посетителей, что вылилось в массовое сверкание фотовспышек. Также гостей заинтересовали трамвай с бортовым номером «808» (грузовой, для перевозки ремонтных материалов), и трамвай № 131, предназначенный для проверки проводов контактной сети. Вся изюминка — в застекленной крыше, которая сделана, по словам Веры Заплатиной, руками самих трамвайщиков.

Обособленный от управления «памятник константиновскому трамваю» также заинтриговал прибывших гостей, которые не упустили возможность задать вопрос по его поводу. В ответ им рассказали, что этот памятник установлен к 70‑й годовщине открытия трамвайного движения, а в прошлом этот вагон — такая же «снегурочка», только переделанная под старинный трамвай для памятника.

В конце экскурсии по трамвайному парку Константин Козлов и глава зарубежной делегации Иен Лангуорт презентовали хозяевам красочную брошюрку о трамвае в различных городах Великобритании. В качестве ответного жеста им хотели подарить книгу об истории трамвая в Константиновке, но «свободного» экземпляра не нашли.

После улаживания финансового вопроса, который обошелся гостям в 500 добровольно отданных гривен (в руководстве КТУ отметили, что это по их нынешней жизни рекорд, больше 300 гривен трамвай в день не привозит), началась самая интересная и желанная часть для гостей — сама поездка. Маршрут ее был проложен по ул. Ленина до северного путепровода, потом на Новоселовку и обратно до Центрального рынка по Емельянова и Белоусова, и назад в депо. Многие из гостей и хотеди бы проехаться до молокозавода по «четверке», но такой маршрут им предложен не был.

Уже на обратном пути в депо половина гостей, ведомая Константином Козловым, решила все-таки проехаться до молокозавода за свои деньги, на рейсовом трамвае. Так что полтора десятка человек с фото-, видеотехникой, разговаривающие, в принципе, на не очень знакомом нашим землякам английском языке, произвели на горожан неизгладимое впечатление; еще не один день люди будут обсуждать увиденное при поездке на трамвае в среду.

По-разному вели себя наши гости в процессе поездки: кто‑то не отходил от окон, пополняя свои фотоаппараты все новыми и новыми снимками, а кто‑то вяло и безучастно просидел на своих местах. Если учесть, что наш город был вторым в этот день после Авдеевки, а приехавшие — в большинстве своем пожилые люди, то неудивительно, что многие выглядели уставшими, хотя огонек интереса горел в их глазах.

Наши гости отметили главной проблемой донбасского трамвая его удаленность от густонаселенных массивов: «У вас трамваи в таких городах, как Краматорск, Константиновка, ходят «из одного села в другое, — отметил гн. Лангуорт, — В Великобритании же они ходят в центрах больших городов». Также было отмечено, что для восстановления полноценного трамвайного движения в городе необходимы огромные средства на ремонт путей и пополнение подвижного состава. Как вариант, для решения последней проблемы было предложено покупать отреставрированные в Днепропетровске трамваи КТМ-5 (модель, которая и состоит на службе у трампарка), цена на которые, по словам Константина Козлова, значительно ниже, чем на новые.

Проехавшись по нашим окрестностям, полюбовавшись красотами, гости не ушли «по‑английски», а сказали: «See you later!» (еще увидимся!) и отправились дальше — покорять на любимом им трамвае просторы городов Енакиево и Донецка.

А. Полевач.