Есть ли жизнь без центрального отопления?

Зима властно вступила в свои права, показатель температуры воздуха в жилищах горожан приобрел жизненно важное значение. У тех, кто смог обзавестись автономным отоплением, опасений за тепло в родном доме нет. Клиенты же Теплосети с опаской дотрагиваются до батарей, чтобы хоть таким методом определить, сколько тепла они получают, и не пора ли затевать хлопотную процедуру перерасчета за недопоставленную услугу.
 
 

Но есть в городе категория потребителей, которую ни к автономщикам, ни к клиентам Теплосети не отнесешь. Это жители домов, полностью отключенных от централизованного от отопления. Без ЦО они живут по несколько лет и отнюдь не у всех есть возможность потратиться на автономку.

Среди них и двухподъездная пятиэтажка, расположенная по ул. 6-го Сентября, 18‑А. Этому дому, возведенному для семей строителей, около тридцати лет. Эпопея с теплом тянется чуть ли не десяток лет. Причина — ворох проблем, которые не смог или не захотел решать еще бывший ЖЭК № 2, под чьей опекой находилось жилое здание. Главная — изношенные до предела подвальные коммуникации. В доме верхняя разводка отопления, и при замене забитого стояка ЖЭКовские работники так и не «пробились» в одну из пустующих квартир. Залатать подвальные коммуникации тоже не вышло — производить сварку в подвале слесаря отказывались, говорят, туда не пролезть. Предлагали жильцам вместо этого пустить тепловые трубы по полу квартир на первых этажах, правда, заменив металл на пластик. Хозяева отказались — бить дыры в жилище охочих не нашлось, тем более, в таком доме. Как говорят старожилы, в здании есть одна «особенность» — кое‑где отсутствуют плиты перекрытия между подвалом и первым этажом. Они исчезли еще при строительстве дома, так что местами пол первого этажа держится на деревянных лагах, которые в подвале подпирают кирпичные столбики, есть квартира, где вместо пола зияет дыра в подвал. Второй подъезд еще поборолся — пару лет назад все‑таки сбросился и нанял частного подрядчика, но это не помогло, тепло так и не появилось, и уже три года дом полностью отключен от отопления.

Как здесь выживают, рассказали сами жильцы.

Тетя Шура,1 этаж:

— Мы уже и забыли, когда у нас отопления не стало, мне кажется, лет восемь прошло. Пара человек поставили автономки. Остальные, в том числе и я, выкручиваемся как можем. Мы себе купили масляную батарею и перетаскиваем ее за собой из комнаты в комнату. Одно неудобство: боюсь оставлять ее включенной на ночь, так что спим как в берлоге, главное — побольше одеял. Топим только вечером, есть еще маленький электрокамин. Нам и в морозы этого хватает, маленьких детей в квартире нет. У нас колонка, так что с горячей водой проблем нет.

Денис, 5 этаж:

— У меня трехкомнатная квартира, правда, зимой две комнаты приходится закрывать и пользоваться одной. Помещение обогреваю электрообогревателем, большую часть дня провожу на работе, так что включаю его только вечером. Конечно, расходы на электроэнергию зимой возрастают. В прошлый сезон в месяц я платил гривен двести, но если сравнить эту сумму со счетом за отопление, то лучше уж топить камином.

Аркадий Романович и Любовь Ивановна, 2 этаж:

— Нам Теплосеть должна больше 200 грн., мы переплатили, хотя и тепла‑то не было. Теперь вот мерзнем. Покупать всякие рекламируемые электроковрики на стену опасаемся, вдруг это опасно, а масляные батареи, говорят, неудобны. Хочу чтобы было как раньше, — государственное центральное отопление, оно не такое вредное. Хотя, теперь наша трехкомнатная обойдется нам гривен в 600, а на такую пенсию, как наша, далеко не уедешь, даже если льготы. И если в доме вдруг сделают отопление, кто гарантирует, что тепло будет? Так что пока мы заделали все щели и греемся только кухонным газом, старательно проветривая помещение.

Любовь Николаевна, 4 этаж:

— Прошлой зимой я платила самое большее 800 киловатт в месяц (около 200 грн). Обычно мы закрываем одну комнату и пользуемся электрообогревом целый день, ведь у нас бывает маленькая внучка. Температура в комнате доходит до 20 градусов, но в основном она немного ниже. Но вернуться к старой системе я не хочу.

Несмотря на многолетнее отсутствие тепла, официально клиенткой Теплосети многоэтажка быть не перестала. С марта 2006 года она числится находящейся на капитальном ремонте, хотя никаких работ с тех пор здесь никто не вел. Хорошо, хоть Теплосеть счетов людям не присылает, хотя и своих долгов за переплаченную услугу жильцам не вернула. Газовщики и Энергосбыт, памятуя о ситуации в доме, регулярно инспектируют жильцов. Несмотря на это, жильцы и думать не хотят о возвращении к дорогостоящему центральному отоплению. Поначалу жаловались много, но после увеличения тарифов на отопление писать петиции перестали. В свое время «выбили» у властей замену подъездных электрокабелей, которые выдерживают многократно выросшую нагрузку. Так что теперь тихо радуются, что им удалось, хоть и нечаянно, исполнить мечту многих клиентов Теплосети — вырваться из цепких объятий монополиста и уйти от драконовских тарифов.

Всего, по данным заместителя городского головы А. Демченко, в городе на данный момент существуют двадцать многоквартирных домов, отключенных от централизованного отопления. В подавляющем большинстве власти согласились на эту меру вынужденно, из‑за вконец сгнивших коммуникаций, восстановить которые невозможно. Многим домам уже больше полувека, как, например, дому по ул. Шмидта, 39. Жители его сами отказались от центрального отопления, после многолетних безуспешных попыток восстановить теплосистему. С домом по Харьковской, 40 произошла та же история. Самый известный пример — девятиэтажка по пл. Победы, 3. Здесь официальный уход от Теплосети произошел почти три года назад. Все системы перемерзали, так как технический этаж был расположен не в подвале, а вверху, над встроенными магазинами и кафе. Дом практически полностью перешел на автономное отопление.

Кстати, от неэффективного поставщика тепла попытались сообща уйти и жители соседнего с многострадальной пятиэтажкой № 18‑А, дома по ул. 6-го Сентября, 18. Хотя таких серьезных проблем с отоплением там в последнее время не было, тепло в дом поступало. Недавно жители дома направили в комиссию по установке автономного отопления заявления об отключении от Теплосети и намерены установить индивидуальное отопление.

В. Гейзер.