Демократия – это возможность защищать свои права

Printer Friendly, PDF & Email
В прошедший понедельник в нашей стране, в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, отмечался День прав человека. Кто, как не главный вершитель правосудия в городе, может лучше рассказать о соблюдении прав человека у нас, подумали мы, и решили встретиться с председателем Константиновского горрайонного суда Владимиром Нейло.

- Владимир Васильевич, что Вы можете сказать о соблюдении прав человека в Константиновке?

- Давайте посмотрим все по порядку. Человек выходит из дома. Где он видит первое нарушение? В транспорте. Разве можно сказать, что в наших автобусах не нарушаются права граждан? Разве можно сказать, что в транспорте человек получает те услуги, которые оплачивает при проезде?

И это человек только пытается добраться на работу. Но ему уже показали, что он никто. А попробуй еще сказать о своих правах, получишь в ответ грубость водителя. А если неработающего пенсионера, экономящего каждую копейку, незаконно заставляют оплачивать проезд, то это просто кошмар. Правда, уже есть случаи, когда в суде права граждан на льготный проезд были защищены.

Еще хуже с правами человека на работе. Если гражданин даже хорошо выполняет свои обязанности, но собственник предприятия не желает платить налоги, то он часть зарплаты дает минимальную, а другую - в конверте. Но ведь это влияет на благополучие гражданина. Когда он станет пенсионером, то у него не будет средств даже на проезд, т.к. пенсию будет получать минимальную, исходя из заработка. И отчисления этот собственник делает минимальные. Но ведь таким образом собственник и государство ставит на колени, т.к. не с чего формировать пенсионный фонд и т.п.

Вот так те несчастные люди, которые всю жизнь проработали и строили разрушенные ныне заводы, остаются теперь без средств к существованию.

Разве можно говорить, что права человека здесь не нарушены?

Все это видят, понимают, что такой бесправный гражданин никогда не станет жаловаться, и это всех устраивает. Работник молчит, т.к. иначе он останется без работы. А собственник экономит для себя колоссальные деньги.

Дальше человек возвращается домой, где он проводит большую часть своей жизни. Это его уют и благополучие, которые во многом зависят от коммунальных служб. То, за что он платит и должен получать соответствующую услугу. Но, к сожалению, с первого шага здесь одни проблемы: состояние подъездов в ужасном антисанитарийном состоянии. Причем, не от того, что их не ремонтируют. Через месяц после ремонта он превращается в такой же. У людей, а особенно у детей, нет сознания, что нужно жить в чистоте.

Бесспорно, оплачивать услуги надо в полном объеме. Каждый обязан это делать. Но если ты недоволен качеством предоставляемых услуг, то фиксируй и оспаривай их.

Например, мы привыкли к четко фиксированной оплате за электроэнергию. Здесь каждый платит четко и по счетчику. Да, есть нарекания, что напряжение скачет и т.п., но в основном, система работает.

- Мы знаем, что обычно РЭС подает в суд на потребителей за нарушения. Но почему люди не подают в суд на РЭС за внезапные отключения? Часто жители сидят без света и электричества, в магазинах перестают работать холодильники, портятся продукты и т.п. Ведь здесь явно нарушены их права?

- Действительно, подачи в суд на возмещение ущерба в подобных случаях практически нет. Почему? Потому что, учитывая нашу судебную систему, чтобы подать в суд, гражданам необходимо сделать физические и материальные затраты. Нужен адвокат или юрист, которые, в основном платно, помогут составить исковое заявление. У нас есть образцы по несложным типичным делам. Но мы не можем по всей категории дел дать рекомендации. Потерпевший несет первый раз затраты. Затем надо обязательно государству оплатить судебный сбор и за информационное обеспечение. Далее, после подачи документов, судья проверяет и в течение только 10 дней выносит дело на предварительное рассмотрение, или просит в течение какого-то времени предоставить дополнительные документы. Предварительное рассмотрение проводится в течение двух месяцев. На рассмотрение дела по существу уходит еще один месяц. Скажите, может ли реально гражданин таким образом защитить свои права? Есть ли в этом смысл?

Из этого всего два исключения: по трудовым правоотношениям и по алиментам. Здесь срок сокращен до месяца.

Но опять же, нет гарантии, что все будет решено и в эти сроки. К примеру, ответчик, РЭС или другая коммунальная служба, обязательно будет обжаловать решение, если оно принято не в пользу истца. Затем, когда будет назначено рассмотрение в апелляционном суде и назначено заседание, а кто-то не явится, значит, снова пройдет время. Ведь неявка участников процесса – это основная возможность недобросовестного ответчика затягивать процесс. А суд без этой стороны (если не отправлена повестка через ЖЭК, родственников или нет публикации в газете) не имеет права рассматривать дело.

А ведь за каждое посещение суда защитнику надо платить.

Теперь ответьте, когда человеку расскажут про все эти мытарства, будет ли он обращаться в суд по защите своих прав?

Пока вся эта система не упрощена, люди не смогут в судах защищать свои интересы.

- Это было и раньше. Но в последнее время есть ли какие-то изменения?

- Раньше граждане на судебных заседаниях пытались объяснить, почему так получилось, пересчитать, если услуга не была оказана. Теперь у людей все же меняется правовое сознание. Они говорят – подождите, я не против своего долга, но ведь причина в неполучении этих услуг. Вода, например, подается всего два часа в день, и я вынужден нести дополнительные расходы, сдавая белье в прачечную и т.п. Поэтому грамотные граждане подают встречные заявление. Таких заявлений немного, но их число растет.

В основном же люди просто не платят, опускают голову и говорят – у нас тяжелое материальное положение. Здесь уж ничего не сделаешь. Если положено платить по закону, человек должен платить. Разве что, если нарушены сроки исковой давности.

- Мы встречались с Вами более года назад, что изменилось в праве граждан на доступ к правосудию?

- Вы имеете в виду возможность гражданина обжаловать в суде действия должностных лиц, представляющих государственные и не государственные, коммунальные и другие организации?

В этой части произошли изменения в связи с принятием нового Кодекса административного судопроизводства. Кодекс принят в 2005 году, но работать начал недавно. К сожалению, функции административных судов на местах по территориальности остались у местных судов, т.е. на территории города, конкретно нашего и района функцию этого суда исполняет наш суд. Есть, кроме того, окружной административный суд, который находится в области, а также апелляционный административный суд. Они начали свою работу с прошлого года, но с учетом тех новелл, которые есть в этом Кодексе, особенно развернулись в этом году. Это то новое, что появилось в судебной системе. Это новое звено, основная задача которого – защита прав гражданина от государственных чиновников и в целом от организаций, которые имеют властные полномочия.

Т.е. наши законодатели уже пытаются показать, что есть особая процедура, которая касается отношений, связанных с властью. Потому что люди, наделенные властью, все-таки находятся по отношению к гражданам в неравных отношениях. Человек перед властными структурами на местах бесправен. У управленцев разных рангов на местах, у руководителя какого-либо предприятия, службы полномочий и так много. А гражданин перед ними остается незащищенным.

Кодекс регулирует отношения государства и граждан. Нет необходимости государству защищать чиновника или какое-то должностное лицо от рядового гражданина. Это абсурд. Основная задача Кодекса – защита граждан от чиновников, занимающих высокие положения, и других должностных лиц.
Кроме того, этим Кодексом урегулируются и вопросы выборов во все уровни власти. Вы знаете, какое значение сейчас это имеет для нас. Уже все понимают, что оттого, какие у нас будут депутаты, какие они будут принимать решения, в том числе на местном уровне, будет зависеть наша с вами повседневная жизнь и благополучие каждого.

Т.е., на мой взгляд, наиболее серьезные изменения, произошедшие в нашей системе, это создание и начало работы этой судебной ветви.

- О каких изменениях в судопроизводстве нужно еще знать гражданам?

- С февраля 2006 года вступил в действие закон, оговаривающий возможность использования в судопроизводстве практики Европейского суда. Теперь для наших судов это источник права. Мы, используя в своей работе украинское законодательство, должны учитывать, как работает и живет Европа. Для нас важно то, что сейчас в производство Европейского суда принято порядка 180 жалоб от граждан с иском к государству Украина. Т.е. нас уже нацеливают на то, что при вынесении решения суда мы должны учитывать и использовать в своей практике практику Европейского суда.

Европейская Конвенция по правам человека более глубоко и емко защищает эти права. Все-таки это Европа, и это подтверждает, что мы в нее стремимся. Потому за понятием «Европа» должно, в первую очередь, стоять понятие «демократия». И Украина, как страна, пытающаяся войти в Европейский Союз, становится на путь построения демократического государства.

Раньше всегда считалось, что вся демократия на выборах начинается и заканчивается. Теперь мы видим, что у демократии много составляющих. Теперь у каждого гражданина, независимо от занимаемой должности, образования, социального положения, религиозных взглядов и т.п. есть возможность самостоятельно защитить свои права не только на уровне нашей судебной системы, но и обращаться в Европейский суд.

Конечно, Европейский суд сильно загружен. Но это суд, который рассматривает не только глобальные вопросы, но и, например, выносит решение по делу человека из нашей области, который обвинил государство Украину в том, что она не выполнила решение местного суда о доплате ему в размере 30 гривен. И куда бы этот человек ни обращался, решение не исполнялось. Люди, очень занятые, с огромным объемом работы, не посчитали, что это дело из-за такой суммы мало значимое. Но вопрос не в сумме, а в нарушении прав.

- Значит, если ты подаешь иск в суд, то можешь делать ссылки на практику Европейского суда? Например, Евросуд еще ни разу не дал обвинительного заключения по факту оскорбления и клеветы на депутата или политика, т.к. публичный человек отличается от обычного тем, что знал, на что шел. Поэтому, когда, например, начальник АТП, депутат В.Залевский подал в суд за оскорбление его пенсионером П.Руденко в статье, опубликованной в нашей газете, можно было вполне использовать эту норму Евросуда?

- Конечно, можно было использовать эту норму. Раз ты пошел в политику, то должен понимать, что к тебе будет повышенное внимание прессы, избирателей. И есть четкие решения по этому поводу Европейского суда. Такие прецеденты имеются, например, по газете «Дело», где было написано, что Симоненко и Витренко – это «подстава», чтобы Кучма победил. Местные суды приняли решение о том, что это на самом деле оскорбление, а Европейский суд постановил, что раз уж эти лица пошли в кандидаты, то должны знать, что их действия, каждое слово будут оценены гражданами и СМИ.

На самом деле мнения о таких людях разные, и пресса вправе писать то, что думают и говорят о них люди. И Европейский суд сказал – прекращайте, не судите за такие суждения.

Обязательно напишите о том, что уже, начиная с февраля 2006 года, суды Украины обязаны использовать и учитывать в своей работе практику Европейского суда. Евросуд своими решениями направляет деятельность всех судов, которые подписали Конвенцию и должны ее соблюдать.

Каждый судья должен учитывать то, что есть доступ к правосудию. В Европейской конвенции также сказано, что дело должно быть рассмотрено в разумные сроки. Т.е. суд оценивает разумность.

- Давайте вернемся к вопросу, который я Вам задавал более года назад. Когда же решения местных судов мы сможем прочитать в Интернете?

- Все осталось на той же стадии. Создан Единый реестр, куда ежедневно мы отправляем пачки своих решений, постановлений и приговоров. Единственный недостаток, что отсылается все в бумажном виде. Это занимает время и средства у нас и на почте. Наш суд и без этого тратит в месяц только на корреспонденцию до 8 тысяч гривен. Рассылка повесток, решений, пакеты документов по гражданским, уголовным делам и т.п.

Можете себе представить, какие затраты на такую рассылку несет бюджет государства, ведь наш суд не самый большой.

Уже полтора месяца, как у меня и наших судей установлена электронная подпись, дали электронные ключи, осталось одно – финансирование на обеспечение локальной сети и оргтехники. Тогда у нас будет возможность по электронной почте сбрасывать решения судов в реестр. С сайта этого Единого реестра все желающие смогут получать решения и постановления. У нас пока нет специальной программы, которая будет убирать всю конфиденциальную информацию из текстов решений. Например, фамилию и адрес проживания алиментщика и т.п. Остается суть спора, а кто эти лица - не открывается. Такая программа есть в Киеве.

- Как Вы относитесь к требованиям политиков по обязательной аттестации судей?

- Почему только судей? Давайте проведем аттестацию всех госслужащих, которые принимают решения о выделении квартир, о распределении денежных средств, давайте аттестуем депутатов по их состоянию здоровья и профессиональным знаниям.

Я не против. Каждый судья сдает в жизни экзамен за экзаменом. У нас то переквалификации, то семинары, то курсы.

Теперь, например, каждый судья должен знать практику Европейского суда и учитывать это в своих решениях.

- Думаю, что Вы не будете возражать, что в последнее время как никогда низко упал авторитет судей. Об этом говорят и опросы общественного мнения, и принятие кардинально разных судебных решений на потребу политикам, есть дела, заведенные на судей по факту взяток и т.п.

- Послушайте, сегодня в суде 50 гражданских дел, 50 истцов, 50 ответчиков. Их может быть по одному делу и 8, и 10 человек. Вот представьте себе, что в день судья вынес 20 решений. Это в любом случае 20 недовольных человек. Сейчас мониторинг по судам делает какая-то общественная организация. Я ничего глупее не видел. Они опрашивают людей в здании суда. Я им сказал, что лучше бы они это вообще делали в тюрьме.

Т.е. опросили бы осужденных, которые однозначно бы негативно о судах отозвались. Это глупо и недальновидно. Ведь они пришли к людям, которые в споре решают, кто прав, а кто нет. Обязательно будут недовольные.

- Однако, есть статистика, показывающая то, что оправдательные приговоры выносятся крайне редко.

- Государство, в лице прокурора, обвиняет подсудимого, а суд говорит, что мы не видим преступления, он не виноват. Это плохо или хорошо?

Думаю, что в данном случае эта статистика такая же чушь, как и с тем мониторингом.

Надо говорить в целом. Надо сказать, что мы в этом году рассмотрели десять тысяч административных дел. Из этих десяти было наказано, допустим, 8 тысяч человек. Потому что по дорогам ездить уже нельзя. К нам направляются люди, управляющие автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения. Мы лишили уже тысячу человек прав. Этот пьяница на дороге теперь не будет совершать преступление и убивать людей.

Мы что должны были выносить оправдательные приговоры?

- Но как поднять авторитет судей?

- Очень просто. Если ты написал что-то против судей, но у тебя нет никаких прямых улик, и ты не можешь доказать, что это так, то ты должен отвечать по закону. И я надеюсь, что сейчас с приходом новой власти, нового председателя Верховного суда, все станет на свои места. Если ты сказал, что кто-то виновен, то будь добр, предоставь доказательства. Если доказательств нет, то иди в суд и отвечай за свои слова. Нужно наказывать тех, кто огульно обвиняет судей. Человек, может быть, получает удовлетворение от таких критических публикаций. Но после подобных судебных разбирательств с ним никто связываться не захочет. Он будет простым сплетником, человеком, пишущим ложь, домыслы и оскорбления на судей.

Мы не публичные люди. Мы профессионалы и работники судебной системы, которой всегда половина людей недовольна.

Подумайте, в суде в неделю в среднем 18-20 подстражных дел проходит, 20 арестованных. Скажите, могут ли их родственники хоть слово хорошее о судьях сказать? Или их надо выпустить, чтобы они это сказали? А кто-то находит один факт и раздувает на всю систему.

Пусть лучше спросят другую сторону, что выиграла в процессе. Она скажет все наоборот, - что я просил, чтобы суд взыскал моральный ущерб в 100 тысяч, а суд взыскал 10. А разве он понимает, что тот, с которого он просил 100 тысяч, и десяти никогда в жизни не видел. Журналист, общественник не судья, чтобы оценивать это дело, как судья.

Чтобы стать судьей, нужно сдать определенные экзамены, написать работы, поучиться, и только потом оценивать. А так говорить, это все равно, что считать, что каждый может полететь в космос.

Должно быть так – если есть решение суда, то оно должно быть законом для всех. Сейчас же пока оно для высокопоставленных чинов не закон.

Если они не хотят выполнять решения судов, то какой будет авторитет у судей?

В какой стране, если суд вынес решение не в пользу сил, которые были у власти, то судей пытаются уволить? А у нас за это всех судей печерского суда и хотели уволить.

Надо говорить по конкретным случаям. Если есть случаи и кто-то об этом знает, то приходите ко мне и прямо об этом говорите. На то у нас и существует законодательная возможность обжалования любых судебных решений.

- А разве механизмы доступа, открытости не могут повлиять на повышение авторитета судей?

- Нет, это не так. У нас нет закрытой информации. Мы никогда ничего, что положено по закону, не скрываем. В отличие от многих других структур. Пойдите в органы власти, правоохранительные и контролирующие органы и что-нибудь получите. Иногда для этого нужно обращаться в суд.

Конечно, лицам, которые не являются участниками процесса, и мы давать ничего не будем, т.к. это не по закону. Но пусть хоть один участник мне пожалуется, что он что-то не получил, что ему положено в суде. Любые документы ему будут предоставлены в установленном порядке.

Беседовал В. Березин.