Химзавод собирается работать, а не ждать “доброго дядю”

28 мая коллектив Константиновского государственного химического завода отметит свой профессиональный праздник - День работника химической промышленности. В пятницу в сквере около ДК химиков, по сложившейся за много лет традиции, будет праздник. С каким настроением заводчане будут его отмечать? Вопрос этот показался редакции газеты особенно интересным как раз  в нынешнем году, когда на предприятии обновилось руководство, и, как оказалось, еще большие перемены ожидают завод в будущем. О том, чем живет завод сегодня, корреспонденту “Провинции” рассказал исполняющий обязанности директора предприятия Сергей Чертков:




- Конечно, говорить о том, что у нас все хорошо, не приходится, но мы делаем все, чтобы следующий День химика мы праздновали в более позитивном состоянии. С начала года наш основной продукт - серная кислота, - в связи с уменьшением объемов  промышленного производства по Украине, упала в цене примерно на 30 %, мы получили меньше денег, чем хотелось бы.  Но май  проработали нормально, и, я думаю, до конца месяца мы доработаем, как запланировано, т. е. произведем порядка 24 тыс. тонн серной кислоты. В июне будем становиться на плановый ремонт, это необходимо, чтобы нормально продолжать работу. По сульфату калия все идет, как мы планировали. Мы увеличили парк цистерн для перевозки соляной кислоты, соответственно, это дало возможность увеличить производство сульфата калия. Активно ищем новых покупателей, так как  начинаем работать с украинскими потребителями нашей продукции, до этого наше производство было ориентировано главным образом на экспорт. Сейчас ведем поиск потенциальных клиентов на Украине.  Мы оптимизировали штатное расписание, до этого на заводе было порядка 750 сотрудников, сейчас численность увеличена  еще на 30 человек, средняя зарплата повышается. Хотя мы пока не можем выйти на желаемый уровень выпуска продукции, но не оставляем попыток привлечь новых партнеров, ездим в командировки, где проводим переговоры. Все это - чтобы нарастить объем нашего производства. К тому же мы запланировали развернуть некоторые новые виды производства, но, конечно, без нужных инвестиций мы не сможем осуществить эти планы. Так что сейчас специалисты готовят технико-экономическое обоснование новых видов продукции, а также установки энергосберегающих технологий. Если ТО подтвердит правильность наших мыслей, то мы попытаемся найти инвесторов, которые захотели бы вложить деньги в новый бизнес-проект.

- Вы для себя, как новый директор, подвели итоги решенных задач?

- Я считаю, коллектив все больше и больше напоминает ту команду, которая должна вместе войти, так сказать, в новое русло. Что под этим подразумевается? Недавно в прессе прошла информация, что мы внесены в список предприятий, которые подлежат приватизации в этом году (хотя никаких документов мы не получали). Это означает, что для завода, возможно, скоро начнется новая жизнь, с которой, надеюсь, связаны новые инвестиции, улучшение и морального, и материального, климата.

- Сергей Иванович, с чем может быть связано решение о приватизации единственного в городе предприятия, находящегося в госсобственности?


- Химзавод, по сути дела, находится на грани краха. Если сейчас в него не вкладывать какие-то деньги, то с тем оборудованием, с той продукцией, которая есть, он однозначно долго не проживет. За это время произошла глобальная модернизация на всех крупных химических предприятиях России, Европы и даже Украины. Если мы не будем в этом направлении идти, то завод может и остановиться. В настоящий момент серная кислота у нас является основным видом продукции, а Украина уменьшила объем ее потребления. Потребление этого вещества - показатель роста экономики страны, роста или  падения промпроизводства. Как видим, большого экономического роста сейчас нет. Если в прошлом году производство  в этом направлении было более-менее стабилизировано, -  стояли наши основные конкуренты, тот же горловский “Стирол” простоял почти 8 месяцев,  то  химзавод еще выживал. В этом году все предприятия работают, сделали какие-то инвестиции и ремонты, и нам тяжело конкурировать с ними. 

- Что может означать потенциальная приватизация Константиновского химического завода для нашего города?


- Не хочу давать преждевременных прогнозов, но для города главное, если предприятие начнет нормально платить заработную плату и выпускать востребованную на рынке продукцию, - это лучшее, что может сделать для Константиновки предприятие. В ближайшее время мы начнем передавать в городскую собственность наши объекты социальной сферы. Правда, из всего соцкультбыта остался только ДК химиков, который завод сохранял и поддерживал. Ну а базу отдыха в Брусино мы никуда отдавать не собираемся, она останется в собственности завода. Мы ее подремонтировали, и там с середины июня начнется первый заезд наших работников. Думаю, что в случае приватизации она также останется собственностью предприятия. На каком бы заводе люди ни работали, - на государственном или на приватизированном, - они должны нормально отдыхать, да и состояние турбазы далеко от идеального.

- Процедура приватизации предусматривает конкурс?


- По идее, конечно, да. Думаю, ни у кого не получится приобрести это предприятие, так сказать, даром, без всяких обязательств со стороны инвесторов.

- Сергей Иванович, вам  известно, есть ли претенденты, и вообще, может ли химический завод считаться “лакомым куском” для потенциальных покупателей?


- Претендентов, насколько я знаю, нет. Да и состояние предприятия я не рискнул бы назвать хорошим, основные фонды изношены. Хотя мы стараемся поддерживать завод, он вполне жизнеспособен. Если и пройдет приватизация, то, скорее всего, будет приватизирован целостный имущественный комплекс, потому что дробление завода не приведет к нормальной устойчивой работе. Он и так маленький: два основных цеха и отделение огнетушащих порошков, которое, кстати, выпускает достаточно востребованную продукцию. Поиск партнеров, как я уже говорил, для нас главная задача. Процесс перехода в частную собственность  может длиться долго, даже если будет объявлен конкурс, это не гарантия, что  завод обязательно будет приватизирован, или приватизирован именно в этом году. Еще потребуется целый комплекс подготовительных мероприятий. Никаких указаний ни из Кабинета министров, ни из Фонда госимущества мы еще не получали.  Так что пока будем работать, как работали, и поддерживать завод “на плаву”. Если мы будем сидеть, сложа руки и ждать доброго дядю, то завод может остановиться, а люди разбегутся.

В. Гейзер.