Коммунальная кабала или страсти по договору

Printer Friendly, PDF & Email
Городские ЖЭКи развернули кампанию по заключению договоров с потребителями по обслуживанию домов и придомовых территорий. Свидетельством тому явились сотни объявлений, расклеенных на подъездах многоэтажек, почти в приказном порядке обязывающие жильцов прийти в жилконторы и подписать означенный документ. Внезапность и массовость договорной кампании, начавшейся две недели назад, вызывает, по крайней мере, недоумение. До недавнего времени никакого рвения в заключении договоров с квартиросъемщиками на обслуживание домов и придомовых территорий жилищные конторы не проявляли.
Как известно, договор - это верное средство для потребителя спросить с поставщика за качество и объем предоставляемых услуг. Так что ЖЭКи откровенно противились возникновению договорных отношений с жильцами подведомственных домов.

Договор договору - рознь

Примером может послужить история Алексея Коржова. Житель одной из девятиэтажек по ул. Калмыкова, он в течение двух с половиной лет пытался заключить договор с этой организацией. Алексея Федоровича категорически не устраивал размер квартплаты. Ежемесячно начисляемые ему почти 37 грн. квартплаты за проживание в доме якобы повышенного благоустройства он посчитал слишком высокой ценой за неработающий десять лет лифт, заколоченный мусоропровод, отсутствие горячей воды и прочие "удобства". Потребитель настаивал на том, чтобы указать в договоре лишь реальные, немногочисленные жэковские услуги. Платить в таком случае жильцу пришлось бы намного меньше. ЖЭК отреагировал резким отказом, потребитель пошел по инстанциям. В результате долгой и изматывающей борьбы, две недели назад Алексей Федорович все же получил на руки проект договора, который ЖЭО №5 прислала ему по почте. Поначалу жилец решил, что выиграл свой поединок с жилищно-эксплуатационной организацией. Оказалось, что это всего лишь часть договорной кампании, которую городские ЖЭО вдруг активно развернули.

В чем причина спешки ЖЭКов?

Оказывается, в упущенном времени. Коммунальщики опоздали с началом договорной кампании на четыре месяца. Всю работу они должны были выполнить по новому Закону "О жилищно-коммунальных услугах" еще до 1 января 2006 года. И не отделываться бумажками на подъездах, а провести в СМИ полноценную разъяснительную кампанию. Попросту "разжевать" людям все, что касается условий заключения договоров. К этому их обязывают требования того же Закона "О жилищно-коммунальных услугах", ст.25 п. 2-9, где говорится, что "управитель обязан предоставлять... необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, ...нормах потребления, структуре цен, режиме предоставления услуги" и т.д.
Теперь ЖЭО убеждают своих абонентов подписать договора как можно скорей. Администрации ЖЭКов пошли даже на то, что заключают договора не только в приемный день, но и в любой другой. Предвидя негативную реакцию жильцов, уверенных, что, в общем-то, никаких услуг от ЖЭКов они не получают, некоторые жилконторы решили прибегнуть к банальному шантажу, принуждая людей к подписанию с ними соглашений. Соответствующий рычаг имеется. Во время обращения в ЖЭК по любому поводу, можно не решать проблему до тех пор, пока не будет заключен договор.

"Не заключишь договор, не пропишем тещу!"

В прошлый понедельник, пришедшие в ЖЭО №4 клиенты, столкнулись с подобным подходом. От одного из квартиросъемщиков, принесшего заявление на ремонт крыши, взамен к подписи инженера потребовали немедленного оформления этого документа. Ожидавшую рядом чету, пришедшую прописать в квартиру тещу, также обязали срочно заключить договор. Причем, знакомиться с проектом жильцам приходилось в срочном порядке, прямо в кабинете бухгалтера. Взять с собой, и не спеша почитать его дома, людям не позволялось. Выносить в коридор эту "секретную" бумагу тоже не разрешали. Экономя время, многие из клиентов, пришедшие в жилконтору совсем по другим делам, читали бумагу "по диагонали" и подписывали! Крышу-то чинить надо. Когда корреспондент "Провинции", будучи абонентом этой жилищной организации, попытался получить для ознакомления злосчастный проект договора с ЖЭКом, ситуация повторилась. Бухгалтер сказала, что он является документом строгой отчетности, и даже позволить скопировать его она не может. Так что пришлось пуститься на мелкие ухищрения, чтобы получить на руки "болванку" договора, который меня убеждали заключить как можно скорей.

Почему ЖЭКи поступают незаконно

Договорные отношения, по свидетельству юристов, регулируются Гражданским кодексом Украины, по которому "общим принципом гражданского законодательства является свобода договора" (ст.3), и говорится, что "стороны свободны в заключении договора" (ст.627) и определении его условий. Так что метод, который ЖЭО выбрали для ускорения процесса заключения договоров, законным назвать нельзя. К тому же, у потребителя есть время, чтобы, не спеша ознакомиться с таким важным документом, обдумать, подходят ли ему предложенные условия, выдвинуть свои. И время на это отводит все тот же Закон "О жилищно-коммунальных услугах", где в ст. 26 п. 5 сказано, что процедура согласования договора происходит в течение одного месяца со дня внесения проекта договора одной из сторон. А многие ли потребители об этом знают?
Коммунальщики поступили бы со своими абонентами честнее, если бы просто разнесли им проекты соглашений по домам и отдали в руки под роспись.
Вместо этого граждан подталкивают под локоток.
Поневоле закрадывается мысль, а не пытаются ли коммунальщики быстренько навязать потребителям какие-то невыгодные для нас условия?

Тарифы, навязываемые ЖЭКами - фикция, а договора - кабала

Юристу газеты "Провинция" Сергею Стещенко, которому, с трудом добытый проект договора был отнесен для консультации, этот документ показался сомнительным.
В приложении к договору содержатся тарифы на обслуживание жилья и придомовой территории. Согласно им, один квадратный метр так называемого благоустроенного жилья (многоэтажные дома) должен оплачиваться по цене в 39 коп. А жилье повышенного благоустройства, т.е. то, где дополнительно имеется лифт и мусоропровод (девяти- и десятиэтажные дома), - по цене в 55 коп. Приложение содержит и определение благоустроенного жилья, где сказано, что "благоустроенное жилье имеет отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и т.д.". Вот с горячей водой и возникает вопрос. Она отсутствует в наших домах с самого 2000 года, когда городские власти, своим решением, попросту отменили горячее водоснабжение "до особого распоряжения". Надеяться на то, что оно появится вновь, не приходится - системы давно уже вырезаны. То есть, степень благоустройства наших домов явно понизилась, а значит и тарифы должны, вроде бы, стать меньше, тем не менее, этого не произошло.
"Свежие" тарифы утверждены решением городского совета от 28.02.2005 года. При этом в преамбуле решения ничего не говорится о Законе Украины "О жилищно-коммунальных услугах", действовавшем на тот момент больше полугода. Ссылаются только на обычный нормативный документик - "Порядок определения нормативных расходов жилищно-эксплуатационных организаций". Это может означать, что поиском "железных" оснований под принимаемые тарифы в горсовете особенно не утруждались, а может, и не знали об их существовании.
Еще одну интересную деталь опытный глаз правоведа разглядел в составе затрат на услуги, которые и формируют тариф на услуги ЖЭО. Дело в том, что помимо фактических затрат и десятипроцентной рентабельности, заложенной в тариф, в него же включили и... единый налог! Получается, что жилец, оплачивая квартплату по такому хитро составленному тарифу, должен платить за ЖЭО налоги, которые платятся с прибыли.
Впрочем, и сам перечень работ и услуг, которые обязуется выполнять ЖЭО, в проекте договора сильно урезан сравнительно с типовым договором, утвержденным постановлением Кабинета Министров №560 от 12.07.2005 г. Там предложено почти двадцать четыре вида услуг, которые могут оказывать ЖЭКи и, которые константиновские жилищные организации урезали до полутора десятков пунктов, несмотря на то, что постановление фактически гарантировало гражданам определенный минимум услуг, которые они должны получать от ЖЭКов. Правда и здесь составители договора слукавили, например, заложили в квартплату те же услуги по дератизации и дезинфекции (травлю крыс и тараканов), которые не проводят уже несколько лет. В перечне работ и услуг, выполняемых для населения, обозначено и выполнение столярных работ, хотя уже не один год никто не видел во дворе ЖЭКов ни одного столярного бруска, а сама древесина стоит слишком дорого - 600-800 грн./куб. А обслуживание дымветканалов? Работников ЖЭО, проверяющих вентиляцию жилого фонда, квартиросъемщики могут припомнить только в далекие 80-е годы. А платить за все это, согласно договору, придется ежемесячно. То есть, потребителям опять пытаются навязать несуществующие в реальности услуги.

Что же делать "пересичному" обывателю?

Ни в коем случае не поддаваться на шантаж коммунальных работников, потребитель в праве отказаться от мифических жэковских благ, и внести любые свои пункты в предложенный проект договора.
Вот какое резюме подвел под все вышесказанное юрист газеты Сергей Стещенко.
- Уважаемые жители города, не подписывайте договор в том виде, в котором вам предлагает егоЖЭК, это кабала! И более того, чтобы быть последовательными в защите своих интересов, вы можете требовать полной отмены всех начислений по квартплате за период с 1.06.2004 г. по 1.04. 2005 г., сделанных городскими ЖЭО, как незаконных, и сделанных на основании отмененных решений. В следующих номерах нашей газеты мы подробно расскажем, как не попасть в ловушку, заключая договор с ЖЭО.
В. Гейзер.