Нет подписи — нет и договора

18 сентября 2008 года «любимая» компания городского головы и его коммунальной команды осчастливила жителей города тем, что опубликовала в «Знамени индустрии» договор  о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Опубликовали его от неуемного желания соблюдать дух и букву закона. Не забыв при этом упомянуть, что они разработали и подготовили этот документ на основании небезызвестного Постановления КМУ №560 от 12.07.2005 года. Однако простое человеческое любопытство заставило без затей сличить «шедевр» ООО «Комэнерго-Константиновка» и образец, изложенный в Постановлении Кабинета Министров. При рассмотрении представленного договора, что называется, вдоль и поперек, обнаруживается, что комэнерговский документ очень мало похож на типовой договор, который предлагает Кабмин. Эта странность имеет свои определенные закономерности — все, что выгодно получателю денег, прописано скрупулезно, а моменты, которые являются невыгодными или неудобными для компании, — просто забыты, то есть их там нет или же они прописаны в урезанном виде.

Итак, обо всем по порядку. Типовой договор Кабмина содержит 23 пункта, которые законодатель предусмотрел, как самый минимальный набор требований к договору о жилищно-коммунальных услугах. Но в ООО «Комэнерго» работают, видимо, почитатели чеховского творчества, провозгласившего, что «краткость - сестра таланта», и нам, жителям города, преподносят договор всего из десяти пунктов. Остальные 13 пунктов загадочным образом испарились. Например, в предложенном варианте «Комэнерго» отсутствует такая существенная составляющая, как размер ежемесячной платы за предоставленные услуги на момент составления или заключения договора; неизвестно сколько экземпляров договоров предлагают подписывать потребителю и почему об их судьбе вообще не упоминается, или в компании решили, что подписывать будем потом, а начислять на всех подряд начнем с 1 сентября?!

Весьма забавным выглядит предложенный жителям города пункт 8.6, который гласит, что договор напечатан в официальном печатном средстве массовой информации Константиновского городского совета газете «Знамя индустрии» для каждого потребителя. Забавность сия начинается с того, что «Знамя индустрии» — печатное средство массовой информации, но никак не официальное городского совета, даже не его орган, а всего лишь коллективное предприятие. Другая забавность состоит в том, что компания попросту решила сэкономить на бумаге при заключении договоров, разве не так? Ведь любому студенту первого курса юрфака известно, что всякий договор, заключаемый между сторонами, составляется в том количестве экземпляров, в каком количестве указаны стороны договора. Не верится, что количества договоров, напечатанных в газете, хватит для всех потребителей. Даже если представить, что любой договор предназначен как минимум для двух участников сделки, то тираж газеты с такими договорами должен был бы составлять тысяч 20-25, но никак не 9 тысяч. При этом не все эти 9 тысяч достанутся потребителям, что-то уйдет подписчикам в район, часть разойдется по юридическим лицам, которые не есть и никогда не будут потребителями услуг ЖКХ. Так что у организаторов ООО «Комэнерго» уже на первоначальном этапе обнаружились нелады с арифметикой.

Честно говоря, мне не совсем понятно, на кой ляд все эти танцы вокруг этого количества и прочей дребедени. Если законодательство, действующее на территории Украины и Константиновки в том числе, четко предусматривает и определяет моменты и порядок заключения такого вида договоров, то никакая публикация в газете не дает оснований договор между неизвестным ООО и потребителем услуг ЖКХ считать заключенным.

Договор заключается между поставщиком услуг и потребителем в двух экземплярах, он обязательно содержит весь необходимый минимальный набор, предусмотренный Постановлением КМУ № 560, должен быть подписан обеими сторонами собственноручно, поставлена печать, указаны даты его заключения и необходимые реквизиты, без которых договор — не договор. Если вникнуть детально, то ООО «Комэнерго» обязано напечатать энное число бланков этих договоров, указать жителям города, кто желает заключить новый договор на обслуживание с ним, сведения о том, где будут расположены места заключения договоров, время их работы. Ибо такие договора являются возмездными, консенсуальными и по своей природе не могут выглядеть, как предложение буханки хлеба на полке магазина. Все это сказано для того, чтобы была понятна несуразность и неприемлемость пункта 7.1 Договора ООО «Комэнерго», который гласит, что «настоящий договор заключается сроком на 3 года и вступает в силу согласно ч. 3 ст. 205, ст. ст. 642, 643 Гражданского кодекса Украины через 1 месяц, со дня его опубликования, если об этом не будет заявлено в письменной форме». Откровенно говоря, этот пункт настоящая абракадабра. Как он может вступать в силу через месяц со дня его опубликования? А где проявление воли (желания) заключить такой договор второй стороны, ведь в конце-концов договор считается заключенным, когда стороны договорились по всем существенным его условиям и подписали его. Нет подписи — нет договора!

А всякие измышления «если не будет заявлено потребителем в письменной форме» от лукавого и от не знания действующего законодательства.

Очень странным выглядит то, что опубликованному в прессе проекту договора предлагают по статусу стать публичным договором, однако на публичный договор он «не тянет» в силу определенных особенностей, изложенных в ст. 633 Гражданского Кодекса Украины.

Весьма запутанным и нелогичным выглядит п.3.4.5 этого проекта договора, который предусматривает обязанность компании оформлять потребителю необходимые документы для назначения жилищной субсидии и предоставления льгот согласно действующему законодательству. Так как несколькими месяцами ранее, летом этого года, городской совет своим решением черным по белому определил исчерпывающий перечень юридических лиц, которым делегировано право выдавать справки для расчетов при получении субсидии по жилищно-коммунальным услугам. И что самое интересное, ООО «Комэнерго-Константиновка» в этом перечне нет. Запутанней ситуации представить себе невозможно, ведь если даже и допустить, что каким-то образом ООО «Комэнерго» должно или будет обязано выдавать справки для получателей субсидий, то это, исходя из опубликованного договора, наступает только аж 18 октября (дата опубликования проекта договора 18 сентября сего года) и у любого получателя субсидии задолженности перед ООО «Комэнерго» не может быть в принципе.

Вопрос к УТиСЗН: от каких организаций будут приниматься справки о наличии задолженности или ее отсутствии по оказанным услугам по содержанию домов и придомовых территорий для начисления государственной субсидии? Печать какой фирмы будет стоять на таких справках и кто из чиновников будет нести ответственность за правильность и достоверность сведений, изложенных в них?

Вопрос к городскому совету: что делать населению города, получателю субсидий, когда вышеизложенные вопросы не найдут логического и разумного разрешения? Куда бежать за справками и какие справки правильные (законные)?

Поэтому советую подумать десять раз, прежде чем идти на поклон «Комэнерго» и заключать с этой организацией договор. Существует возможность вполне законно «отбиться» от навязываемого горожанам сомнительного соглашения. Подробнее об этом — в следующем номере.

С. Стещенко.

Возмездный договор - под этим понимается обязательство потребителя оплатить конкретно определенную услугу.

Консенсуальный - от слова консенсус, т.е. согласованный по всем существенным условиям договора.

Ст. 638 ГК Заключение договора.

1. Договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом, как существенные или являющиеся необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

2. Договор заключается путем предложения одной стороны заключить договор (оферты) и принятия предложения (акцепта) другой стороной.

Совет юриста: не ленитесь писать заявления

В последнее время многие получатели жилищных субсидий, при получении справок о наличии или отсутствии задолженности за ЖК-услуги, сталкиваются с одной большой неприятностью. В этих справках, желая заработать любой ценой, городские коммунальные службы пишут как надуманную, так и уже просроченную задолженность за давние годы. С такой напастью совет бороться очень прост: обращайтесь с запросом в эти коммунальные службы с требованием выдать вам справку для получения субсидий о наличии или отсутствии задолженности за последние три года. Свое заявление обязательно составляйте в 2-х экземплярах; на 2-м экземпляре требуйте от лица, принявшего заявление, отметку о принятии. И обязательно требуйте, чтобы в справке указали задолженность, если таковая имеется, только за последние три года. Т.к. остальную задолженность, какая б она ни была, никто с вас не взыщет, если вы сами добровольно или путем обмана не захотите ее отдать.

Я что-то не понял - догово односторонний или таки двух сторонний? Судя по мелким намекам он двух сторонний. А раз так, то требуется согласие второй стороны, т.е. потребителя. И даже если протереть листы в кодексе в статьях  к которым апеллирует сия контора смысл статей не изменится - только после получения положительного ответа договор считается заключенным. Даже если это публичная оферта. Побличная офрета хороша в основном в инете, поскольку только там прочитав договор человек или соглашается или нет сразу по прочтении и это отображается в базе данных. Что касается СМИ то тут этот номер не проходит.

У меня есть предложение к С. Стещенко - совместно поиметь сию контору.