Большая вода, или Что делать с договором?!

Printer Friendly, PDF & Email
Продолжение. Начало в №№ 46-48

Качество воды

На сегодняшний день существуют два нормативных акта на территории Украины, которые в своем составе имеют типовой договор на подачу воды или обеспечение холодным водоснабжением. Первый из них именуется «Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, обеспечению холодной и горячей водой и водоотведению», утвержденный ПКМУ № 630 от 21.07.2005 г.

Второй - «Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Украины», утвержденный Приказом Государственного комитета Украины по ЖКХ № 65 от 01.07.1994 г. (с изменениями и дополнениями). Существуют-то они существуют на территории Украины, а вот на территории Константиновки почему-то не существуют, так как местный водоканал физическим и юридическим лицам предлагает на подпись самостоятельно сделанный договор на предоставление услуг. Какой-такой договор, - очень мало уж он похож на равноправные отношения, связанные с дальнейшим его выполнением. При детальном анализе этого договора возникает очень много вопросов, с которыми, у любого желающего его заключить, может начаться тихая паника. Перво-наперво, раздел 3 предлагаемого договора называется «Качество воды» и в нем написано, что вода в наших трубах — питьевая и соответствует ВСЕГДА ГОСТу 2874-82. На неоднократные просьбы к руководству местного водоканала показать разрешение Минздрава Украины и Госпотребстандарта Украины - гигиеническое заключение и санитарный сертификат — с подтверждением государственной Киевской или Харьковской лаборатории на предмет наличия этих документов, мы ждем по сей день. Сложилось такое впечатление, что вода сама по себе, водоканал сам по себе, а жители города сами по себе.

Отношение к нам, как потребителям, просто-напросто наплевательское. Ну, у вас же идет вода, так и радуйтесь, а то, может быть, вообще никакой. Поэтому вопрос качества воды не является злободневным и актуальным ежедневно и ежечасно.

Напоминаем руководству водоканала, что ежегодно в начале календарного года вы обязаны публиковать получаемые санитарно-гигиенические заключения в печатных средствах массовой информации для ознакомления населения. При этом эти заключения должны быть не местного и не областного «разлива». При отсутствии таких документов, подаваемая вами вода не может считаться питьевой. А раз это уже не питьевая вода...

Ответственность сторон

Особое удивление вызывает раздел 7 предлагаемого договора - «Ответственность сторон»., в котором п. 7.2 и п. 7.3 мало того, что противоречат друг другу, но еще содержат термины, которые могут внести путаницу и в голову здравомыслящего человека, и в финансовую систему Украины. Чистой воды аберрация.

Прочие условия

Но «шедевром» договорной инициативы является раздел 10, именуемый «Прочие условия». Для того чтобы заключить или перезаключить договор, местные таланты водоканала удумали, что любой абонент должен им представить очень большой перечень документов. Только для чего — непонятно.

1. Письмо на заключение или перезаключение договора? - Зачем? Даже ежу понятно, что водоканал является монополистом, и оферта может быть выражена, как правило, в таких случаях, устно. То есть, желание абонента, и писать ничего не надо. Только надо вести реестр заявлений — желаний.

2. Расчет-заявку на потребное (ред. - в оригинале документа) количество воды по каждому вводу. Расчет-заявка, вроде бы, и нужна, только в тех случаях, где есть заранее прогнозируемое потребление воды, как то — объекты промышленности, объекты общепита и др. аналогичные. А если у абонента имеется прибор учета и нет определенной системности потребления воды, то о каком расчете-заявке может идти речь — чистой воды придумка.

3. Акты границ обслуживания. В водоканале, по всей видимости, забыли, что этот документ обязаны выдавать они, а не абонент!

4. Схема наружных систем водоснабжения в масштабе 1:500 с привязкой к местности сетей и сооружений. Ага! Жители частного сектора все имеют схему наружных сетей! Такого бреда со стороны водоканала давно не видели. Так чьи в городе наружные сети?! Этот документ обязан выдавать водоканал.

В этом разделе есть масса других документов, которые ничего общего с логикой и здравым смыслом не имеют. Но их почему-то обязан предоставить абонент водоканалу, а не наоборот.

Уважаемые деятели водоканала! Приложением к договору, который должен предоставить абонент, должны быть те документы, которые есть у водопотребителя, и он может их самостоятельно изготовить без каких-либо затрат и усилий. Такими документами есть: паспорт его, документы на дом (объект недвижимости), на земельный участок, проект на строительство, который, по логике вещей, согласовывает все тот же водоканал, когда это надо.

Неподдельное беспокойство вызывает и желание водоканала лицезреть ежемесячно у себя в конторе представителя абонента для проведения сверки-расчета — смотри п. 10.3. Для чего это, - непонятно, ведь если у большинства есть прибор учета, и согласно законодательству, представитель водоканала сам приходит снимать или проверять показания, а потребитель сам оплачивает, то о какой сверке расчетов идет речь?! Если в водоканале проблемы с учетом, то это знают все вокруг. А желание гонять людей по поводу и без повода, неистребимо у чиновников. Поэтому такой трюк ничего общего с законом не имеет.

Паспорт водного хозяйства с приложениями необходим, но его, по всей видимости, работники водоканала за отдельную плату должны или обязаны изготовить по требованию или по желанию абонента.

Такое же отношение, наверное, относится к проекту ввода водопровода, а равно, как и водомерного узла. Резюме к вышеизложенному, по всей видимости, одно — в желании заработать деньги никто водоканалу не отказывает. Ну так и зарабатывайте, только оказывайте качественные услуги, относитесь с любовью и заботой к потребителям, не забывайте, что за счет их денег вы живете и существуете.

«Оброк» - как плата за полив

В последние годы желание начислять в виде «оброка» долги за воду у водоканальцев неистребимо, как желание дышать. Одним из видов такого «оброка» является плата за полив огородов для жителей частного сектора. Однако в этом вопросе не все так просто. Обман со стороны водоканала по отношению к владельцам огородов, приусадебных участков и всякой разной живности, достиг абсурдных величин. Начисляют, кому как хочется, и кому как вздумается. При этом забывая, что существуют нормы, правила и порядок учета всех этих операций. До наведения там порядка очень далеко. Поэтому, уважаемые жители города, не верьте тому, что говорят в водоканале по этому вопросу, так как существуют законодательно определенные нормы водопотребления, которые мы вам приводим в таблицах.

Додаток № 2 до Правил користування системами комунального водопостачання та водовідведення в містах і селищах України

Рекомендовані норми відпускання води на ведення особистого підсобного господарства абонентам-громадянам, а також на колективне садівництво і городництво

Призначення відпускання Одиниці виміру Норма відпускання
I. Утримання худоби корова літрів на добу
на 1 голову
80
молодняк великої рогатої худоби 30
кінь 80
свиня доросла 25
порося до 4-х місяців 15
II. Поливання садів, присадибних ділянок, зеленіх насаджень тощо    
сади й присадибні ділянки літрів м/кв на добу 4-6
квітники й газони 4-6
теплиці земляні літрів м/куб
теплиць на добу
15
теплиці стелажні зимові, парники всіх типів та утеплений грунт 6

Додаток № 3 до Правил користування системами комунального водопостачання та водовідведення в містах і селицах України*

Норми витрати води згідно з БНiП 2.04.01-85. Внутрішній водопровід і каналізація будинків

Об`єкти витрати води Одиніці виміру Норми витрати води, л/добу
Жилі будинки з водопроводом та каналізацією без ван  1 мешканець  95
Таке ж, з газопостачанням Таке ж  120
Таке ж, з водопроводом, каналізацією та ваннами, з водонагрівачами, що працюють на твердому паливі —   150
Таке ж, з водопроводом, каналізацією та ваннами з газовими водонагрівачами  190
Таке ж, з швидкодіючими газовими водонагрівачами та багатопотоковим водозабором  210
Жилі будинки з централізованим гарячим водопостачанням, обладнані умивальниками, мойками та душами  195
Таке ж, з сидячими ваннами, обладнаними душами —   230
Таке ж, з ваннами довжиною від 1500 до  1700 мм, обладнаними душами —   300
Таке ж, при висоті будівель понад 12 поверхів та підвищеними вимогами до їхнього благоустрою —   400
Немеханізовані пральні 1 кг білизни (сухої)
 40
Адміністративні будівлі  1 працюючий 15 
Навчальні заклади та загальноосвітні школи з душовими при гімнастичних залах  1 учень та
1 викладач за зміну
20 
Школи-інтернати 1 місце  200 
Дитячі садки з денним перебуванням дітей  1 дитина  75 
Продовольчі магазини  1 робоче  місце  400 
Перукарні  Таке ж  120 
Миття автотранспорту:
а) при наявності механізованої мийки в гаражах:
  - вантажних автомашин, автобусів
  - легкових автомашин
б) вручну з шлангів, незалежно від місця стоянки:
  - автобусів
  - вантажних автомашин
  - легкових автомашин
  - мотоциклів

1 машина
таке ж





1500
1000

500
500
300
50
Жилі будинки, обладнані каналізацією  1 мешканець  150 
Водокористування з водозабірних колонок:
а) дворових
б) вуличних
1 мешканець
таке ж
150
50

* данные таблицы опубликованы выборочно,
по принципу — то, что касается нашего города и района


Данные сведения, надеемся, пригодятся вам для отстаивания своих интересов и выведении на «чистую воду» людей, которые в вопросах снабжения водой будут пытаются ввести вас в заблуждение.

О проектировании и монтаже

Отдельной строкой хочется сказать, что особого внимания заслуживают также вопросы, связанные с проектированием водопровода и монтажом его. Это происходит все по той же причине — отсутствие специалистов и желание соблюдать нормы действующего законодательства. Для желающих ознакомиться и вникнуть в этот процесс, ниже приводим краткий, но необходимый перечень этих документов:

1. Правила користування системами комунального водопостачання та водовідведення в містах і селищах України. Наказ № 65 від 01.07.1994 Держ. Комітету України по житлово-комунальному господарству.

2. Правила приймання стічних вод підприємств у комунальні та відомчі системи каналізації населених пунктів України. Наказ № 37 від 19.02.2002 Держ. Комітету України по житлово-комунальному господарству.

3. Правила технічної експлуатації систем водопостачання та каналізації населених пунктів України. Наказ № 30 від 30.07.1995 Держ. Комітету України по житлово-комунальному господарству.

4. СНиП 2.04.01-85 Внутрішній водопровод і каналізація будинків.

5. СНиП 2.04.03-85 Каналізація. Зовнішні мережі та споруди.

6. СНиП 2.04.01-84 Водопостачання. Зовнішні мережі та споруди.

7. Інструкція про порядок видачі технічних умов на підключення споживачів до систем господарсько-питного водопостачання і каналізації. КДУ 204-12.Укр. 212-92, затверджена Наказом Держжитлокомунгоспу України № 67 від 02.12.1992.

Ваш юрист Сергей Стещенко.

От редакции. Совет жителям города и района: не подписывайте договоры с водоканалом до тех пор, пока водоканал сам не начнет соблюдать нормы законодательства, то есть - на подпись Вам будут предлагаться проекты, которые соответствуют Постановлению КМУ или Правилам. При недостатке знаний или умений не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.