Обновленные «Правила пользования электроэнергией». Больше прав потребителям

Printer Friendly, PDF & Email
Отношения между РЭСом и его абонентами продолжают переживать, мягко говоря, не лучшие времена. В редакцию продолжают поступать сигналы, в которых граждане уличают знаменитые “тройки” энергосбытовцев в грубости, произволе, а зачастую и откровенных “подставах”.

Благодаря советам нашей газеты многие горожане уже научились правильно себя вести с контролерами: впускать в квартиру только одного, постоянно держать его в поле зрения (дабы тот ненароком не задел пломбу) и т.д. Между тем, энергетики, не будучи лыком шиты, также совершенствуют и оптимизируют свои действия, чтобы не допустить уменьшения поступлений от штрафов. В этом им изрядно помогает отсутствие в Правилах пользования электроэнергией для населения положений, регламентирующих ключевые аспекты правоотношений между поставщиком электричества и потребителями-гражданами. Например, невнятно прописаны вопросы перерасчета платы за электричество, методики составления актов и протоколов о нарушениях и многие другие. Однако,  вышеуказанные аспекты урегулированы Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЕ) в другом документе. Речь идет о Правилах пользования электроэнергией для предприятий и частных предпринимателей-физлиц, куда не так давно были внесены важные изменения.

На наш взгляд, эти Правила можно вполне применять не только в отношении предприятий, но и абонентов-граждан. Пункт 7 ст. 8 Гражданского кодекса (ГК) прямо гласит, что: “Если спорные вопросы не урегулированы законом, то суд использует закон, который регулирует аналогичные по содержанию отношения (аналогия закона), в отсутствии такового суд исходит из общих положений законодательства (аналогия права)”. Это (и другие положения ГК) говорит о том, что уже сейчас потребители могут строить свои правоотношения с энергосбытом по обновленным правилам, установленным для предприятий и частных предпринимателей. В наших условиях особенно болезненно по абонентам бьют штрафы, налагаемые на основании как попало составленных актов. Как же должно быть правильно, в четком соответствии с законодательством?

Итак, если проверяющий усмотрел какие-либо нарушения, составляется двусторонний акт. Согласно ст. 6.41 Правил, в акте, кроме характера нарушения (со ссылкой на соответствующие пункты Правил), должны быть указаны данные, необходимые для определения объема недоначисленной электроэнергии и/или суммы причиненных потребителем убытков. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается или пересылается абоненту. В случае несогласия, Вы можете отказаться подписывать этот документ - в этом случае он будет считаться действительным, если только его подпишут не менее трех представителей энергосбыта.

При этом очень важно положение, в соответствии с которым, подписывать акт имеют право только лица, принимавшие непосредственное участие в контрольном осмотре или технической проверке. Это еще раз говорит о том, как важно впускать в квартиру только одного контролера.

Кроме того, еще раз советуем Вам позвать всех соседей и родственников, чтобы они являлись свидетелями проверки. Помните, что контролеры РЭСа не имеют права ковыряться в приборах учета, розетках и выключателях. Поэтому не стесняйтесь фотографировать их действия, а еще лучше – снимать на видео, чтобы потом суметь представить в суд доказательства неправомерных действий проверяющего (если, конечно, таковые будут иметь место). При составлении акта Вы имеете право написать в нем свои возражения. А если на бланке нет места или Вам препятствуют в этом, рвите акт РЭСа и составляйте свой на обычном альбомном листе. Затем понуждайте энергосбытовцев  подписываться под описанием реальной ситуации, например, не выпуская их из квартиры до прихода участкового или госинспектора энергонадзора. Кстати, установить какие-либо нарушения Правил пользования электроэнергией в соответствии со ст. 103.1 и 255 Административного кодекса может только один орган – Энергонадзор и другие, уполномоченные на то законом, должностные лица. Таким образом, все наши рекомендации, которые Вы проигнорируете в процессе общения с так называемыми «контролерами» и «проверяющими», будут для Вас иметь самые пагубные последствия. Потому что их основная задача – всеми правдами и неправдами залезть к Вам в карман.

Но даже если акт оформлен, это еще не является основанием для наложения штрафа. Акт также не является основанием для отключения электричества – решение об этом может принять только суд на основании протокола, который является документом административного производства. Его может составить госинспектор энергонадзора, но никак не пресловутая «тройка». Либо, согласно ст. 6.43 Правил, акт должен быть рассмотрен на заседании комиссии по рассмотрению актов. При этом потребитель, в отношении которого составлен документ, должен быть уведомлен о дате и времени заседания не позднее, чем за 5 дней, и имеет полное право там присутствовать. Решение комиссии оформляется протоколом, который должен быть вручен потребителю, и только тогда он обретает правовую силу. Вместе с протоколом абонент должен получить расчет величины стоимости и расчетные документы для оплаты неучтенной электроэнергии и/или убытков. Но даже в этом случае “потерпевший” имеет право обжаловать решение комиссии в суде на протяжении 10 рабочих дней.

Стоит ли говорить, что на сегодня большинство вышеприведенных норм абсолютно не соблюдается, поскольку РЭСу это крайне невыгодно. Поэтому от участи жертв карательных “троек” мы, потребители, должны уметь защищать себя сами. Деятелей, которые не дружат с законом и не внимают здравому смыслу, читать не рекомендуется.

Руслан Кривов, Сергей Стещенко, юрист.