Два "круглых стола" по "прозрачной власти"

Printer Friendly, PDF & Email
«Круглые столы», на которых общаются госчиновники и общественность, в последнее время не так уж и часты в Константиновке. Тем более встречи, инициаторами которых являются сами общественные организации. Хороший пример такой инициативы снизу подали представители Всеукраинского общественного объединения «Народная воля». 28 апреля в рамках реализации проекта «Прозрачная власть» в ДК «Октябрь» «народовольцы» провели сразу два «стола». Этим мероприятиям предшествовала кропотливая работа по сбору и анализу статистической информации, которая явилась основой активных дискуссий.

Стол 1: «Нормирование питьевого водоснабжения жителей Константиновки» 

Перед встречей участники (представители исполкома, горводоканала, общественных организаций и политических партий) ознакомились с цифрами, вызвавшими у них легкий шок. Как оказалось, средняя норма потребления воды в Константиновке 147 л в сутки, а в Краматорске 95 л, для бюджетных учреждений водоканал у нас установил 103 водомера, в Краматорске 1897, несмотря на более чем в два раза большее население города, краматорские бюджетники потребляют в год воды почти столько, сколько и константиновские – 7,5 тыс. м куб., а потребление водных ресурсов нашими промышленными предприятиями 1,94 млн м куб. вполне сопоставимо с «гигантами индустрии» Крама на Торце – 2,18 млн м куб.!?
Кроме того, в материалах сказано о том, что 41,7% воды, поступающей в Константиновку, теряется в связи с утечками в сетях. Названы и другие факты нерационального использования водных ресурсов.
«Эти данные немного не соответствуют действительности. Мы введем в заблуждение людей, которых собрали», - была первая реакция заместителя начальника ПУВКХ Каушана С. А.  Он предложил обсудить проблему «оводомеривания» (т.е. установку счетчиков воды – ред.) малоимущих слоев населения. На что ведущая встречу Любовь Савченко, ответила, что информацию предоставил сам горводоканал, а «круглый стол» собран не для судилища и обвинений, а для обсуждения проблемы и поиска путей исправления положения. Начальник ПУВКХ Христинец В. Г. напомнил, что новое руководство водоканала работает с 26 июля 2005 года и не может отвечать за преды-дущие «завалы». Владимир Григорьевич прямым текстом обвинил бывшее руководство исполкома в отказе от установки водомеров населению. «У нас на складе 250 общедомовых счетчиков лежит уже более 3-х лет. Почему их не поставили раньше? Эти счетчики мы уже начали устанавливать. Что касается поквартирных счетчиков, то у нас нет финансов для их бесплатной установки хотя бы льготникам. Но можно, например, как в Дружковке, разработать Программу бесплатной установки счетчиков малоимущим слоям населения. По ней горсовет освобождает горводоканал от уплаты земельного налога, и на эту сумму населению бесплатно устанавливаются приборы учета (поэтому 90% потребителей в Дружковке «оводомерено»).  Ведь есть Постановление облсовета, государственные программы по установке счетчиков за счет бюджета».
Представители водоканала привели анализ по 8-ми домам, показывающий, на их взгляд, что им также выгодно устанавливать поквартирные счетчики (жители с водомерами выбирают практически столько же воды, что и по норме – 262 литра в сутки для квартир с ванной и 245 л без). По их мнению, график подачи воды, за исключением аварий и неводоканальских сетей, практически соблюдается. Здесь Христинец сделал чрезвычайно важное заявление – «К ОСЕНИ КОНСТАНТИНОВКА ПЕРЕЙДЕТ НА СВЕТОВУЮ (с 5 до 22 часов) ПОДАЧУ ВОДЫ!».
«Почему вода идет в землю? - эмоционально воспросил представитель Союза «Чернобыль», - И не уместно ли в связи с этим снизить нормы потребления и тарифы?» «75 % сетей в городе изношены. Тарифы устанавливает горсовет. Но Вы учитывайте и то, что 70%  в стоимости воды составляет электроэнергия (представьте себе, – какие затраты надо на подачу воды из канала «Северский Донец-Донбасс» через три подъема)» - ответил начальник водоканала.
Юрист Общества защиты прав потребителей возмутилась большой стоимостью установки приборов учета воды. Особенно для частного сектора. Христинец: «Водоканал не устанавливает счетчики. Их можно купить в любом хозяйственном магазине и пригласить для установки любую организацию, имеющую лицензию. Теперь этим будем заниматься и мы. Стоимость установки – 70 грн. Важно соблюдение межповерочного интервала – 3 года».  
«Почему не делаются и не рассылаются распечатки задолжников по домам? И почему горводоканал отключает людей от воды без решения суда?» - интересовался юрист. «У нас нет таких материальных возможностей. Представьте себе, – какую сумму нужно потратить на судебные издержки, если они обходятся в 100 грн., а задолжников около 22 тысяч!» - был ответ.
Решив немножко охладить пыл участников, работники водоканала решили помахать своей «дубинкой» - «Если проверить всех здесь присутствующих на задолженность водоканалу, то будет интересная картина…».
За что сразу получили «под дых» квалифицированными претензиями представителя общества инвалидов «Солидарность» Воропаева В. И. Василий Иванович, обложившись вырезками из газет и запросами и ответами в разные инстанции, настаивал, что по Закону для частного сектора установка счетчика бесплатная, а поверку водоканал обязан делать бесплатно для всех (т.е. сами снять, отвезти, поверить и установить). Инвалид обвинил водоканал в неграмотности по составлению предписаний и в незаконности взимания оплаты за воду по повышенному тарифу в течение трех лет. Оказывается, оплата по новым тарифам должна производиться не со дня принятия решения горсоветом, а со времени опубликования решения в печати, но после принятия 3-х таких решений Константиновским горсоветом до публикации прошло 6, 9 и 7 месяцев. Кроме того, был приведен факт бездушного отношения сотрудников водоканала к жителям: на пересечении улиц Самаркандская и Островского людям пообещали устранить течь, разрыли трубы, потом забили чоп, отключили всех и уехали. Василий Иванович требовал проведения независимой экспертизы и публичного обсуждения этих фактов.   
Ответ водоканала был неожиданным – «Эти люди проложили водовод за свои деньги в 1948-м(!) году, поэтому он и не стоит у нас на балансе. Всего таких бесхозных сетей в Константиновке – 170 км. Чтобы устранить эту одну из основных причин повышенной аварийности, такие сети местные власти должны привести в надлежащее состояние и передать нам. Это можно сделать за счет людей, проживающих в этих районах».
На вопросы ведущей о ситуации с коллектором по ул. Ленина, проблеме жесткости воды и новых источниках Владимир Христинец, ответил, что по ул. Ленина произведены работы только по первой очереди КНС. В мае-июне должны закончить. Жесткость в норме (это достигается, например, смешиванием воды из наиболее жестких источников, таких, как Белогорский – 14,7 единиц при норме 10, с источниками меньшей жесткости). А по новым артезианским источникам вопрос надо задавать Артемгеологии. 
Кстати, на претензии участников, что горводоканал ведет недостаточную работу с населением, прозвучала еще одна интересная цифра – 6-7 сходок (вероятно, сходы граждан по месту жительства) проводят работники этой структуры в месяц.
В заключение встречи выступил заместитель городского головы Демченко А. В. Он отметил полезность таких «столов» по прозрачности власти. Сказал, что власти работают открыто -  никому в приеме не отказывают. В водоканале же ситуация тяжелая, т.к. после развала СССР проблемы не решались, и только в последнее время удалось снизить число порывов. Большая надежда, что многие вопросы сможем решить, т. к.  константиновцы вошли в Региональное Торецкое Управление ВКХ и теперь работают вместе с дружковчанами, областными передовиками.        
Начальник гороводоканала отметил, что подтверждением улучшения их работы может служить выход с честью из тяжелой нынешней зимы. И что есть уверенность в том, что следующую зиму они смогут перенести спокойно, без напряжения и героизма.
Но основная проблема – задолженность населения (сейчас услуги оплачиваются на 75%) остается. В связи с убытками за I квартал текущего года на 250 тысяч грн. водоканалу перестали подавать воду из часов-ярского водозабора (только из-за личного вмешательства мэра Роженко не отключили и другие водозаборы), поэтому они вынуждены идти на т.н. «драконовские меры» и отключать воду многоквартирным домам, общая задолженность которых по 20 тыс. грн. и более. Пока их отключают временно, как бы предупреждая об угрозе полностью обезводить.
«Мы все задолжники создавшейся ситуации. Люди не платят водоканалу, водоканал не может расплатиться с энергетиками и т.д. Надо искать компромисы. Но платить надо» - резюмировал Владимир Христинец.
В заключение организаторы встречи напомнили, что смысл данной встречи был, прежде всего, в обсуждении противоречивых данных, предоставленных ПУВКХ. Городские власти с водоканалом должны быть сами заинтересованы периодически составлять и обнародовать фактические данные, устраняющие сомнения в обоснованности норм питьевого водоснабжения.

Стол 2:  «Население Константиновки – сколько нас на самом деле?»   

Эта встреча была не менее интересна и содержательна. Ответ здесь, кроме исполкома, держали работники ГОВД и паспортного стола (представители ЗАГСа почему-то не пришли). После выборов 2004, 05, 06 годов представители «Народной воли» резонно задались вопросом – «Почему так колебалась численность избирателей Константиновки – 2006 г. I тур – 73672, II тур – 75682, III тур –73226; 2005 г. – 70966; 2006 г. – 73760 чел.?»
Ведь никакая статистика рождений и смертей, число приезжающих и покидающих наш, явно уменьшающийся в численности город, это объяснить не может. Тем более это интересно, т.к. бюджет громады формируется с учетом точного числа ее членов (по данным горисполкома у нас сейчас 86668 тысяч жителей).
Как выяснилось в ходе обсуждения, на этот вопрос нет однозначного ответа. Есть большое количество факторов, которые повлияли на точность официальных данных: составление списков избирателей в 4-х разных компьютерных программах, переход которых с одной на другую вносил изменения и ошибки, чрезмерная заорганизованность со стороны облгосадминистрации («дергали», давали задания и т.п.), физическая невозможность ЗАГСа, исполкома, паспортного стола в короткое время предоставить точные данные, разнобой в данных разных структур и т.п. Например, собранные исполкомом списки умерших работники ЗАГСа подтвердили только на 10%, остальные в списках не значились.              
Кроме того, на эти технические причины накладываются объективные данные большого числа бездомных людей.
Наиболее всего удивляло участников встречи отсутствие централизованной системы учета умерших. К примеру, человек уехал в больницу в другой город, там умер и похоронен, а у нас он остается прописанным.
По мнению представителей ГОВД, переход с прописки на регистрацию позволяет людям свободно менять место жительства. Проверке это не поддается. По Закону о выборах списки для участия в голосовании берутся в ГОВД. Те, в свою очередь, выбирают избирателей, зарегистрированных на определенную дату в картотеке, состоящей из 200 тысяч карточек, регистрирующих прибытие и убытие граждан. 20 совершенно разных и зачастую неподготовленных человек несколько месяцев сидели и переписывали избирателей. Это напоминало игру в испорченный телефон.
На сбои в компьютерных программах накладывался человеческий фактор. Программа «Выбор» рассчитана на людей со славянскими фамилиями, в Константиновке такие далеко не все.  Изменение буквы в фамилии добавляло избирателя в списки.
Спасибо, хоть партии ходили, проверяли по квартирам и домам. Это необходимая деятельность, т.к.  рабочие группы по составлению списков не могли все охватить.
Что касается тех, кто не мог самостоятельно передвигаться (таких было более тысячи), то их списки подавали работники социальных служб. Причем, многие из инвалидов приходили на участки, откуда их возвращали обратно – для голосования на дому.  
По миграции населения были приведены «убийственные» цифры – в 4 квартале 2004 года выписались из города 6336 человек, а прописалось 5024. Причем, в это число входят и «перепрописанные», т.е. становившиеся на учет несколько раз. Вот и пойми, – какие цифры на выборах 2004 были верные, когда до 10% избирателей в постоянной миграции.
«А что же в масштабах страны? Для бюджетов должны быть жуткие финансовые дыры! Наш мэр должен знать истинное положение дел» - в сердцах воскликнула ведущая Любовь Савченко.
Итак, какой же выход? По мнению работников паспортного стола, реальные данные может дать только полная перепись населения. Но кое-какую работу нужно делать уже сейчас: БТИ необходимо провести четкую инвентаризацию жилья, необходимо переоформление домовых книг в ЖЭКах, все структуры, занимающиеся вопросами численности населения должны координировать свои действия, особенно по вопросам умерших. Желательно, чтобы для работы по составлению реальных списков были привлечены представители микросоветов (Центр занятости, например, мог бы профинансировать эти общественные работы), партий, общественных организаций.  
Кстати, это может показаться странным, но компьютеры в паспортном столе появились только перед этими выборами. Поэтому только сейчас можно говорить о нормальном сохранении и поддержке данных. Паспортисты теперь ищут опытных программистов, чтобы составить базу данных, работать с ней так, как им удобно.
Представители партий и общественных организаций высказали мнение, что голосовать на участках лучше по месту жительства, а не в алфавитном порядке, что паспортный стол никогда не должен иметь отношения к выборам, что если при формировании бюджета, распределении средств в зависимости от численности населения города на медицину, образование, коммунальную сферу, количество жителей было явно завышено, – члены громады должны знать, куда делись бюджетные средства. 
Но главное - выборы приходят и уходят, а сколько нас на самом деле, - нужно знать всегда. 
В общей сложности на двух «круглых столах», кроме госструктур, присутствовали представители одиннадцати общественных организаций и пяти партий. К сожалению, несмотря на разосланные приглашения, представители партий, прошедших в городской совет – регионов, Блока Витренко, КПУ и «Не так!», встречу проигнорировали.
Владимир Березин.