Музыка «в переплетах Мураками»

Кто такая Светлана Сурганова? Трудно ответить однозначно. Существует мнение, что это одновременно и самая интеллигентная и самая хулиганистая творческая единица нынешней рок-сцены, причем, воплощающая ее женскую часть.



«Я одинока, словно парк, где притаилась зима.
Я - ржавый чайник со свистком, в котором выпустили пар.
Я абсолютный сталевар, неугасающий огонь».
Светлана Сурганова.

Сложно однозначно описать и стиль, в котором играют музыканты группы «Сурганова и Оркестр». Это и джаз, и рок-н-ролл, и трип-хоп, также много от настоящего французского шансона. Текстами часто выступают произведения известных поэтов. Одним словом, сочетание несочетаемого. На концерте в Харькове в начале выступления Светлана Сурганова объявила, что музыкантами будут исполнены песни на произведения классиков Серебряного века и поэтов современности. Было очень приятно осознавать, что выражение «окончи школу заново» в этом зале теряет свою смысловую значимость. Публика, состоящая по большей части из молодежи, пела вместе с исполнительницей песни на стихи Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Татьяны Хмельник, Иосифа Бродского, Светланы Голубевой. Список можно было бы продолжать и дальше, но я, к сожалению, не запомнил всех авторов. На самом деле, слушателям было не важно  доскональное знание творчества классиков, главное - тот заряд, то откровение, что излучает музыка Сургановой.



Этот концерт стал первым выступлением коллектива в Харькове. Я не переставал сомневаться том, что гастроли состоятся до самого момента выхода музыкантов на сцену. В общем, если бы, несмотря на День рождения, не было выпито так мало (я помнил о высоком звании автора), подумал бы, что это сон или галлюцинация в результате перепоя. Настолько это было ирреально: питерские музыканты во плоти на расстоянии нескольких метров от нас. Может сейчас это и кажется смешным, нелепым, наивным, но в тот вечер все казалось именно таким.

Традиционно об аудитории. Интересно было наблюдать наряду со зрелым поколением, девушек-фанаток, в большинстве своем коротко стриженых, без следов косметики на лицах, одетых в каком-то урбанистическом стиле и дружно размахивающих руками. Не хотелось касаться темы нетрадиционности отношений между некоторыми представительницами вышеописанной аудитории, но моя знакомая была несколько удивлена, когда, разогретые концертом, девушки начали сбиваться в пары. Так уж сложилось, что Сурганова не скрывает своих истинных предпочтений в плане выбора спутников (точнее, спутниц) жизни, что и вызывает волну подражания среди девочек-подростков. Хочется надеяться, что это лишь невинное увлечение и природа возьмет свое, иначе Сурганова подорвет и без того пошатнувшееся демографическое состояние страны.




Впрочем, меня, как и большинство присутствовавших в зале, интересовало  творчество Светланы. Вместе с ее песнями  к нам вновь вернулся тот интеллигентный и умный рок, который почти позабылся со времен «Аквариума» начала 1990-х, почти ушедший с шумом хит-парадов FM-радиостанций, тот рок, который необходим – «глубокая, тонкая поэзия и драйв, рок без пафоса и утомительной истерики». По большей части на концерт пришли те, кто действительно умеет без фанатизма ценить настоящую, искреннюю, глубокую музыку. Кто хоть раз бывал на “живом” концерте, знает, как звуки обволакивают, наполняют воздух, подобно запахам. Светлана – маленькая, хрупкая женщина, но голос ее звучит проникновенно, ее тексты и музыка способны вывернуть наизнанку душу, ее песни учат искренности, естественности и верности. Она – светлая, живая, очень артистичная, с лучезарной улыбкой и грустными глазами. Женщина-подросток. Лукавая и ироничная. Вся насквозь питерская.

Было несколько лирических отступлений в сторону ее родного города Санкт-Петербурга. В честь него прозвучало несколько песен. Сурганова призналась, что Питер - ее «колыбель и могила», и она не представляет своей жизни в другом месте. Вообще несколько поразила подобная патриотичность. Сразу вспоминается наш город… Врезалась в память новая песня «Среди мертвых и живых» – Светлана посвятила ее близкому человеку, погибшему в августе прошлого года в результате аварии самолета ТУ-154, летевшему рейсом Пулковской авиалинии Анапа-Санкт-Петербург. Почему-то ярче всего сохраняются в памяти именно такие, связанные с  большой эмоциональной нагрузкой, моменты. Еще была «Я теряю» – очень трогательная  песня, а прозвучавшее в ней соло трубы Михаила Тебенькова – просто полет к звездам.

Наверно, стоит рассказать об «Оркестре» Сургановой. Это немного диковатое, но очень занимательное сочетание обычных бас- и соло-гитар с французским аккордеоном, духовыми инструментами и перкуссией, и все это в современной обработке. Перечислять его состав поименно, наверное, нет смысла, скажу только что это группа «Север Комбо», состоящая из шести «северных парней с горячими кубинскими сердцами». До образования альянса со Светланой музыканты играли в стиле «рэгги», арт-рок с бойкими латино-ритмами, что наложило свой отпечаток на звучание нынешнего «Оркестра». И что бы ни говорили, а «Сурганова и Оркестр» за четыре года деятельности – уже полностью сложившаяся самобытная группа, нашедшая свою публику, открывшая свой новый звук и выпустившая уже два полноценных студийных альбома. Во время концерта на сцене царила абсолютная гармония. Светлана вела себя максимально естественно, а музыканты настроены на волну ее души.

Игорь Тарасюк.

Респект автору! Администрации низачет... статью на сайте еще недели три назад ждал. В газете читал но хотелось бы с цв фото на сайте увидеть. Вобщем БАЯН.