О воспитании себя и детей

Printer Friendly, PDF & Email

«Процветание государства, благополучие народа
зависят неотмененно от доброты нравов.
А доброта нравов – неотмененно от воспитания».

Н.Н. Новиков.

В связи с последними событиями в стране, я стала чаще обычного задаваться вопросом: почему из милых, очаровательных малышей вырастают такие разные взрослые. Со временем одни дети становятся честными, высоконравственными, культурными, искренними, талантливыми и реализованными людьми, которые делают мир лучше, а другие — убийцами, прочим криминалом, коррумпированными до мозга костей чиновниками, «быдлом», «рабами», а также экстремистами, террористами и радикалами. Я много езжу, пользуюсь всеми видами транспорта в нашей стране, и часто, глядя на людей, задаю себе вопрос: каким он/она были в детстве? Что делали? О чем мечтали? Реализовались ли? А глядя на детей, думаю: каким он вырастет, кем станет, на чьей стороне будет – на стороне света или на стороне тьмы?

И на многие мои вопросы вселенная ответила необычным способом: в Донецкой области, в г. Артемовске 3-7 апреля состоялся семинар по воспитанию детей мэтров педагогики Шалвы Амонашвили и его сына, на котором побывали В.Симоненко (тренер по бадминтону) и В.Карпусь (директор Константиновского Клуба органического земледелия).
Основной темой семинара были, конечно, дети — как воспитывать, что делать? Шалва Александрович много времени уделил не способам и методам воспитания, а самой философии общения с ребёнком. «Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным». Он также говорил о том, что современные понятия садиков и школ, как воспитательно-учебных заведений, уже не отвечают требованиям нового века. Он не подвергал сомнению значимость даваемых знаний, он делал упор на то, что ценность идей, мыслей и действий человека определяются не глубиной знаний, а глубиной духовного развития.

Надо ли напоминать, что для общества крайне опасно давать бездуховному, безнравственному, бессердечному человеку современные знания о законах природы и тайнах Вселенной. Вред для всех нас может оказаться слишком велик, потому как современные технологии и возможности — опаснейший инструмент в безнравственных руках. Какие образы мы заложим ребенку в детстве, таким он и вырастет. Как тут не вспомнить: «что посеешь, то и пожнешь». Я, конечно же, задалась вопросом: а что было «посеяно» в последние три поколения детей? Тем более, сам Амонашвили условно делит эти поколения следующим образом: поколение Акселератов (60-70-е годы рождения), поколение детей Индиго (80-90-е годы) и поколение детей Света (от 2000 года). А так как большинство образов, навыков, умений, выводов закладывается в детстве, я сделала небольшое авторское исследование, отвечая на вопрос — во что в детстве играли все три поколения, что читали, какую музыку любили и кого слушали?

Начала с поколения акселератов. И вот что я выяснила. Акселераты физически более развиты, чем их родители. Исследования ученых того времени показали, что не только физический, но и интеллектуальный уровень акселератов также значительно выше. Например, многих удивляло в своё время, как у моей мамы ростом 1,55 родилась такая «дылда», начавшая самостоятельно читать в пять лет, а в десять потребовавшая в библиотеке «Трех мушкетёров». Во что в детстве играли акселераты? В казаков-разбойников, в войнушку, в тимуровцев, в индейцев, в прятки, в догонялки, в снежки, в футбол, хоккей, в «секу», в слова, в города, в домино, лото и в кукольный театр. Слушали, открыв рот, про курочку-рябу. Строили халабуды, ходили в походы, ездили в детские лагеря, ходили строем на парады, и, сопротивляясь, ехали на дачу сажать картошку. Все развлечения и игры были в основном уличными, физическими и полностью реальными. Зона комфорта – свой район, свой двор. Взрослые того времени причитали: «домой не загонишь!». В основном много читали. Читали всё подряд, а также Пушкина, Толстого, Достоевского, Ахматову, Дюма, Агату Кристи, Марка Твена. Слушали Высоцкого, «Машину времени», Шевчука, Гребенщикова, Цоя, Пугачеву, Битлз, «Аббу», Пинк Флойд, Лед Зеппелин. Смотрели калейдоскопы, диафильмы, мультфильмы и кино. Девочки шили куклам одёжки, мальчишки мастерили своими руками табуретки.

Акселераты подросли и подарили миру чудеса техники – микроэлектронику, мобильные телефоны, компьютеры, генную инженерию и интернет. Превратили дворовые игры в настольные — «Хоккей» и «Футбол», а игру в «войнушку» трансформировали в игральные автоматы «Морской бой», «Снайпер», «Танкодром». Создали «Нашу Рябу» и придумали новое место для «взятия» картошки – супермаркет. Понастроили многоэтажных «халабуд». Тимуровцев перевели в благотворительные организации. Свой двор/район превратили в свою федерацию, область, регион. Строем стали ходить на выборы, каждый раз придумывая новый девиз. Женщины всё ещё умеют шить, а мужчины забить гвоздь. До сих пор много-много читаем, теперь, правда, в большей степени не литературу, а газеты, журналы и интернет. Смотрим не кино, а сериалы, блокбастеры и новости.

Закон эволюции требует, чтобы каждое следующее поколение стало более культурным, чем предыдущее. К сожалению, получилось так, что скорость развития техники была больше скорости подъема культуры, что в свою очередь и отразилось на детях акселератов. Культура в то время, так сказать, была на втором месте, а на первом — выживание и «догнать и перегнать Америку!». Результат не заставил себя ждать, дети акселератов выросли и наступили времена безнравственности, нечестности, тотального упадка духовности, что и привело к экономическим, политическим, национальным и экологическим кризисам. Акселераты уделяли много времени работе в 80-е, добыче средств существования в перестроечные 90-е, и только в двухтысячные наконец-то занялись своим личным благосостоянием. И вот-вот только вздохнули, как на тебе – очередной кризис, только теперь не финансовый, а политическо-национальный. Уровень жизни людей резко упал, интеллектуальный потенциал прекратил свой рост, а само существование мира оказалось под угрозой. Думало ли наше поколение, создавая различные чудеса техники, что мы получим сегодняшнюю ситуацию в мире? Конечно, нет.
Как говорил на семинаре мэтр педагогики, кому-то очень надо, чтобы в мире было безнравственное, бездушное большинство. А ведь смысл воспитания – в воспитании духа, души. Следует передать ученику не только знания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя развиваться, мыслить и учиться, дать ему умения извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. «Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения». Именно таким видит образовательный процесс Ш.А. Амонашвили.

Надеюсь, многие родители задумаются, во что играют их дети, что смотрят, что слушают, на каких образах и примерах воспитываются. И запретами тут только усилишь сопротивление. Запреты почти всегда работали с акселератами, частично с детьми Индиго, а с детьми Света «не проходят». Участниками сегодняшних событий в мире является 20-30-летняя молодежь. Напрашивается вопрос: а как акселераты воспитывали своих детей, что из этого вышло, и как правильно воспитывать современных в контексте гуманно-личностной педагогики? Об этом — в следующей публикации.

Людмила Таргонская.

Справка

Амонашвили Ш.А. — один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества.

Шалва Амонашвили

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, иностранный член Национальной академии педагогических наук Украины, почетный доктор Софийского университета имени Климента Охридского, почетный президент Международного Центра гуманной педагогики. Окончил Тбилисский университет, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Основными принципами подхода являются: вера в возможности ребенка, раскрытие самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направление его на служение добру и справедливости.

Амонашвили П.Ш. (сын) — президент Международного Центра гуманной педагогики, писатель, социолог, руководитель детской художественной студии «Басти-Бубу», научный руководитель детского сада «Басти-Бубу» (Тбилиси, Грузия).

Шалва Амонашвили Украине лично

Ты для меня единая Великая Сущность, олицетворение культуры, подобно которой нету в мире, философии, подобно которой нету в мире, науки, подобно которой нету в мире и педагогики, подобно которой нету в мире.

Ты матерь удивительных людей – украинцев со своим музыкальным украинским языком и доброжелательным украинским характером. Ты широкая душа, вмещающая в себе любовь к миру и ко всему сущему в мире. Ты свободолюбивая со своими просторами, со своим Днепром, со своим Киевом, Донецком, Львовом. В тебе – часть будущего Планеты Земля.
Я полюбил тебя, Великая Сущность по имени Украина! И так как я педагог, и так как ты выдала миру вершины педагогического сознания, именуемые Пироговым, Ушинским, Макаренко и Сухомлинским, я трепещу и преклоняюсь перед тобой. Ты щедро излучаешь духовное богатство и демонстрируешь миру могущество устремленной воли.

Я люблю учителей твоих. Они, как подобает служителям Бога, созидают в сердцах детей основу мироздания – Веру, Надежду, Любовь. Я горжусь ими – они истинные художники жизни, на кистях которых – цвета Благородства и Великодушия. Они творцы твоего будущего, твоего счастья.

Я люблю новое поколение твое: оно несет свое Слово, свой Путь, несет обновление.

Но сейчас я сравниваю тебя с нерукотворной хрустальной вазой, в которой Надежда, в которой Завтра. Кто-то упустил эту вазу из рук и летит она в обрыв. И что же будет? И не дай Бог, чтобы тому быть! И пусть каждый сын твой, каждая дочь, — а их у тебя 46 миллионов! – поспешит протянуть руки, чтобы ваза опустилась на их заботливые ладони!

Прими мою преданность, о, великая сущность по имени Украина!