«Узники Лонцка» из донецких степей

Printer Friendly, PDF & Email
Лонцк... У знающих людей при упоминании этого слова «мурашки» бегут по коже. Здесь во Львове на улице Лонцкого (теперь С.Бендеры) с 1880 года существует тюрьма, в которой мучили украинцев поляки, фашисты, но больше всего изуверств было во времена СССР. Когда ломали личность, тысячами расстреливали без суда.


Обычные наши сельские бабушки -  героини борьбы за Украину: София Дусык и Мария Балушко.

На прошлой неделе эти застенки, в рамках мероприятий в связи с годовщиной Великого террора – массовых политических репрессий 1937-1938 годов, были впервые открыты для общего посещения. «Тут чути запах крові. Тільки одного дня - 24 червня 1941 року тут було розстріляно 4 тисячі людей. Їх душі нарешті знайдуть спокій», - сказал во время поминальной экуменической панихиды начальник СБУ Львовщины А.Матиос.

Для многих из нас, жителей Донбасса, будет интересным узнать то, что в нашей области есть люди, «по полной программе» прошедшие эти застенки, принявшие на себя всю тяжесть машины коммунистических репрессий.


Застенки львовской тюрьмы Лонцк

В памятные во Львове дни нам удалось найти и побывать в гостях у представителей пяти семей из львовской области, которые были задержаны, подвержены пыткам в Лонцке и высланы на каторгу в лагеря Сибири и Казахстана. Так получилось, что все они проживают в Красноармейском районе, в селе Новогродовка.

Багато крові протекло.
Напився їй і Львів і Бережани,
Щомісяця прощалися з селом
Німії жертви сталінських тиранів.


4 декабря 1945 года к дому семьи Хмеля в селе Басивка Пустомитовского района подъехал грузовик, из которого вышел НКВДист: «Давай, Иван, собирай семью. Решай - или записывайся в колхоз, или в Сибирь» - «Як приїхав, то бери!» - был ему ответ.

Так, семья из 5 человек оказалась вначале в Лонцке, где их держали в камерах с еще 8-10 семьями, а затем с 4 марта три месяца добиралась в Хабаровский край, чтобы поселиться на долгие годы в бывших бараках японских военнопленных и работать на лесоповалах.

Василий Иванович, сын того непокоренного Хмеля, единственный, кто остался из этой семьи и может донести потомкам мытарства украинцев.

Рядом с ним сидела еще один символ выживаемости и достоинства нации – Мария Балушко. Ее в родном селе Новый Яжив, Яворовского района в том же 1945 арестовали, даже не дав обняться на прощание с матерью. Следователь Просалов (на всю жизнь запомнила) избивал ее в подвалах Лонцка. Бил до крови палкой. Теряла сознание, вызывали врача. Но 17-летняя Мария так и не сказала, чем на самом деле занимались хлопцы из ее села. Говорила только о том, что вместе ходили в библиотеку и церковь, занимались художественной самодеятельностью. Про УПА так и не сказала. За что «упекли» на 10 лет за полярный круг в Кировскую область, где валить лес не ходили только при минус 60, а кроме того, 5 лет «по рогам» (поражение в правах). Там же в Сибири сгинули ее отец и мать, «по полной катушке отбарабанили» два брата.

Сюда же на встречу с земляками пришла и Ольга Марижевская. Она помоложе, т. к. девочкой сама поехала из села Корчив Сокальского района той же Львовщины к маме и сестре в Кемеровскую область, которым в 1946 году дали, как и всем, по 25 лет.

Среди этих простых на вид старушек - «божьих одуванчиков» - наиболее просто и неказисто смотрится самая маленькая (1,5 метра) хозяйка дома – София Дусык. Но рассказ пани Софии заслуживает, как минимум, съемки многосерийного фильма.

«Всюди, де ми будемо, буде Україна!»

София говорила мягко, певуче, плавно переходя на песни и стихи. Ей 86, еле ходит с двумя палочками, но память свежа. Ее друзья-селяне из Мужиловичей, вояки УПА, послали Софу на курсы санитарок (женщинам в бой ходить было запрещено). Когда же пришли советские войска, то в 1945 году ее «сокурсница» сболтнула властям про учебу. Юную патриотку арестовали и отвезли в районный центр Яворив в тюрьму НКВД. Но она, обманув охрану, сбежала! Говорит, что сбежать ее «научил» сам Кармелюк, рассказами о котором зачитывалась. А еще объясняет тем, что она нужна была хлопцам из УПА.

И, действительно, последующие пять лет ее главной задачей было оказание первой медицинской помощи раненным в боях. Но в 1950-м, скрываясь в соломе, таки попалась. Однако, о чем до сих пор на Львовщине ходят легенды, умудрилась вырваться от чекистов и прыгнуть в колодец. По словам Софии, она ушла под воду и затаила дыхание. Но солдаты батогом подцепили ее за юбку и потащили вверх. Девушка изловчилась и оторвала кусок юбки, опять упав в воду. Стала терять сознание, тонуть, но ее таки вытащили и стали приводить в чувства. Измученную, мокрую, в подпоясанной веревкой фуфайке, с порванной собакой ногой, Софию привезли в самый ад – в Лонцк. Со всех этажей сбежались НКВДисты смотреть на чудо, сумевшее сбежать и скрываться 5 лет от карательной машины. Напомним, что девушка была ростом с полтора метра.

- Ну посмотри, посмотри, с кем мы воюем, - воскликнул старший офицер...

Ей, как и многим другим, дали 25 лет за антисоветскую деятельность и отправили в Мордовские лагеря. Но благодаря «оттепели», в 1957 году София попала под амнистию и до 1966 жила в Кемеровской области с мужем (повстанец, сидевший в самом страшном лагере Кингир), а затем переехали сюда, в Новогродовку.

Все семьи бывших политзаключенных оказались на Донеччине, потому что на родине их не прописывали и запрещали жить. Но они, как и в лагерях, сделали себе свою родину сами, вспоминая слова повстанцев, когда их забирали в Сибирь: «Люди, не плачте і не сумуйте. Всюди, де ми будемо, буде Україна!» Помогали друг другу, собирались вместе в дни праздников и горя, пели песни, вспоминали Галичину и погибших друзей.

Говорят, что в честь раздавленных танками 500 украинок в лагере Кингир, а также в честь погибших в этом месяце Ольги Бессараб и Олены Телиги, каждый февраль на Украине теперь называют месяцем героинь. Для нас, побывавших на встрече в Новогродовке, украинские героини не были абстрактными. Мы их видели и слышали.

В.Березин, Е.Шаповалов.

"4 декабря 1945 года к дому семьи Хмеля в селе Басивка Пустомитовского района подъехал грузовик, из которого вышел НКВДист: «Давай, Иван, собирай семью. Решай - или записывайся в колхоз, или в Сибирь» - «Як приїхав, то бери!» - был ему ответ.."

А мой дед и прадед, живя не богато, но в достатке, выбрали колхоз. Интересно почему... Наверное потому что в семье у них были женщины и маленькие дети, ради которых нужно было учиться выживать в новых условиях, родные люди, о которых нужно было заботится.

"И, действительно, последующие пять лет ее главной задачей было оказание первой медицинской помощи раненным в боях..." - простите, в боях с кем? Не с нашими ли дедами?

Ей богу - опасные темы поднимаете... найдутся ж и у нас в районе те, у кого родственники были убиты УПА... И поедут они к бабушкам, отхлебнув для смелости, довершать дело отцов..

Неужели кому-то еще надо говорить о том, что 70 лет нас кормили брехней?

Заметьте, что если на наших территориях вгоняли в колхозы под страхом голода и от него смерти (хотя известны факты, когда Тухачевский уничтожал на Востоке Украины непослушные села ипритом и хлором), то на западной в колхоз вгоняли проживших долгое время по европейски людей. В статье речь шла о факте необычайного проявления чувства собственного достоинства. Думаю, что такие факты были и у нас. Хотя Ваши (да, наверное, и мои) родные, как и большинство поддались массовому психозу, замешенному на слепой вере, страхе, задаче выжить и т.п. Наших предков мы не обвиняем, на то были разные факторы, а вот свидетельства людского духа знать надо.

Что касается боязни расправы, так эти люди знали, что о них мы напишем. И не боялись этого. Да и время уже не то. Несмотря на Януковича и его ка и компанию, идет мощное движение на объединение Украины. Мы - одно целое и другого не дано.

Если наших героев ВОВ мы чли и чтем, то героев УПА, воевавших против Гитлера и Сталина только начинаем.

Мазепа-Шевченко-Петлюра-репрессированные за украинское Гайворонский и т.п. -УПА-Стус-Тихий-Чорновол ---- никуда от этой истории Украины не денешься.

Кстати, на Западной Украине ухаживают за могилами павших в ВОВ гораздо лучше, чем мы.

Ответ на от Berezin

Мазепа - клялся на библии в верности русскому царю. Клятвопреступник. Предан анафеме. Анафема не снята. Это на него равняться?

А легкая ложь лучше большой лжи? А кто такие "мы", котрые начинают чтить вояк УПА? Я не в этом списке. Мой дед был в 1944 году - вербовал жителей на восстановление заводов в Константиновке, моя тетка была после войны и жила 12 лет на западенщине. Деда спасли от смерти люди у которых он жил. Те кто приехал в Константиновку возвращаться назад не собирались. Тетка жила на квартире у вдовы - старшего сына убили вояки за то, чтоб был поляком. За младшим пришли когда ему исполнилось 16 лет с предложением идти в лес. После отказа убили рядом с порогом дома. За то, что говорили на русском языке можно было получить пулю из кустов. За что мне этих вояк чтить?

Я основываюсь не на истории из учебников. Это то, о чем мне рассказывал мой дед. Угрожали и ему, некоторых его односельчан, не пожелавших отдавать добро в колхоз увезли в тюрьму - больше их никто не видел, а часть их детей отправили в детдом, часть забрали воспитывать соседи и родственники.

Конечно, в таких жутких условиях любое решение, принятое человеком, можно рассматривать как акт борьбы, акт силы духа.

Хорошо, УПА воевало против Сталина, но при этом-то стреляло в моих предков. При этом же тоже неслабо жгли и насиловали мирное население, массово вырезали евреев. Это не притчи из учебников - поговорите со стариками, они многое могут рассказать.

А никто Вас не заставляет никого чтить. Как, например, чтить белых или красных. Это все мы, которые, к сожалению, убивали друг друга.

В том то и дело, что наш край соткан в т.ч. из названных в двух предыдущих постерах примерах.

Это все мы и наша история.

Старых людей, типа этих бабуль, надо обязательно опрашивать, давать возможность встретиться с молодежью, печатать Они уйдут, а вместе с ними та живая история, например, норильска и Кизира.  

Вот, проворонили Шумука, умершего в 2004 и никто и никогда больше не расскажет о том, что он пережил.

Ответ на от Berezin

"А никто Вас не заставляет никого чтить.."  - а приравнивание УПА к Красной армии?.. Как можно приравнять две противоборствующие стороны? Вы хотите помирить двух людей, стрелявших друг в друга?

Эти действия политически спекулятивны... Как мне видится - дайте людям спокойно умереть. Когда умрет последний -  то и смысла поднимать вопрос не будет.

Может Вы и не знаете, но законодательно в начале 90-х годов вояки УПА были признаны, как участники ВОВ и получают те же льготы, что и наши ветераны.

Они сейчас просто требуют морального признания - участия в парадах и т.п.

Что-то до раздрая, который нужно было донецким, теряющим свои рычаги и деньги, этот вопрос никто не поднимал.

Надо учится жить мирно. Все нарубали дров. Но одни - были и остаются ветераны-герои, а другие, отдавшие Украине, как минимум, не меньше - предатели Родины.

 Так размышляют те, кто не понимает, что Украина это не надолго, а навсегда.

я тебя раньше просил подтвердить право Шевченко писаться вместе с душегубами. Почему ты унижаешь достойного человека?

Кстати, как вот это "И, действительно, последующие пять лет ее главной задачей было оказание первой медицинской помощи раненным в боях. Но в 1950-м, скрываясь в соломе, таки попалась." стыкуется с радостными заявлениями СБУ, что якобы это не вояки УПА были, а переодетые НКВДисты? По моему это прямое подтверждение того, что вояки убивали и после окончания ВОВ и не только солдат, но и мирных жителей.

"Надо учится жить мирно. Все нарубали дров..."

А как вы думаете, сколько германских офицеров, избежавших суда, живут и поныне?..

Ну наламали дров.. ну что ж теперь.. А почему вы тогда собственно обвиняете в чем либо Роженко? Ну ламает человек дрова, но не стреляет же ни в кого... и голодом не морит.

Хотите быть честными - оставайтесь честными до конца. Какой бы бабушка милой не была, а у каждой в сундучке грешок... и не вам его прощать.

 

Ваше односторонее, коммунистическое восприятие истории умиляет.

Проснитесь люди, вы на Украине.

А с Роженко я не воюю, а создаю механизмы общественного влияния на органы местного самоуправления:) 

Нет у меня коммунистического восприятия истории.. Я не разделяю коммунистической идеологии -  ни политической, ни экономической... Хотя в идее, что руководить страной должна одна партия (семья, клан - как хотите) есть масса преимуществ, которые мне симпатичны... думаю, так и должно быть, но с определенными формами и элементами контроля этой партии (семьи, клана)... Т.е., мне кажется, власть должна быть в одних руках, но не должна быть безграничной. Во избежание вскипевшей критики, сразу признаюсь что я не политик, и потому в политике не шибко разбираюсь. Но таково мое мнение и я готов его оспаривать.

В принципе, я ничего против УПА не имею... война есть война. И даже у Гитлера были свои основания на войну. Вопросы этики мы можем оставить для школьных учебников, которые имеют прежде воспитательную, а уже затем образовательную функцию.
Мне просто не понятны действия по "облагораживанию" УПА... Как по мне - так у государства должно быть единое, четкое мнение на какой-либо исторический факт. Нельзя официально заявлять что, мол "мы и тех любим и уважаем, но и эти тоже герои... ну и черт с ним, что они друг друга пиф-паф". А так, это еще раз подчеркивает что у руководства страны размазня.

Может быть, это мало кто прочтет,но в том то и застарелый подход, когда эту статью воспринимают, как облагораживание УПА. А что, журналисты должны проходить мимо факта проживания таких людей у нас под боком? Умалчивать? Неужели было неинтересно узнать об этом? А что касается единого государства и четкого мнения на историю, так этот материал как раз этому и способствует. Если мы украинцы, то должны уважать наших собратьев-западнян. Хотя бы стараться понять их. Почему они в каждом селе поставили памятники УПА, почему чтут их память? Безусловно, тоже самое должны сделать и они - понять и принять нас. Что и происходит. Человек, имеющий сердце, конечно же будет жалеть и чтить погибших героев ВОВ (понимая пагубность той системы), но не преклониться перед сотнями тысяч замученных и раздавленных танками в Кизире, Норильске и т.п. героев, не сможет. Правильно эти бабули говорили - Все наши лучшие президенты и премьеры лежат там... Да, и по поводу аргумента Бурчуна против Мазепы, что его предали анафеме, так Лев Толстой был предан той же процедуре. Ну и что?