Неугасимая лампада

В этом году на 9 мая лампадки на могилах воинов, погибших за освобождение Константиновки в 1943-м году, наконец-то, были неугасимые. Мы об этом много писали и просили не убирать их, как коммунальный инвентарь, сразу после торжественного митинга-реквиема. И вот, наконец-то, их оставили. Этот снимок мы сделали через неделю после празника. Видите, все хорошо – их никто не украл, практически все лампадки на месте!

Главное, чтобы лампадки горели в наших сердцах. А митинги – митинги провели и 8 мая на День памяти и примирения, и 9 мая на День Победы над нацизмом. Мало этого – здесь же, неподалеку у братской могилы, во дворе Свято-Успенского храма, усилиями Воскресной школы вечером был дан концерт, проведена выставка автомобилей военных лет, всех кормила военно-полевая кухня.

Не обошлось, конечно, без шипящих недовольных реплик, типа: «Всё запрещают! Не дают праздновать святой день!». Но особенно смешно было слышать, что в Донецке празднуют сильнее. Да, в гибридной войне с нами Россия, как оружие, использует и «колорадские ленточки» и «бессмертный полк». Но константиновцы четко выполнили закон, запрещающий носить «колорадки», а вот фотографии своих (и даже не своих) близких, погибших в той кровавой бойне (только украинцев погибло 9 миллионов!) многие принесли. Да и разрешенные красные флаги с обозначением подразделения, водрузившего прапор над Берлином, Л.Пасечная со своей ежегодно редеющей командой, спокойно на митинг принесла и делала селфи для отчета своему шефу П.Симоненко.

«Присутніх привітали заступник міського голови В.Василенко, депутат облради В.Поливяний, заступник військового комісару Б.Денисов. В своїй промові вони наголосили на значущості перемоги для українців, висловили теплі побажання ветеранам Другої світової та зробили акцент на сучасних героях, які перейняли риси мужності та героїзму від своїх пращурів та знову стали на захист держави», — к официальному отчету горисполкома трудно что-то добавить.

Мы уже успокоились и перестали кому-то что-то доказывать. Украина – от Запада до Востока — едина. И пожилых украинцев, которые хотят и воспринимают эти праздники чисто по советски, лучше не волновать. В Константиновке, например, одновременно с митингом-реквиемом в главном Дворце культуры совершенно спокойно проходила выставка информационных стендов о борьбе УПА за независимость Украины!

Однако, трудно согласиться с мнением, что «нельзя переписывать историю», когда это произносят наши священники и прихожане православных храмов. Если не переписывать историю СССР, написанную коммунистами, то все вы должны дружно «собирать монатки и двигаться в сторону Магадана»…

В эти дни памяти вместе с группой детей и молодежи мы посетили Белокузьминовку, где побеседовали с уникальным человеком, историком Розой Степановной Киреевой, которая родилась во время 2-й мировой войны в нацистском концлагере. Её ответ на вопрос: «Что для Вас День Победы?», будет хорошим итогом этой заметки: «У 1945 році Перемогу святкувала Європа 8 травня. Але Сталін не погодився зробити святом цій день разом зі всіма переможцями. На справді треба розуміти, що зразу нічого не святкувалося. Лише на 20-річчя Перемоги, під тиском Європи, у нас почали широко відзначати. То й зразу не було на такий загал. А ось зараз – люди пристрастилися до горілки та празників, а в моїй сім’ї такого не було. Ще хочу привести приклад – наскільки це все щире. В минулому році в нашому селі помер останній реальний ветеран війни. Так його прийшли хоронити лише 6 чоловік! Я не змогла, бо була в лікарні. Та в колокол треба було бити, щоб розуміти, що вже все – нікого не залишилося! Ще згадую, як колись голова сільради прийшов до мене та дає орден Богдана Хмельницького. Я відмовилася. Ви що, мені соромно показувати посвідчення, що я інвалід війни, а цей орден, що полководцям дається – як я можу носити!? А їм на район дали рознарядку – ось і роздавали. Це кощунство...».

В.Березин