Елочные игрушки - наша гордость!

Printer Friendly, PDF & Email
Мы уже писали, что мастера изготовления елочных игрушек из Бельгии и Франции прислали приглашение в «Провинцию» на посещение выставки «Стеклянные шары - зимние шары», которая проходит в эти дни в европейской столице стекольщиков, городе Шарлеруа, Бельгия.

Но это где-то там. Мы же решили узнать о том, что происходит сейчас с изготовлением новогодних украшений у нас в городе, ведь в памяти многих горожан еще живы воспоминания о елочных игрушках, сделанных в Константиновке. И, прежде всего, все помнят, что занимался этим завод со странным названием - Стеклянных и майоликовых изделий. В словаре термин «майолика» (от испанского острова Мальорка) обозначает керамические изделия из обожженной цветной глины, покрытой глазурью и т.п. Сказано, что особенно прославились своими изделиями, кроме Мальорки, также мастерские Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино и Кастельдуранте.



Разработчик и художественный оформитель
многих константиновских елочных игрушек Вера Ивановна Мась.

Увы, завод этот уже не существует. Последние елочные игрушки делались в 2000-м году. Но, благодаря бывшим работникам предприятия, нам все же удалось найти двух человек, занимавшихся непосредственным изготовлением стеклянных игрушек последние почти пятьдесят лет. Это профессиональная художница, приехавшая в Константиновку в 1953-м году после окончания факультета прикладного искусства миргородского техникума в 18 лет, и сразу ставшая начальником вновь создающегося на керамическом заводе цеха майоликовых изделий, Вера Ивановна Мась. А также последняя мастерица-стеклодув, выдувавшая новогодние украшения с 81-го по 2000-й год, а до этого 12 лет проработавшая на металлизации (нанесение тончайшего зеркального слоя) игрушек, Надежда Георгиевна Орищенко. Они показали нам образцы этих великолепных изделий и рассказали историю создания и изготовления елочных игрушек в Константиновке.

Оказывается, эти украшения вполне могли делать еще до революции. Ведь старожилы помнят, что даже после войны рабочие продолжали работать на дореволюционных формах, принадлежащих еще брату немца Феттера, владельца Никитовского ртутного комбината. В этих формах выливали керамические глазуревые баллончики для ртути.



Последний мастер-выдувальщик
новогодних украшений Надежда Георгиевна Орищенко.


После войны, в 1949-м году, тогдашняя артель имени Горького восстановила изготовление елочных игрушек. С 1953-го года производство перешло в цех майоликовых изделий (участок елочных украшений) керамического завода. Это было на месте нынешней фабрики «Конти». В 60-х годах налаживала (часто собственными руками) производство знаменитая Мария Марецкая (боевая летчица, секретарь горисполкома).

С 1968 года все это перешло в объединение «Заря», где работали, в основном, инвалиды.
Из елочных украшений особенно славился «виноград», «бусы», которые были лучше, чем ленинградские.

Существовали два способа изготовления игрушек: формовочный («русская красавица», «красная шапочка», «снегурочка», «дед мороз», «снежная королева», «шишки», «снежинки», «сосульки», а также овощи, фрукты, корзинки с букетами роз, «грибы» и др.), а также ручной, которым стеклодувами выдувались верхушки для елок и шары. Все расписывалось художниками вручную (кисточками, штампиками и т.п.).

Сами художники, рабочие создавали образцы, разрабатывали технологию и пускали изделия в производство.

Обычно образцы возили на утверждение в художественный совет в Москву, Киев. Там смотрели, чтобы игрушки были высокохудожественного содержания, несли воспитательную нагрузку. Но особенной политизации не было. На звездах даже не рисовали серпы с молотами.

Особенно славились шары, подвески, сделанные под заказ филигранные верхушки, «самовары», «чайники», и т.п.

С 1974-го года были запущены стеклодувные автоматы.

Вначале игрушки сверху покрывали зеркальной поверхностью в цехе металлизации, затем перешли на серебрение. С 1975-го года ввели вакуумные машины для внешнего покрытия.

С 1961-го года завод регулярно выставлял игрушки на выставку достижений народного хозяйства в Москве. Они пользовались популярностью и считались лучшими в Союзе. Заводчане неоднократно получали награды и поощрения за свое искусство. В 70-х годах своим искусством поражали мастера-выдувальщики Никодименко, Валентина Николаевна Полонская. Ездили на ярмарки (например, в Запорожье). Очень много игрушек закупали из России, т.к. там их выдували только в Москве и в малом количестве. Спрос был неимоверный. Поэтому и работали в три смены, часто выходили на выходных.

С 1986-го года научились делать огромные шары, которые шли нарасхват. С 1994-го года на шары стали наносить изображения ангелочков. Это была очень трудоемкая работа. Сильно уставали - за смену выпускали всего десяток шаров. В эти годы гиперинфляции мастерам было горько отдавать свой труд за бесценок.

Но ни с какими деньгами не могло сравниться чувство гордости, когда мастера под Новый год видели свои изделия на лесных красавицах в окнах домов, на площадях и скверах многих городов.

Надежда Георгиевна Орищенко рассказывает, что еще в 1999-м году городская елка, установленная возле ДК “Октябрь”, была вся украшена изделиями ее рук: «шарами», «чайниками», «самоварами», «медвежатами», «зайцами», «поросятами», «верхушками», «сосульками», «подвесками» и др.

Последние игрушки выпустили в 2000-м году. Вероятно, еще у многих горожан хранятся эти, теперь уже уникальные, изделия.

Жаль, что еще одно достижение труда поколений константиновцев кануло в Лету.

Вместе с городским краеведческим музеем мы предлагаем всем, кому не безразлична история елочных игрушек нашего города, принять участие в создании новогодней экспозиции-выставки, на которую вы можете принести елочные украшения, как современной истории, так и те, которыми любовались наши дедушки и бабушки. Мы также ждем от вас интересные истории, легенды о создании новогодних украшений.

В. Березин.