«Кто везет, того и погоняют», или Как предприниматели новый налог обсуждали

Сразу два местных налога стали предметом дискуссии на состоявшейся в прошлую пятницу встрече общественности и представителей городских властей. В сессионном зале собрались главным образом представители малого бизнеса, их в первую очередь касались новые проекты властей, анализ регуляторного влияния которых был обнародован около месяца назад. Речь идет об утверждении Положения о сборе за право на использование местной символики и увеличения ставок единого налога для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности.

Поскольку оба эти законодательных акта увеличат затраты предпринимателей, никто не строил иллюзии, что объяснения властей, от лица которых выступали зампред Татьяна Устинова и начальник городского финуправления Татьяна Куклис, а также представителей налоговой службы и самих предпринимателей пройдет гладко и спокойно.


Имя города – символика, или нет?

Так и вышло – обсуждение обоих нововведений вызвало бурю эмоций и яростные споры среди бизнесменов уже на первом этапе, когда рассматривалось положение о символике. До сей поры этот местный налог в городе не взимался, теперь при помощи символики отцы города рассчитывают получить дополнительный доход в местную казну. «Провинция» уже писала о планирующемся нововведении, согласно которому за использование местной символики (герба города, его названия или изображения архитектурных и исторических достопримечательностей) в коммерческих целях, на товарных знаках, например, юридические лица и граждане должны теперь получать разрешение властей и платить в местный бюджет. Юридические лица – 0,1% от стоимости услуг, выполненных работ или объема производства, а физлица – субъекты предпринимательской деятельности – пять необлагаемых налогом минимальных доходов граждан.

Многие предприниматели живо заинтересовались, какие объекты города могут, собственно, считаться его памятниками и достопримечательностями, на что получили ответ Т. Устиновой, что у нас достаточно старых и заслуженных зданий, взять тот же дом 30-х годов, где сейчас базируется ЖЭК №1. «А здание бывшего универмага?» - спросили из зала. На что получили ответ, что и оно тоже подходит под это определение. «А памятники можно продавать?» - снова последовала реплика от слушателей» - «Нет? Тогда почему же он был продан?» - снова ехидно удивились предприниматели.

Много споров вызвали и приведенный в публикации акта регуляторного влияния список из 18 предприятий, использующих, по мнению разработчиков, местную символику тем, что поставили в название организации производные от имени города, например ОАО «Константиновское АТП 11409» и др. У присутствующего на встрече юриста газеты Сергея Стещенко возникли сомнения, может ли название предприятия быть объектом налогообложения. «Таков был ответ ОГНИ на наш запрос о том, кто в городе использует местную символику», - пояснила Т. Куклис. После долгой дискуссии представители исполкома в конце-концов признали, что предложили проект именно Положения о городской символике, а список из 18 предприятий приведен там только как пример для расчетов ожидаемых результатов и на самом деле за название платить не надо. Возможно, других примеров использования фирмами константиновских символов и достопримечательностей на товарных знаках попросту нигде больше не обнаружилось. Несмотря на заверения городских чиновников, что поставить герб города на свою продукцию, рекламу, логотипы и визитки было бы и солидно, и патриотично, можно предполагать, что задумка эта окажется нежизнеспособной, кто же захочет сознательно идти на дополнительные расходы? Примером может послужить соседний Артемовск, где несколько лет назад также ввели налог на символику. После этого, по рассказам местных жителей, с товарного знака известнейшего завода шампанских вин исчезло изображение герба города, его заменил нейтральный символ. Тратиться на поддержание имиджа родного города и его рекламу никто не захотел.

Налог станет непосильным?

Когда началось обсуждение новых ставок единого налога для физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, в зале стало совсем жарко, ведь этот проект затрагивает интересы почти двух тысяч людей. Власти предлагают резко увеличить ставки единого налога, в некоторых случаях почти на сто процентов. Например, тем, кто занимается производством столярных изделий и обработкой древесины вместо старой ставки в 50 грн. придется платить в казну все 200, налог за торговлю продовольственными и непродовольственными товарами в центре города возрастет со 100 до 150 грн., на окраине – с 70 до 100 грн. Новая ставка единого налога для лотков, прилавков и других видов торговых точек, взамен действующих сейчас 70, будет составлять110 грн. Сдачу в аренду недвижимого и движимого имущества теперь предлагается обложить налогом по максимальной ставке в 200 грн. вместо прежних 50. Мотивировка решения «задрать» налог – увеличение поступлений в бюджет. Доводы властей, которые озвучила «спикер» слушаний Татьяна Устинова – наши ставки единого налога слишком низкие, их следует подтянуть хотя бы до нынешних дружковских (прямая речь?). Деньги, как сказано в «регуляторке», пойдут на финансирование социально-культурной сферы города – питание детей из малообеспеченных семей в школах и детсадах и приобретение медикаментов льготной категории населения. «Частники», оценив благую цель, все равно были категорически не согласны. По дружному мнению всех предпринимателей, роста дохода казны это не даст, а наоборот сократит поступления. «Может получиться как с рыночным сбором, - объяснял предприниматель Василенко. - Его увеличили, и сейчас торговые предприятия отказываются от статуса рынков.Сколько их у нас было, - семнадцать, а реально торгуют в таком режиме – три. Кто везет, того и погоняют». «Нам придется поднимать цены на товар и услуги, сворачивать свои точки, сокращать реализаторов или уводить их в тень, а если властям нужны доходы, то они скорее появятся, если навести порядок с несанкционированной торговлей. Проверьте пресловутые «ярмарки» в ДК, проверьте заезжающих по пятницам торговцев, и деньги в бюджете будут. Заставьте платить всех!» - таковы главные доводы предпринимателей.

Многие были удивлены нежданным либерализмом разработчиков проекта, вдруг снизившим ставки единого налога для распорядителей имущества и ликвидаторов предприятий со 100 грн. до 20, в то время как для производителей продукции их увеличили. Их у нас в городе не больше 10 человек, с кого брать-то, - недоумевали чиновники.

«Подкованные» участники обсуждения – юрист и представитель областной ассоциации плательщиков налогов нашли ряд несоответствий в обсуждаемом проекте. Ставки налога могут повышаться только с начала календарного года, а не в его середине, как предлагают чиновники, также непонятно, как они «привязали» к увеличению ставки единого налога рост минимальной заработной платы? Четкий ответ на эти вопросы на встрече не прозвучал.

В итоге, резюме обсуждения оказалось следующим: данный законопроект к принятию не рекомендовать, более того, должен быть разработан механизм уменьшения уже существующих ставок единого налога на 25% для того, чтобы привлечь в город предпринимателей из других городов. Правда, как в конечном виде выглядит протокол этих слушаний, и внесли ли туда предложения предпринимателей, редакция «Провинции» наверняка утверждать не берется – бумагу об общественном, между прочим, мероприятии корреспонденту газеты так и не отдали. Запрет последовал от заместителя городского головы Т. Устиновой, сославшейся на то, что это сугубо внутренний документ исполкома. Предприниматели, для верности, решили попробовать прорваться на заседания депутатских комиссий и лично изложить свои доводы народным избранникам.
 
P.S. Когда материал готовился к печати, уже было известно, что из трех депутатских комиссий, которые заседали 24 апреля, две: под председательством О.Н. Лобас и О.И. Зайцевой не удосужились поинтересоваться мнением бизнес-сообщества. Комиссия под руководством Ю.Г. Разумного приняла делегатов от предпринимателей, выслушала и приняла за основу для голосования по вышеописанному вопросу их доводы. Получается, что многие слуги народа не слишком горят желанием слушать мнение того же народа, особенно тех, кто зарабатывает деньги и пополняет своим трудом городскую казну.

Обращение предпринимателей города Константиновка к депутатам городского совета

Мы, предприниматели, которые избрали для себя упрощенную систему налогообложения – с уплатой единого налога, требуем от вас на очередной сессии городского совета, которая состоится 28 апреля 2007 года, не принимать (не голосовать) проект решения, которым предусмотрено немыслимое увеличение ставок единого налога. По той простой причине, что этот проект незаконный, экономически необоснованный, и по своей сути является лишь амбицией некоторых чиновников горисполкома.

Обращаем ваше внимание, что общественные слушания по данному вопросу, которые состоялись в пятницу, 20 апреля 2007 года, приняли единогласное решение о том, что вышеупомянутый проект нельзя ни в коем случае принимать, как антисоциальный.


Данное обращение подписали 311 человек – субъектов предпринимательской деятельности.

В. Гейзер.