Церковь в парке афганцев останется украинского патриархата, но ждем томаса и ЕСПЧ

Вся страна, независимо от вероисповедания, замерла сейчас в ожидании решения Вселенского Патриарха о предоставлении автокефалии (независимости) украинской православной церкви. Волнения в рядах православных происходят нешуточные. Понимая, что УПЦ МП и так предоставляется место в местной прессе, мы решили побеседовать на эту тему с о.Константином, благочинным Краматорского округа, капелланом ВСУ, настоятелем Свято-Сретенского храма УПЦ КП. Тем более, что мы отслеживали ход судебного разбирательства между двумя патриархатами за право владения этим храмом на улице Циолковского. И есть последняя важная новость. Тем более, что право на ответное слово у представителей УПЦ МП мы, естественно, оставляем.

Беседовать решили на русском, чтобы быть более доходчивыми нашим жителям.

— Скажите, что за «решающее решение» вынесено по вопросу этого храма?

— 19 июня Постановлением Верховного суда поставлена точка по судебным тяжбам, касающимся нашего храма. (От редакции: в Постанове ВС сказано – 1.«Касаційну скаргу Релігійної православної громади "Свято-Стрітенська парафія Донецької єпархії Української Православної церкви Київського патріархату міста Костянтинівки Донецької області" задовольнити. 2. Рішення Господарського суду Донецької області від 27.06.2017 та постанову Донецького апеляційного господарського суду від 04.12.2017 у справі №905/3377/15 скасувати». С полным текстом решения можно ознакомиться на сайте «Провинции»). Закончились мытарства в наших судах. Они тянулись более трех лет. Донецкий областной апелляционный суд (находится в Харькове), конечно, принимал решения против нас. Мы были к этому готовы, т.к. ряд этих судей, еще когда они работали в Донецке, также принимали решения против нашей епархии. Мы можем только догадываться, как и за какую сумму влиял на решения Московский патриархат. И догадываемся, какой бородатый нардеп-миллиардер, неслазящий с бигбордов и СМИ, стоит за всем этим. Украинцам хорошо понятно, чем занимаются эти сторонники «русского мира». Этот Донецкий апелляционный суд в нарушение всех Законов и Конституции отменял решение громады храма о переходе в Киевский Патриархат и возвращал нас в Московский. Главное – они нарушали моральные законы. Мы подтвердили законность нашего решения и обжалованию на территории Украины это Постановление Верховного суда не подлежит. Если честно – то для всех нас это еще и надежда в то, что в Украине все таки восторжествует верховенство права и моральные принципы. Мы поборем коррупцию и будем верить в наши суды и государство.

Кстати, для меня было приятной неожиданностью после процесса узнать, что один из трех судей Верховного суда, принимавшего это решение – участник АТО.

— Все СМИ, как в России, так и на оккупированной территории, подали эту новость, как проходную. Как то, что их борьба не закончилась и они будут подавать в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).  

— Однако, на случай того, если бы мы проиграли это слушание, мы воспользовались правом и уже подали в ЕСПЧ свой иск, который там зарегистрирован. Так что, вполне возможно, что они будут рассматривать два иска.

— Но в ЕСПЧ дела традиционно рассматриваются годами. А не изменится ли ситуация кардинально, в случае принятия Вселенским Патриархом автокефалии украинской православной церкви?

— Это называется «вручение томаса», т.е. грамоты о признании независимости и даровании церкви автокефалии. Здесь многим навязывается мысль, что автокефалия – это раскольничество. Это, конечно, бред. Даже грех так говорить. Это каноническое понятие – законная независимость церкви той или иной страны. И Киевский Патриархат добивается того, чтобы в Украине была создана единая поместная автокефальная независимая ни от кого церковь. В Апостольском правиле №34 сказано, что «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу…», т.е. Патриарха. И у нас есть святейший Патриарх Филарет, который с 60-х годов возглавляет украинскую православную церковь. Он являлся самым старшим архиереем тогда еще Русской, а сейчас всеукраинской православной церкви Киевского Патриархата. И еще в 1991 году все архиереи украинской церкви, которые были в единстве с Московским Патриархатом, все единогласно проголосовали за создание поместной церкви. Тот же Митрополит Онуфрий, который сейчас возглавляет УПЦ МП, поставил тогда подпись под прошением об автокефалии у Вселенского Патриарха. Сейчас он против этого.

А когда мы поем «Символ веры», то произносим слова: «Веруем во единую, святую, соборную и апостольскую церковь». Там не сказано – в каноничную! Но церковь Киевского Патриархата создана по всем канонам православной церкви. Она канонична.

И, действительно, может быть к моменту рассмотрения дела в ЕСПЧ наша церковь станет единой и нам не надо будет ничего делить.

Церковь, согласно писанию, едина. Христос, когда молился Богу отцу говорил: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы…». Поэтому церковь в стране должна быть едина. А тот, кто разделяет, тот автоматически отделяет себя от церкви. Представители УПЦ МП отделили себя уже тем, что отказались участвовать в Общеправославном соборе на Крите.

Мы знаем, что многие архиереи, духовенство УПЦ МП, как и КП подписали к Вселенскому Патриарху прошение о даровании автокефалии.  Не к Москве, а к Константинополю (Стамбулу), где он расположен. Потому что для всех нас эта церковь – матерь. Мы приняли крещение от Константинопольской церкви. Они также желают объединения церкви и прекращения раздела. Правда, недавно, практически все они написали об отказе от  прошения в автокефалии, кроме одного – Митрополита Александра (Драбинко), который твердо стоит на идее независимой объединенной церкви.

— Насколько реально подписание томаса?

— Никто пока не может дать точных прогнозов. Но из неофициальных источников нам известно, что представители Вселенского Патриарха говорят, что томас о даровании автокефалии украинской церкви давно написан Вселенским Патриархом Варфоломеем. Но когда он будет вручен – неизвестно. Мы, все же, надеемся, что к юбилею, 1030 крещения Руси, который будет 28 июля этого года, Украина получит томас.

Главное – чтобы для нас, христиан, едиными были понятия Бог и Украина. Бог нам дал эту землю, и мы обязаны ее любить.

Беседовал В.Березин.