«Все городские старики - наши»

Printer Friendly, PDF & Email
Окончание. Начало в № 30.

Стирка, стрижка и массаж, и все - даром


Не обидеть заброшенных  и беспомощных

В городском терцентре давно привыкли считать всех пожилых своими, но главными клиентами  признают одиноких стариков, обслуживаемых на дому. Их число постоянно растет – горожане стареют, молодежь уезжает на заработки.   Сейчас  под опекой терцентра находится 530 одиноких нетрудоспособных граждан.

Двадцать лет назад, когда такая служба только организовывалась, количество клиентов измерялось двумя десятками, а услуги, как рассказывает директор терцентра Ирина Рябенко, ограничивались покупкой бабушкам хлеба да молока.  В наши дни всего стало больше, - и одиноких, и видов помощи, которую  им могут оказать соцработники –  такому пенсионеру купят продукты, приготовят еду и в доме приберут, и документы на субсидию оформят. Правда и сами   пенсионеры очень изменились с тех пор. Большая часть клиентов центра состоит из людей 1935-37 годов рождения, они  не только лучше образованы и более активны, по сравнению с прежними стариками, рожденными в начале двадцатого века, но и более жестки и разочарованы в жизни. По рассказам старожилов службы, раньше старушки благодарили соцработника за любую услугу, сейчас многие пожилые люди уже больше стали настаивать на соблюдении собственных прав и строго контролировать действия персонала терцентра.

Обслуживают полтысячи одиноких стариков всего четыре десятка социальных служащих, на каждого соцработника приходится по 14 человек.  Желающих получать помощь на дому все прибавляется, но помогать здесь берутся не всем.

- По правилам, мы  можем обслуживать на дому только нетрудоспособных граждан без родственников или тех, чьи дети живут за пределами города, - объясняет Ирина Дмитриевна. - Сейчас в правительстве утвердили перечень платных социальных услуг, состоящий из 25 пунктов. Это значит, что мы могли бы  взять на обслуживание и не одиноких стариков, т. е. тех, у кого дети живут в Константиновке и могли бы оплачивать нашу помощь, но пока нет никакой методики, как эти самые платные услуги внедрять. Нынешнего штата не хватает для наших основных, бесплатных клиентов, и мы просим город, который нас финансирует, добавить нам еще три единицы. Обещали не раньше следующего года, и пока мы справляемся, хотя на очереди  ждет еще 5 дел нетрудоспособных пенсионеров.

Впрочем, как с горечью отмечают в терцентре, обслуживать здесь успевают многих, но, к сожалению, недолго - «текучесть» среди одиноких клиентов очень большая. Иными словами, старики попросту умирают – каждый месяц  в мир иной уходят, как минимум, семеро клиентов терцентра. А начало нынешнего года поставило печальный рекорд, тогда за новогоднюю неделю умерло десять человек. Большая часть из них была далека от возраста дряхлости, едва дотянув до своего 70-летнего рубежа.

За комфортную старость приходится воевать с коммунальщиками

Простой и легкой работу социальных работников никто назвать не берется, много ходьбы, работы в раздраженными, больными и измученными людьми, к тому же за небольшие, в общем-то, деньги. Большинство сотрудников жалуются, что болят ноги, кое-кто уже сам имеет статус инвалида, но кадровый состав службы не меняется, люди работают,  уходя только на пенсию да в декретный отпуск.  Как рассказывают сами соцработники,  бытовые хлопоты  для стариков особых трудностей для них не представляют.   Главные палки в колеса ставят свои же коммунальные службы, когда приходится бегать с документами, оплачивая за своих подопечных коммунальные услуги, или оформляя субсидию. Больше всех  в терцентре жалуются на  горводоканал, иногда  поведение его сотрудников,  как считают в центре, часто граничит с откровенным бесстыдством.  При этом корреспонденту рассказали, как  ПУВКХ ухитрилось начислить долг за воду одинокой дряхлой старушке, у которой во дворе и водопровода-то не было.  Два ведра драгоценной влаги  раз в неделю от сердобольных  соседей ей приносила социальный работник. У  тех был счетчик, так что взимать с них дополнительные деньги за благодеяние не вышло, и счета  исправно приходили еле передвигающейся бабушке.  Та, правда, иногда набирала еще и пару ведер дождевой воды, на что водоканальщики возражали, что это, дескать, «недра» и дождевая вода тоже должна быть оплачена.  Так и бодались, коммунальщики с одной стороны, а соцработник со своей старенькой  подопечной – с другой. А долг за воду продолжал начисляться до самой смерти пожилой и одинокой горожанки.  Было это несколько лет назад, и история давно превратилась в терцентре в легенду о живительной дождевой воде.
 
А вот скандал социальных работников терцентра с водоканалом по поводу оформления субсидии для другой одинокой нетрудоспособной гражданки  кипит уже не первую неделю.  Восьмидесятилетняя  горожанка несколько лет подряд пользовалась субсидией и имела льготу, как работник тыла. Когда курирующая ее соцработница отправилась за  очередным оформлением субсидии, обнаружилось, что старушке насчитали более 600 грн. задолженности.  Несколько недель стояния в очередях и скандалов с абонентской службой ПУВКХ понадобилось, чтобы выяснить, что справок об отсутствии долгов у этой потребительницы, которые водоканал исправно выдавал в течение семи лет,  отыскать невозможно, да и платежи не прошли (!) - так пояснили коммунальщики. Теперь они требуют  от  соцслужбы копии справок об отсутствии долгов за все семь лет субсидии. В терцентре уже и жалобы писали, да толку мало, теперь хотят идти на прием к городским депутатам.

- Мы боремся с бюрократической стеной, - жалуются в центре. - Это не единичный случай.  ПУВКХ однажды за полив начислил долг жителю частного дома. С большим трудом удалось заставить водоканал отменить практику огульных начислений за полив своим одиноким и больным клиентам.

Прибежище - дом престарелых

С началом строительства в городе интерната для престарелых, выяснилось, что желающих попасть туда у  нас предостаточно. Год назад опрос пенсионеров, который проводили социальные службы, чтобы выявить потребность в таком стационарном учреждении, многих стариков  и обнадежил,  и немного сбил с толку, некоторые  старушки загодя начали готовиться к переезду в непостроенный  еще дом престарелых, а кое-кто даже приходил в терцентр с собранными вещами.   По словам Ирины Рябенко, число людей, которым такое прибежище необходимо, год от году увеличивается. За полгода территориальный центр по обслуживанию одиноких нетрудоспособных граждан  оформил 16 пакетов документов в интернат, пять человек получили путевки.  А за весь прошлый год  зафиксировал всего 12 таких направлений, восемь человек получили туда путевки.   К сожалению, всем желающим помочь с направлениями терцентр не может, как бы ни был заброшен человек, если формально у него имеются ближайшие родственники, то в интернат  попасть он не сможет.  Исключение делается для тех стариков, чьи дети – сами пенсионеры.

Кстати, в интернат общего типа попадают не обязательно старики, но  и инвалиды. Сотрудники рассказали печальную историю 36-летнего горожанина, инвалида с врожденным пороком сердца, оставшегося без квартиры. Мужчина пришел в терцентр за гуманитарной помощью, и, разговорившись с сотрудниками, рассказал, как перебивался без квартиры  по знакомым, а в теплое время года вообще жил в лесопосадке. В центре ему  подсказали, что интернат для него может быть выходом. Сотрудники же и похлопотали об оформлении нужных бумаг,  и сейчас  из областного управления  труда и социальной защиты населения на его  имя пришла путевка в стационарный интернат общего типа.

Надо сказать, что на рост числа горожан, желающих  переселиться в дом престарелых, повлияло то, что он строится в Константиновке –  пожилые люди не хотят уезжать из родных мест. Правда, как объяснила Ирина Рябенко, путевки  претенденты получают  по очереди,  независимо от расположения, когда освобождается место в любом из интернатов области – Красноармейске, Красном Лимане, Донецке  или в Белицком и Горловке.   

- Страшилки об убогом быте «дома призрения» сейчас неактуальны, - убеждает Ирина Дмитриевна, - строгий надзор за условиями  в интернатах сейчас осуществляет прокуратура (после нескольких историй с махинациями с жильем психбольных),  так что сейчас они вполне комфортны – четырехразовое питание, медицинский пост на каждом этаже,  отремонтированные помещения, полноценная медицинская помощь, не нужно бояться.

Кстати, перечень документов, необходимых для оформления в интернат общего типа, достаточно пространен, но говорят, что собираются бумаги быстро, при помощи соцработников, а к постельным больным  на дом  вызывают терапевта и лаборанта или кладут в больницу для  сдачи всех необходимых анализов.

Выглядит пакет документов так:

1.Заявление на спецбланке территориального центра;
2.Ксерокопия паспорта нового образца (три листа);
3.Справка о составе семьи (ЖЭК);
4.Справка о размере пенсии (Пенсионный фонд);
5.Ксерокопия идентификационного кода;
6.Медицинская карта;
7.Удостоверение участника ВОВ (они идут по льготной очереди);
8.Справка об эпидемиологическом окружении санэпидстанции.

В. Гейзер.