АТП Залевского может закрыться, так как несет большие убытки от перевозки льготников

Такую новость на прошлой неделе во всеуслышание озвучил директор ОАО «АТП 11409» Вячеслав Залевский. По его словам, транспортное предприятие совместно с КП «Коммунтранс» остается основным перевозчиком льготной категории населения. Однако размеры компенсаций за льготные перевозки из госбюджета уже много лет подряд едва наполовину покрывают затраты предприятия на обслуживание льготной категории горожан, как на городских, так и на междугородних маршрутах. Уже на начало текущего года бюджет задолжал перевозчику с учетом прошлых лет более 2,5 миллиона гривен.

Из «черного списка» в идолы

На каждом аппаратном начальник коммунального управления горисполкома Н.Мартыничева в своем отчете озвучивает сводку службы «05», в которой сообщается о плановом и фактическом присутствии на маршрутах города автобусов, принадлежащих частным перевозчикам и городским транспортным предприятиям: ГКП «Коммунтранс» и «АТП 11409». Причем последнее, практически не выходит из «черного списка» контролирующих инстанций, часто обвиняющих не вышедших на маршруты водителей в том, что они, в угоду собственной выгоде, вместо работы на благо родного города «халтурят» частным извозом на похоронах и свадьбах. А городской голова по этому же поводу не раз грозился, что нерадивые водители, срывающие пассажирские перевозки, станут «под забор» вместе со своими автобусами, потому что желающих влиться в ряды перевозчиков сейчас, хоть пруд пруди. Однако, когда стал ребром вопрос о реальном закрытии предприятия, Юрий Никифорович сменил гнев на милость.

Мэр просит руководство АТП не дать «лечь» городскому автотранспорту

Недавно городской голова лично обратился к руководству «ОАО АТП 11409» с просьбой любыми средствами не допустить остановки автотранспорта предприятия и разгружать маршруты хотя бы в «часы пик», когда интервалы между автобусами составляют около часа. По словам Ю.Роженко, после остановки автобусов предприятия Залевского, «лягут» все городские маршруты. «Частники не вытянут такого объема перевозок. Во-первых, они не смогут сразу закупить нужное количество машин, а во-вторых, они работают сами на себя и льготные перевозки не осуществляют», - заявил мэр Константиновки, и пообещал помочь с деньгами. Однако гарантии их бесперебойного поступления дать так и не смог, ссылаясь на то, что формирование объема компенсаций и их финансирование спускается «сверху вниз».

Город не может оплатить заявленные объемы льготных перевозок

Как сообщили специалисты Константиновского АТП, Законом Украины «Об автомобильном транспорте» выплата компенсаций за перевозки льготной категории в городских автобусных маршрутах общего пользования по регулируемым тарифам возложена на органы исполнительной власти, ст.37 этого Закона предусматривает, что «виды и объем льготных перевозок определяет заказчик – исполком, в зависимости от возможного погашения убытков от работы автобусов на маршрутах общего пользования. Тем самым, местные власти поставлены в тупик. С одной стороны, защищая интересы граждан, как исполнители законов, они должны обеспечить право льготников на бесплатный проезд, а с другой, - они не в состоянии возместить связанные с этим убытки перевозчиков, из-за дефицита местного бюджета».

Так, по данным АТП, согласно распределению средств из бюджета, на погашение убытков от перевозки льготной категории населения на 2007 год ОАО «Константиновскому АТП 11409» по смете выделено 76 тыс. 749 гривен, из 800, предусмотренных за перевозку запланированного количества льготных пассажиров. А за 10 месяцев этого года автобусами предприятия на городских маршрутах перевезено льготников на сумму 534,4 тысячи гривен, но на первое декабря размер фактически возмещенной дотации составил 40,4 тысячи гривен или 7,5% от заявленной суммы убытков.

Способы выживания

По словам руководителя АТП В.Залевского, недополучая такие колоссальные суммы, предприятие всеми доступными средствами пытается сохранить технологический процесс работы и ремонта автобусов, и только это, по его мнению, позволяет поддерживать подвижной состав, изношенный более, чем на 90%, в рабочем состоянии.

«Мощности городского АТП рассчитаны на работу 600 сотрудников и обслуживание 230 единиц автотранспорта. Для этого в штате предприятия есть все необходимые специалисты - от механика до медперсонала. Однако, на сегодняшний день из 87 автобусов, находящихся на балансе предприятия, в работе только 35. На ремонт и эксплуатацию остальных нет ни средств, ни объемов работ. По плану, на обслуживание городских маршрутов еженедельно выходит около 12 автобусов, именно на них ложится миссия перевозки основной части льготников. Возмещения убытков по их обслуживанию предприятие получает в мизерных дозах, а это сказывается не только на машинах, но и на людях. Из-за низкой прибыльности предприятия, высокой себестоимости амортизации и топлива мы не можем не только обновлять свой автопарк, но не можем даже угнаться за постоянно растущей средней зарплатой. В связи с этим, нами принят ряд мер по удержанию в своих рядах высококвалифицированных специалистов: часть из них переведены на половину ставки, на неполный рабочий день, еще около 10% из 96 человек штата АТП на сегодня отправлены в бесплатный отпуск. Кроме того, если в ближайшее время не разрешится вопрос с финансированием, еще около 30 человек попадут под сокращение», - заявляет директор ОАО «Константиновское АТП 11409».

В.Залевский знает, куда делся льготный автобус

«В адрес нашего предприятия и служб городского исполкома и горсовета постоянно поступают жалобы по перевозкам льготных категорий горожан и вопросы, - куда же делся льготный автобус? Ответ на него прост: исчез в связи с постоянным недофинансированием дотаций и компенсаций. Поэтому частный извозчик, дабы не положить зубы на полку, изменил марочность автомобилей, перейдя на Газели. Их владельцы за один маршрут перевозят всего по 3-4 льготника, и могут работать не в убыток себе. Но с другой стороны, на большегрузные машины заказов тоже не много, поэтому и наше предприятие, чтобы не срывать маршруты, дополняет их за счет автомобилей, обслуживающих междугородние рейсы», - пояснил В.Залевский.

Законное обдирательство

Красноречивым подтверждением нерентабельности льготных перевозок транспортники считают ежегодные дополнения и изменения к законам и постановлениям, которыми вводятся новые льготы на проезд не только в городских и пригородных рейсах, но и на междугородних. «Так, к примеру, с января прошлого года внесено дополнение в закон Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты», согласно которому инвалидам войны и приравненным к ним категориям предусмотрен бесплатный проезд в автобусах междугородних маршрутов, в том числе, внутрирайонных, внутри - и межобластных, независимо от расстояния и места проживания (это право распространяется и на лиц, сопровождающих инвалида (п.7 ст.13). При этом возмещение убытков от льготного и бесплатного проезда автобусами междугороднего сообщения не предусмотрено», - сообщает служба перевозок ОАО «АТП 11409».

Списки льготников растут как грибы после дождя

Сейчас перечень городских «бесплатников» составляет более, чем 11 категорий, причем, стремительный рост их числа, по данным Константиновского транспортного предприятия,  обусловлен постоянно пополняющимся «списком №2» - за счет пенсионеров и ветеранов труда (а это 71% от общего количества льготников) возрастом 45-50 лет, ушедших на пенсию с вредных производств города, коих большинство.

По словам Вячеслава Залевского, недавно его специалистами был проведен анализ пассажирских перевозок на городских маршрутах. Результат которого шокировал руководство «АТП 11409»: было подсчитано, что из 104 пассажиров, перевезенных автобусом за один рейс, 80 оказались льготниками. Поэтому о прибыльности или рентабельности такой работы говорить не приходится. А дальнейшее недофинансирование предприятия ставит под большой вопрос дальнейшее существование основного перевозчика льготных категорий жителей Константиновки.

О.Окунева.

А билеты пассажирам когда выдавать начнут?