Шесть часов льготной автобусной вольницы

В минувший четверг в исполкоме прошло очередное совместное заседание советов общественных и политических организаций города. Тема обсуждений, которую, собирая общественников, первоначально объявили чиновники, касалась грядущего повышения тарифов на проезд в городском автотранспорте, проект  которого власти опубликовали несколько недель назад. Ближе к заседанию совета тема подорожания проезда трансформировалась в другую, возможно, еще в более болезненную проблему – перевозки льготных категорий населения.

Толчком послужило обращение перевозчиков всех форм собственности к городскому голове с просьбой упорядочить проезд граждан, пользующихся правом  бесплатного проезда на городских маршрутах, считай, хоть как-то попытаться сократить поток пассажиров, имеющих транспортные преференции. На заседании это обращение тоже было озвучено, его зачитала Ирина Волжина, председатель  комиссии по автоперевозкам. Аргументы транспортников остаются неизменными  и сводятся к нескольким  позициям -  льготников в городе слишком много, местный бюджет беден, и в полном объеме компенсировать убытки транспортников власти не могут. Субвенции из госказны, выделяемые городу на возмещение этих расходов, тоже слишком малы.  В итоге, автотранспортники, по словам И.Волжиной, получают только 6-7%  от необходимой компенсации за перевезенных пассажиров. Убытки перевозчиков растут, не хватает средств для ремонта, приобретения запчастей и выплаты зарплаты, водители из-за маленьких заработков разбегаются, и если сейчас не предпринять что-либо, то городской транспорт просто рухнет.

Далее  перевозчики предложили на рассмотрение общественности несколько вариантов решения проблемы, к которым прибегали в других городах, где для льготной категории или отводятся отдельные автобусы, или шесть передних мест в каждом авто, или  назначаются определенные дни недели.

Обсуждение, как и несколько предыдущих раз, когда на суд общественности выносились проблемы городского транспорта, получилось бурным, представители общественности и перевозчики «бодались» больше часа, осыпая друг друга претензиями. Одни жаловались на грубость водителей, на несоблюдение графика, другие - на вандализм пассажиров.

Большая часть активистов предложила выдавать  специальные талончики для льготной категории, пусть даже и на ограниченное число поездок, 10-15 в месяц, но перевозчики от этого дружно отказались. «У вас нет надлежащего учета, как владельцы проконтролируют водителей, если они не выдают билеты, введите проездные для льготников и научитесь доказывать свои затраты», - предложила Валентина Девяткина, из партии «Батькивщина».  «Нам все равно их не возместят, мы ждем денег по десять лет, а изготовление талонов слишком дорого стоит», –  зашумели перевозчики.

Варианты введения на «первом» и «втором» маршрутах спецавтобусов для бесплатников или спецмест отклонил сам общественный совет, посчитав, что в первом случае эти автобусы просто не будут выходить на линию, а во втором - пассажиры начнут драться за эти сидения.

В итоге, совет решил рекомендовать властям отвести для поездок льготной категории граждан определенное время суток. Это означает, что такие пассажиры смогут пользоваться правом бесплатного проезда ежедневно  шесть часов - с 9.00 до 15.00.  Меру эту общественники постановили ввести с 14 июля и продлить до нового года, чтобы посмотреть, что выйдет из такого эксперимента. Власти пообещали провести по данной проблеме еще и общественные слушания.

Теоретически выход вроде бы нашли. Однако юрист общества защиты прав потребителя Галина Музыкантова убеждена, что ситуация сложилась патовая – что бы не решил общественный совет и власти, это будет заведомым ограничением прав льготников, а значит, нарушением закона. На местном уровне законодательство страны, дающее право на бесплатный  проезд людям нескольких десятков категорий, изменить невозможно. Нужно теребить законодателей на высшем уровне, работать с собственными народными депутатами.

Можно предполагать, что вариант с шестью часами для льготников особой пользы не  принесет, скорее всего, его начнут саботировать сами автотранспортники, рассчитывавшие, что власти оставят константиновцам для бесплатного проезда лишь пару дней в неделю. «Да все разъедутся  на это  время и никого возить не станут», - проворчал после заседания один из перевозчиков.

В. Гейзер.