Как защищались потребители?

Printer Friendly, PDF & Email

В последнее время многие из нас жалуются на незаконные действия со стороны монополистов в сфере ЖКХ. Что делать, если возникли сомнительные и зачастую необоснованные долги? Ваша платежка явно «зашкалила» суммой в сравнении с предыдущими месяцами?

Поводом к данной теме стала невыдуманная история. В почтовых ящиках Змиевского района на Харьковщине люди обнаружили «письма счастья»: одной только пенсионерке, привыкшей вовремя платить за жилищно-коммунальные услуги, местные газовики «насчитали» свыше 1 400 гривен сумму к оплате, серьезно превышающую на тот момент ее скудную пенсию. Каковы шансы потребителя, чтобы суметь защитить себя в подобных ситуациях, когда жилищно-коммунальная сфера напоминает сплошной лабиринт? По мнению Ларисы Бацько, экс-депутата Боровского сельсовета, школьной учительницы украинского языка, сумевшей организовать земляков и собрать за считанные дни более 150 подписей коллективного обращения, шансы защитить себя есть всегда.

Спорные долги: что делать?

— Начиная с февраля 2015 года, жителям с.Гусиная Поляна контролер газового хозяйства стала приписывать по 300-400 м3 потребленного газа, из-за чего показатели де-факто и в квитанциях к оплате существенно отличались, причем всегда в пользу ПАО «Харьковгаз». На тот момент был установлен лимит использования объема газа, по которому определялись категории потребителей, соответственно и формировалась разная цена за газ. Поэтому приписанные 300 кубов автоматически переводили людей в категорию с намного большими тарифами, то есть за газ нужно было платить по цене почти в 2 раза дороже. Суть данной аферы, по другому назвать не могу, сводилась к тому, что людей вынуждали фактически платить наперед за газ, который еще они не использовали. Все, кто хотел оформить субсидию, должны были оплатить квитанции, чтобы получить справку об отсутствии задолженности. Пожилым людям было очень сложно разобраться с этой «магией цифр». И, зачастую, заплатив все по квитанции, они просто оставались без средств к существованию. Тогда же ко мне, как депутату местного совета, стали обращаться жители села с одним вопросом: как прекратить газовый беспредел? — рассказала Лариса Михайловна.

Кстати, благодаря этому коллективному обращению людей услышали «на верхах» газового предприятия. По словам Л.М. Бацько, все спорные моменты были урегулированы. Абсолютно бесплатно произведена сверка показаний газовых счетчиков, составлены акты.

Практически через месяц после коллективного заявления, была внедрена новая система передачи показаний через личный кабинет, по телефону колл-центра, с помощью смс-сообщений по мобильному телефону. Больше никто потребителям ничего не приписывает. После того коллективного обращения люди платят только за то количество газа, которое реально фактически потребили.

Как видите, никто из живущих сегодня в Украине не застрахован от таких инцидентов. Моя собеседница убеждена в том, что с разными монополистами от ЖКХ лучше бороться коллективно. Привлекать к проблеме независимые СМИ. И не только.

Давите массово! Пишите…

Именно такой простой житейский метод дает полезные результаты. Держпродспоживслужба (Госпродпотребслужба), несмотря на бесконечные реформы в системе отечественных госорганов, и ее главные управления в областях занимаются проверками субъектов, предоставляющих населению различные (в т.ч. и жилищно-коммунальные) услуги. Если к ним поступает индивидуальное или же коллективное обращение по поводу нарушения прав потребителей (в т.ч. и касающееся завышенных и необоснованных начислений), то к хозяйствующим субъектам (это касается и монополистов в сфере ЖКХ) выходят с внеплановой проверкой. Им дается предписание: не позднее месяца приходится проверить свои начисления, сделать необходимые перерасчеты и письменно уведомить Госпродпотребслужбу о принятых мерах по устранению нарушенных прав потребителей.

В разные управления Госпродпотребслужбы областей автор обратился с просьбой дать информацию по количеству обращений граждан о необходимости сделать перерасчет из-за неправильных начислений в 2015-м, 2016-м, 2017-м и 1-й половине 2018 года. Также просил предоставить данные о положительно рассмотренных обращениях потребителей по упомянутой теме в эти годы. А еще просил привести конкретные примеры выявленных нарушений прав потребителей, касающиеся любых предоставителей услуг ЖКХ: централизованной холодной и гарячей поставки воды, отопления, водоотведения, квартплаты, вывоза мусора.

Для интересующихся читателей могу предложить полезный практический алгоритм действий. Ведь благодаря грамотным обращениям и вмешательству Госпродпотребслужбы не только в крупных городах, но даже в отдаленных сельских глубинках из-за необоснованно завышенных тарифов и в других случаях нарушений права потребителей все-таки были восстановлены, а сомнительные долги без участия суда канули в лету… Практическая «фишка» в том, что люди существенно сэкономили время и деньги на оплату правовой помощи. Однако для достижения результата нужно не впадать в депрессию, а грамотно писать и действовать.

Как коммунальщиков вывести на «чистую воду»?

Проблема нарушений прав потребителей характерна для разных услуг в сфере ЖКХ. Не зря ведь говорят, что вода — это жизнь…

Право на надлежащее качество воды, которую мы потребляем из крана, и за которую приходится немало платить, стало темой проверок на Херсонщине. Всякий раз, когда за любые услуги ЖКХ монополисты повышают тарифы, они ссылаются на экономически обоснованные затраты. Расчетом экономически обоснованных плановых затрат, связанных с централизованной поставкой воды в 2017 году, было предусмотрено хлорирование воды и проведение медкомиссий для специалистов предприятия на сумму 34 086, 91 грн. (с НДС). Вроде бы неплохая задумка. На бумаге. Зато во время проверки ГУ Госпродпотребслужбы в Херсонской области установлено, что за минувший год хлорировали воду лишь один раз. Хотелось бы спросить: а сколько раз жители Херсонщины мыли руки той водой или не дай Бог пили ее из крана? А предприятие ЖКХ, по данным предоставленных госоргану документов, использовало на эту статью расходов лишь 21 116, 1 грн. (с НДС). Протоколами исследования качества поставки питьевой воды установлено, что образцы питьевой воды не соответствуют нормам ДСанПИН 2.2.4.171-10. Услуга централизованной поставки воды 464 925 куб. метров в год для абонентов одного из поселков Херсонщины предоставлялась со снижением качества. Зато предприятие ЖКХ получило необоснованную выручку на сумму 13 017, 9 грн. (Говоря языком юридическим выявлено нарушение норм Порядка формирования тарифов на централизованную водопоставку и водоотведение, утвержденного постановлением Кабмина от 01.06.2011 г. № 869). Однако есть и положительные моменты для жителей Херсонщины: по результатам реагирования Госпродпотребслужбы потребителям вернули те самые 13 с лишним тысяч гривен как излишне полученные из-за предоставления услуги со снижением качества.

Конечно, перерасчет в пользу потребителей можно с уверенностью назвать победой заявителей и сотрудников госорагнов, предоставившим автору полезные данные. Что же касается мер, примененных к ответственным лицам по нынешнему законодательству, можем назвать «антигероев» Херсонщины, дешево отделавшихся административным штрафом на 170 грн. после проверок Госпродпотребслужбы.
Таковы нынешние административно-хозяйственные санкции по статье 23-й Закона «О защите прав потребителей».

Конечно, в объемах одной публикации сложно показать одновременно всю положительную динамику и злободневные проблемы в защите прав потребителей и сделанных им перерасчетов. Поэтому автор материала решил поинтересоваться мнением эксперта о том, как грамотно защитить свои права в нынешних реалиях ЖКХ.

Следим за законами

Рассказывает Сергей БАКУМЕНКО, лидер общественной организации «Единство Граждан»:
— В похожих ситуациях в своих обращениях в госорганы всегда ссылаюсь на статью 4-ю Закона «О защите прав потребителей». Итак, наши права потребителя сводятся к следующему: их защита государством; право на надлежащее качество продукции и обслуживания; безопасность продукции; право на необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также информации о производителе (исполнителе, продавце) и т.д.

Если Вы оказались в подобной ситуации, когда вам начислили непонятные изрядно завышенные суммы за услуги, не отчаивайтесь, а письменно обратитесь в ГУ Госпродпотребслужбы в Донецкой области. К этому обращению обязательно приложите любой документ (копию), подтверждающий получение услуг у конкретного субъекта. Это может быть договор, платежка, чек, квитанция. Возможно ваша проблема и ее дальнейшее решение с участием госоргана тоже пополнит «Книгу невыдуманных историй» о том, как защищались потребители…

Леонид Гапев, юрист.