ЖИТЬ И ДОБИВАТЬСЯ, ЕСТЬ КУДА ОБРАЩАТЬСЯ…

Случаи, когда местные водоканалы пытаются вынудить потребителей провести поверку водомеров за отдельную плату, стали массовыми. Чернигов, Харьков, Сумы, Донеччина и Полтавщина… «Географию» можно продолжить. Так что перейдем к сути.

За чей счет делать поверку водомеров? Этот вопрос «крутится» на устах многих граждан по всей Украине.

Ответ, на первый взгляд, вполне прост. Он базируется на норме ч.4 ст. 17 Закона «О метрологии и метрологической деятельности». Вот о чем она дословно гласит. «Періодична повірка, обслуговування та ремонт (у тому числі демонтаж, транспортування та монтаж) засобів вимірювальної техніки (результати вимірювань яких використовуються для здійснення розрахунків за спожиті для побутових потреб електричну і теплову енергію, газ і воду), що є власністю фізичних осіб, здійснюються за рахунок суб’єктів господарювання, що надають послуги з електро-, тепло-, газо- і водопостачання». Далее здесь четко указано, что ответственность за своевременность проведения поверки средств измерительной техники, находящейся в собственности физ.лиц, возложена на субъектов хозяйствования, предоставляющих эти услуги. Периодическая поверка проводится за счет тарифов на поставку воды. Еще в Законе указана ссылка на «Порядок подання засобів вимірювальної техніки на періодичну повірку, обслуговування та ремонт» (утвержден постановлением КМУ от 08.07.2015 № 474). Процитирую п.6 Порядка. «Періодична повірка, обслуговування та ремонт (у тому числі демонтаж, транспортування та монтаж) засобів вимірювальної техніки здійснюються за рахунок виконавців».

Такой позиции придерживаются и автор этого материала, и многие другие правоведы со всей Украины. Хотя разные водоканалы в Украине с этим не согласны. В едином госреестре судебных решений периодически появлялись ухвалы об открытии производства по делам исков к «Черниговводоканалу» и прочим их «партнерам»… Затем выносились судебные решения, обязывающие эти организации сделать поверку водомеров. Дабы не перегружать читателя огромным количеством такой информации, вкратце приведу некоторые примеры. Так, суды не просто обязали «Черниговводоканал» провести поверки водомеров за счет предприятия (оно бы и без суда так делалось, и было бы проще и дешевле для всех). Еще и взыскали с КП понесенные расходы истцов (потребителей) на правовую помощь. (http://reyestr.court.gov.ua/Review/42147979)

Все-таки суды больше ориентируются на права потребителей. А Закон в Украине один для всех. И ни донецкие, ни константиновские, ни другие водоканалыне должны быть исключением. Поэтому суды обязывали и других субъектов проводить поверку счетчиков за счет исполнителей услуг. Речь идет о КП «Горводоканал» Сумского горсовета. Даже Высший спецсуд оказался на стороне потребителя.

Не менее интересное решение принял Ривненский горсуд 11 апреля 2016 г. (дело №569/13182/15-ц). Удовлетворил иск потребителя к РОВКП ВКГ «Рівнеоблводоканал». В числе прочего, суд обязал это коммунальное предприятие сделать перерасчет оплаты за услуги по воде и канализации по лицевому счету: вместо начислений по нормам насчитывать по фактическим показаниям счетчика, исходя из объемов фактически использованной воды.

Интересная история произошла в Лубнах на Полтавщине. Местный водоканал сделал предписание потребителю провести поверку водомера. Разумеется, не за счет предприятия. А затем стал насчитывать оплату за услуги не по фактическим показаниям счетчика, а по так называемым средним нормам. Это привело к спорной задолженности. Отключили воду в жилом доме. Потребитель с этим не согласился и обратился в суд. Решением суда иск частично удовлетворен. Судебным решением обязали КП «Лубниводоканал» возобновить поставку воды жителям дома, насчитывать оплату за фактически потребленную воду по счетчику с мая 2012-го и сделать необходимый перерасчет.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, то подготовьте письменное заявление на имя руководителя местного водоканала о проведении периодической поверки средств учета воды. Обращение зарегистрируйте или отправьте заказным письмом с уведомлением. Ждите письменного ответа. Если он вас не убедит, тогда обращайтесь с иском в суд.

Бороться с монополизмом и подобными явлениями вполне возможно.

Письменно обратитесь в Антимонопольный комитет Украины или по номеру «гарячей» телефонной линии для граждан (044)-594-64-10.

Также можно позвонить на «гарячую» телефонную линию НАБУ 0-800-503-200.

И еще хорошая новость для тех, кто готов бороться за свои права потребителей против коррупции. 28 июля открылось второе Харьковское территориальное управление Национального антикоррупцинного бюро Украины (Московский проспект, 140). Его юрисдикция охватывает Харьковскую, Сумскую, Днепропетровскую, Запорожскую области и территорию проведения АТО (Донецкую, Луганскую области). Как сообщает официальный сайт НАБУ (https://nabu.gov.ua/novyny/terupravlinnya-nabu-u-harkovi-rozpochalo-robotu) здесь готовы принять сообщения о возможных фактах коррупции от неравнодушных граждан.

Как видите, в родном Отечестве есть способы и возможности бороться за свои права. Просто стоит жить и добиваться. Если знаете, куда обращаться.



Леонид Гапеев, юрист.