Городские лифты на грани вымирания

Printer Friendly, PDF & Email
Славные годы жилищного строительства оставили Константиновке богатое наследие – около полутора сотен лифтов. Их количество накапливалось, прямо пропорционально увеличивалась и  потребность в их ремонте и модернизации. Ведь самому молодому лифту Константиновки по Калинина, 62 уже стукнуло 13 лет. Мизерное финансирование за последнее десятилетие позволяло производить лишь минимальные ремонтные работы. Долги перед обслуживающей организацией росли вместе с количеством неисправных механизмов.

Сначала от хлопотного хозяйства избавились их создатели – жилищно-строительные кооперативы, передавшие лифтовое хозяйство в коммунальную собственность города, а тот, в свою очередь, делегировал заботу о лифтах недавно реорганизованным в общества с ограниченной ответственностью ЖЭКам.

А воз и ныне там

Собственники сменились, но проблема не сдвинулась с мертвой точки. На сегодняшний день из 124 городских лифтов работает только 84, остальные 40 находятся в безвременном отпуске. По словам начальника специализированного лифтового управления №2, осуществляющего техническое обслуживание лифтов, двадцать из них разворованы еще в пик металлического бума и стоят неподвижно по шесть-семь лет. На ремонт других нужно по 60-80 тысяч гривен. Новая же установка стоит в среднем 100 тысяч. Таких средств у новых хозяев, конечно же, нет, поэтому помощи ждут из городского, областного и  республиканского бюджетов. Но из обещанных на этот год 530 тысяч на ремонт и модернизацию лифтов, по сегодняшний день не поступило ни копейки.

Кроме того, еще 38 единиц подъемной техники возрастом более 25 лет нуждаются в экспертно-техническом обследовании. По новым правилам устройства безопасной эксплуатации лифтов, именно заключение экспертно-технического центра может продлить или прекратить работу этих устройств.

Остановить такие лифты, - значит, оставить без средства передвижения тысячи жильцов, продолжить возить на них пассажиров – риск повторить трагедии Днепропетровска, Харькова или Киева, где из-за физического износа механизмов пострадали люди. «Единственное, что под силу его организации, - говорит Владимир Чернявцев, - это уделять больше внимания и чаще обследовать такие объекты на предмет неисправности».

По мнению Владимира Григорьевича, работе целиком исправных лифтов часто препятствуют и другие причины. Во-первых, это нежелание жильцов платить наравне с другими коммунальными услугами за  пользование лифтами, в связи с чем растет задолженность перед обслуживающей организацией. Задержка проплат более трех месяцев дает ей полное право останавливать работу лифта до погашения долга. Во-вторых, несоблюдение правил пользования этим видом «транспорта» самими пассажирами. Захламление мусором кабины приводит к блокировке дверей лифта, а превышение допустимого веса – к полной остановке механизма.

Спасаемся чем можем

Чтобы спасти хотя бы то, что осталось, ремонтникам приходится внедрять все новые «антивандальные» новинки: доступ в шахты неисправных лифтов теперь закрывают железными дверями, а сожженные пластмассовые кнопки «одевают» в металл. Но даже такие радикальные меры - не помеха для «вредителей»: железные двери вскрывают ломиками, а во вмонтированные заподлицо кнопки умудряются засунуть гвозди. Но, что самое страшное, по мнению В.Чернявцева, в плачевной ситуации, которая сложилась с лифтовым хозяйством города, виноваты сами горожане. Ведь предотвратить порчу лифта легче, чем восстановить его. Поэтому живым упреком людскому равнодушию по всей Константиновке еще долго будут стоять раскуроченные руками вандалов лифты.

О.Панина.