Тайны и мифы коммунального хозяйства

Поводом для написания этой статьи стала моя твердая уверенность в том, что в коммунальном хозяйстве происходят вещи, события и случаются факты, о которых либо умалчивают, либо вообще не хотят упоминать.

Планов наших громадье


На протяжении последних нескольких лет в Министерстве по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (ныне, до марта 2007 г. Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ) идет разговор, и не более, о том, что коммунальную сферу или отрасль нужно реформировать, привлекать туда деньги, частных инвесторов и вообще с этой многострадальной коммуналкой надо что-то делать, т.к. существует такая проблема. Кроме того, на сегодняшний день нынешняя власть разрабатывает или уже разработала проект Закона “Об основах жилищной политики” и государство предусматривает определенные мероприятия для решения коммунальных проблем. Первым и необходимым способом или направлением является внедрение системы учета, по простому говоря, - это оборудование домов счетчиками. Второе направление программы спасения коммунальной сферы - это энергосбережение. Следующим пунктом является создание независимого регулятора, который будет, по всей видимости, устанавливать, создавать или формировать тарифы. Четвертое направление - возможное создание конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Одним из участников, который должен появиться на рынке этих услуг, является создание Жилищно-коммунальной инспекции, которая по замыслу государственных чиновников должна контролировать и регулировать качество этих услуг. Пятое направление этой программы - это усовершенствование действующего законодательства.

Задекларировано, озвучено все правильно, грамотно, хорошо, как декларировалось в других аналогичных программах предшествующих правительств. Но когда же от слов перейдут к делу — Бог его знает: то ли после того, как в НАТО вступят, то ли после того, как из ВТО убегут...

Только ленивый за последние годы не костерил, не употреблял в адрес госчиновников крепкие и не очень выражения по поводу состояния отечественного ЖКХ. Однако никто не заинтересовался и не стал изучать глубоко эту проблему - почему же коммунальное хозяйство оказалось в такой ситуации, как многие говорят, “дошло до ручки”?
 

Еще недавно ЖЭКи сами регулировали финансовые потоки


Я попытаюсь на примере нашего города изучить и проанализировать с соблюдением хронологических действий моменты жизнедеятельности коммунальной сферы. Начну с самого главного — на сегодняшний день лучшей формой организации по управлению жилым фондом является ЖЭК. Такой вывод я сделал, изучая проблемы, с которыми сталкиваются и организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, и потребители этих услуг.

В недалеком прошлом, а именно в начале 90-х годов прошлого века, сохранялась еще стройная система государственных жилищно-коммунальных предприятий, в которой были как государственные жилищно-эксплуатационные конторы, так и ведомственные. На том этапе потребители жилищно-коммунальных услуг платили свои кровные по одной квитанции и одной организации, именуемой ЖЭК, который распределял полученные средства и самостоятельно рассчитывался с поставщиками этих услуг (за исключением энергоснабжающей организации, в простонародье — энергосбыт, т.к. электрическими счетчиками были снабжены все квартиры и дома). Но прошло время, и очень “сильные”, “смелые” и “деловые” решили, что теперь платить за услуги нужно по раздельным счетам, т.е. каждой конкретной службе - свой счет, свой договор. Для начавшихся процессов приватизации, при которых монопольно предоставляемые государством услуги стали переходить в частные руки, посредники в лице ЖЭКов оказались не нужны.

Я помню даже точную дату, когда из-под ЖЭКов в нашей Донецкой области выбили “ведро с деньгами” - это был сентябрь 1995 года. Тогдашний губернатор В.Щербань на показательном партхозактиве города во Дворце химиков объявил о децентрализации финансовых схем жилищно-коммунального хозяйства области. Как было тогда сказано, — “ЖЭКи сидят на ведре с деньгами, а за ведро отпущенной воды платить не хотят”. Децентрализация финансовых схем, как видно из сегодняшнего дня, породила неуемный аппетит коммунальных монополистов, которых навсегда перестали удовлетворять размеры доставшегося им “ведра” и тенезацию всех процессов в этих коммунальных предприятиях. Для самих ЖЭКов сильнейшим ударом помимо отъема “ведра с деньгами” стало то, что естественные городские монополисты после “исторического” решения о децентрализации через некоторое время перестали быть городскими. Они превратились в структурные подразделения (цеха, участки, отделения и т.д.) государственных и не очень АО, ОАО, объединений и т.п. с донецкой или киевской пропиской.

Итак, ЖЭК к началу 1998 года остался голым и босым, и на все на это наложились психологический и экономический надлом, стойкое нежелание начальников ЖЭКов тянуть свою лямку.

Человеческий фактор


К началу нынешнего века городское коммунальное хозяйство подошло к фактическому банкротству. У всех на устах до сих пор название главной коммунальной конторы ассоциируется с аббревиатурой ПРЖО, реально прекратившей свое существование к концу 2000 года. Много причин и других факторов, которые способствовали “концу” предприятия. По всей видимости, первой из них явилось нежелание городских властей заменить кадры, которые неэффективно управляли этой структурой. Другим моментом было то, что тарифы на услуги, которые должны были предоставлять ЖЭКи, никто не прорабатывал с точки зрения эффективности и обоснованности. Кстати, на сегодняшний день эта же болезнь порождает точно такую же причину в нынешних коммунальных организациях. Третьей и основной причиной явилось то, что местные чиновники воспринимали жилищно-коммунальные организации как свою вотчину для реализации абсурдных идей и решения мелких собственных домашних проблем. Иногда доходило до абсурда, что альтруистов, желающих взвалить на себя заботу по поднятию упавшего флага какого-то ЖЭКа, просто-напросто отфутболивали, чтобы не мешался под ногами, а то, не дай Боже, этот “стахановец” выведет заблудший ЖЭК в передовики капиталистического труда. Что же тогда делать городским властям, когда на фоне одного такого энтузиаста остальные будут выглядеть просто “тормозами”? Как объяснять людям, почему остальных начальников не меняют на нормальных? Так вот же и не меняют, и не желают менять на нормальных потому, что нормальные будут заниматься делом, не заседать по полдня на всяких совещаниях и планерках, и самое главное, не будут заглядывать в рот городским чиновникам. Тут срабатывает психология местного начальника. Если подчиненный умнее, инициативнее тебя, то такой подчиненный не нужен, с ним нет сладу, соответственно, и проку для начальника нет никакого. А прок должен быть во всем. Но как подсказывает жизнь, прок или польза у каждого свои.

Смена вывески долгов не убавляет


В 2001 году организовывается новая городская структура, именуемая ГКП “ЖЭУ”, при которой были образованы ЖЭКи как дочерние предприятия. Данная коммунальная структура начала свою работу с чистого листа. У нее не было долгов, и сама она ничего не была должна. По всей видимости, неумение управлять, или нежелание, а скорей, и то, и другое, привели к тому, что в октябре 2005 года (а если точнее, то решение городского совета от 20.10.2005 г.)

ГКП “ЖЭУ” постигла участь ПРЖО. На этот момент ПРЖО фактически было уже мертво, юридически ликвидацию этого предприятия на себя никто не хотел брать, т.к. в городском совете, по всей видимости, отдавали себе отчет, что обанкротить просто так коммунальное предприятие, соблюдя при этом законодательные процедуры, очень сложно, по неоплаченным долгам придется платить из городского бюджета по одной простой причине — учредитель отвечает по долгам предприятия. Наверное, останется большой загадкой, что чувствовали в душе работники ЖЭКов, когда за неполных четыре года их фирма, невзирая на смену вывески, дважды умудрилась получить фиаско (более подробный разговор о кончине ГКП “ЖЭУ” еще впереди). Но каково было жителям города, которым как-то неуклюже пытались объяснить, что же все-таки происходит с жилищно-коммунальным хозяйством.

Мутная вода как информация


Одной из причин, почему же такое действительно происходит, мне видится то, что городские власти постоянно пытаются лечить последствия, а не причину. Сюда же можно отнести и отсутствие четкого видения программы определенных действий для восстановления доверия населения к этим структурам. На практике происходят интересные события, которые противоречат здравому смыслу и логическому пониманию происходящего. А именно, никто ничего не объясняет, т.е. отсутствует понимание такой важной составляющей, как информирование населения – потребителей в этой отрасли. У простого обывателя складывается стойкое скверное убеждение, что власти - сами по себе, ЖКХ - само по себе, а потребители со своими проблемами - сами по себе. Если же городские чиновники и информируют о чем-либо в этой сфере, то это, скорее, как констатация случившегося или соблюдение необходимых законодательных формальностей. Из этого можно сделать вывод, что за частой сменой вывесок в ЖКХ кроется желание засунуть голову в песок от проблем, которые существуют, и которые простым “одобрямс” или обычным кавалериским наскоком не решить.

Самым ярким примером подобного информирования является городская газета, учредителем которой выступает совет. Тираж ее — 1128 штук. Вот и получается, что информируют не всю городскую громаду, а избранное число горожан, являющихся ее подписчиками. А “неизбранным” константиновцам официальная информация недоступна, поскольку “детище” отцов города в свободной продаже отсутствует. Так вот еще, вздумали публиковать там по причине “бесплатности” социально значимые решения власти, регуляторные акты и информацию. А знают ли они, что тем самым они лишили счастья на информацию солидных коммерсантов из соседних городов, которые хотели бы оставить свои деньги на нашей территории, да никак не могут этого сделать по причине большой “секретности” носителя той бесценной информации.

За последние годы городской исполком да и городской совет принимали решения, которыми устанавливали тарифы на услуги по содержанию жилья. Мне понятно, когда такие решения выходят из-под пера городского исполкома, - это его полномочия, что прямо предусмотрено Законом “О местном самоуправлении в Украине”, а вот чего вздумалось городскому совету принимать такие решения, - тут уж пусть каждый сам додумывает, ведь ссылки на нормы Закона, которые указаны в преамбуле, к полномочиям горсовета никак не относятся.

Уже не секрет, что на сегодняшний день большой головной болью является, как именно эксплуатируется жилой фонд городского совета. Эта проблема одинаково является проблемой как для жителей, так и для власти. Самой программы реформирования или выхода из сложившейся ситуации по большому счету нет. Как нет четкого видения, что нужно делать, кому это делать и для чего. Вообще-то мне могут возразить, что, мол, городским советом принимаются различные решения, которые должны, могут и прочее, прочее. На самом деле, вряд ли кто-то сделает или что-то будет сделано. Подтверждением этому является эпопея с принятием тарифов на услуги по содержанию жилья и придомовой территории, за последние три года таких решений было аж шесть (!). По всей видимости, это и свидетельствует “о глубокой и продуманной политике” в этом направлении. Некоторые решения дублировали друг друга, отменяли отдельные пункты ранее изданных, вносили изменения в ранее существующие. И все это на фоне “сильной” заботы о населении, т.е. потребителях.

Состав «сборной» по ЖКХ


Итак, что мы имеем на сегодняшний день в городском жилищно-эксплуатационном хозяйстве?

Городской совет с его полномочиями и обязанностями.

Городской исполнительный комитет, а у этого субъекта отношений, полномочий, прав и обязанностей еще больше, и охватывают они сферы планирования и учета, бюджета, финансов и цен, управления коммунальной собственностью и многое другое, подробно изложенное в статьях 27-31, 37 и 38 Закона “О местном самоуправлении”.

Городское коммунальное управление, как “координатор и руководящая и направляющая” сила.

Городское коммунальное управление является юридическим лицом и действует на основании своего устава в пределах полномочий, определенных ему городским советом. Штатное расписание — 14 человек, имеющие статус служащих местного самоуправления со всеми вытекающими из него преференциями и льготами.

Коммунальное предприятие СЕЗ (служба единого заказчика). Создано 20.10.2005 г. решением городского совета № IV/31-664. Как юридическое лицо существует с 14.12.2005 г.

Да, еще есть “левые нападающие” - два ЧП и два ООО, возникшие на месте 3, 4, 5 и 7 ЖЭКов, и дата их рождения — март 2007 года. К ним следует добавить и пару ЖЭКов или ЖЭО - №1 и №2, - сохранивших коммунальную принадлежность.

Кроме того, на сегодняшний день существует и “живой покойник” - ГКП “ЖЭУ”. Не нашлось в рядах городского совета смельчаков взять на себя хлопоты по его захоронению (ликвидации предприятия). У этой организации были также дочерние предприятия — ДП “ЖЭО”, которые на сегодняшний день, как юридические лица, существуют и ликвидировать их пока никто не собирается.

Вот на сегодня “краткий набор инструментов”, которым регулируют, эксплуатируют и оказывают услуги потребителям коммунальные чиновники. Таким образом, у любого здравомыслящего человека напрашивается вопрос: а для чего же все эти перипетии, неужели нельзя создать или вернуться в какую-то одну единственную структуру, которая была бы понятна всем и каждому, и не создавала бы устойчивой неразберихи и путаницы в жилищно-коммунальной сфере. Народная мудрость характеризует эту ситуацию очень просто — в мутной воде удобнее ловить рыбу. А константиновский народ добавляет — у семи нянек дитя без глазу.

Впрочем, все это — только присказки. “Сказки” ждут читателей впереди.

Сергей Стещенко.
(Продолжение следует)