Семь выводов одной презентации

Printer Friendly, PDF & Email
Коммунальная сфера — это «кирпич», на котором держится сейчас участие общественности в решении проблем своего существования. И вершина этой необъятной темы — судопроизводство. Чем больше мы работаем по проекту «Мониторинг доступа к правосудию при рассмотрении дел в коммунальной сфере», тем больше понимаем, насколько важно объединение усилий общественности, журналистов, госслужащих в решении этой проблемы. Особенно важно собираться вместе и воочию ставить друг перед другом вопросы и искать на них ответы.






Такое объединение как раз и произошло в Донецком пресс-клубе, где 11 декабря состоялась презентация нашего проекта. Встреча прошла в форме круглого стола, в котором приняли участие С. Стещенко — юрист-консультант, О. Чичкова и М. Ривоненко — координаторы, а также представители 14 СМИ, 5 общественных организаций, государственной исполнительной службы и 3‑х коммунальных структур.
 

Вывод 1: Без СМИ дело не сдвинется с места


Мы рассказали о проекте, о том, что каждый должен принимать участие в судебной реформе, потому что практически вся наша жизнь зависит от этого, о том, как идет «притирка» работы в судах, об уникальных публикациях в газетах таблиц рассмотрения коммунальных дел, которых еще никто в Украине не делал.

По общему мнению, вместе с судьями и коммунальщиками общественность должна добиться уменьшения и упрощения рассмотрения таких дел.

Интересно, что во встрече приняла участие и герой нескольких публикаций в «Провинции» Татьяна Решетник, прошедшая многомесячную борьбу за свои права и сумевшая добиться решения суда по возмещению ей от газовщиков 40 тысяч гривен. Татьяна Александровна сказала, что пришла на презентацию проекта, чтобы жители нашей области на ее примере узнали, как можно подавать в суд на коммунальщиков и выигрывать дела. А также, как важно привлекать к освещению таких судебных процессов прессу. По ее мнению, роль газеты важна еще и тем, что коммунальщики быстрее реагируют на жалобы потребителей. В случае с Т. Решетник газовщики, несмотря на принятое судебное решение, только после публикации подключили в доме газ. Да и работать с другими потребителями стали более внимательно и осмотрительно.
 

Вывод 2: Разгружая суды, мы разгружаем огромное количество государственных структур и чиновников, экономим бюджетные средства


В своем выступлении заместитель начальника управления юстиции Донецкой области, начальник отдела Государственной исполнительной службы Л. Фролова отметила, что впервые сталкивается с таким судебным решением, как по делу Т. Решетник. Обычно Облгаз подает и выигрывает дела в судах. Она взяла это дело на контроль и пообещала помочь взыскателю по этому резонансному делу.

Людмила Давыдовна приветствовала идею и цели проекта. По ее мнению, давно пора разгрузить суды, а значит, и ее службу от непомерно большого количества рассматриваемых коммунальных дел. Особенно это касается Донецкой области, ведь здесь исполнительная служба принимает к исполнению на порядок больше дел, чем в других областях. Например, с начала этого года к ним поступило более 1 миллиона 350 тысяч исполнительных документов (хотя во второй по численности Днепропетровской области за этот же период их поступило всего 600 тысяч, при этом исполнителей у них на 80 человек больше). Закрыто в этом году 600 тысяч дел (днепропетровцами 200 тысяч). С начала года около 350 тысяч исполнительных документов было принято по коммунальным делам на колоссальную сумму — более 594 миллиона гривен (здесь львиная доля юридических лиц). Их служба вместе с коммунальщиками часто проводит показательные акции, когда вынос имущества должников за коммунальные услуги происходит публично, со съемками на фото и видео, показами по телевидению, статьями в газетах и т. п.. Это, по мнению Л. Фроловой, имеет результат, и после этого многие люди понимают, что не надо доводить дело до такой ситуации.
 

Вывод 3: Не платить премии за количество исков


Что касается конкретных предложений по проекту, то Людмила Давыдовна высказала свое личное мнение о том, что начинать надо с того, что коммунальные предприятия должны пересмотреть сам принцип претензионно-исковой работы. Они не должны выплачивать премию своим работникам только за количество поданных исков. Ведь зачастую люди узнают о своем долге только от исполнительной службы. А бывает, что исполнители приезжают к ответчику, а он давно умер, уехал заграницу и т. п. Это вносит сумятицу и перегружает суды.

По мнению начальника исполнительной службы области, доступ обычных граждан к правосудию действительно ограничен, ведь встречные иски в процессе искового производства в судах практически отсутствуют. Люди не подают в суд на коммунальщиков о том, что они не согласны с выставленной им суммой задолженности. Увы, получается, что исполнительная служба должна защищать интересы только коммунальных структур, а физические лица, т.е. граждане, все время выступают в статусе должников. Но если занимать государственную позицию, то надо говорить о защите прав граждан, и исполнители готовы работать над изменением ситуации. Они написали и подали в Верховный Совет проект нового закона об исполнительном производстве, который  предусматривает уголовную ответственность для граждан за неисполнение судебного решения и, возможно, люди, после принятия этого закона, будут более добросовестными производителями услуг и плательщиками.
 

Вывод 4: Определить исполнителей услуг


Эксперт Донецкого областного общества по защите прав потребителей Александр Селезнев, сославшись на известное высказывание Г. Сковороды о том, что у каждого города свой нрав и права, призвал органы местного самоуправления 45 городов и 18 районов области принять на своих сессиях решения об определении исполнителей жилищно-коммунальных услуг жилищного фонда. Как это сделал Донецкий городской совет. Ведь каждый потребитель должен знать — кто его обслуживает, кому предъявлять претензии по качеству и количеству предоставленных услуг. Теперь в Донецке отвечать за предоставление всех услуг должны ЖЭКи. Если у вас в квартире холодно, то подавать в суд надо не на «Теплосеть», а на ЖЭК. И наоборот — противозаконно, когда коммерческое предприятие «Донецкгортеплосеть» предъявляет претензии к физическим лицам — потребителям. Ни у кого из местных жителей нет с ними договорных отношений.
 

Вывод 5: Суды не должны принимать иски, если нет договоров


Юрист общественной приемной организации «Донецкий мемориал» П. Букалов считает, что согласно законодательству приказное судебное производство может вестись только тогда, когда между сторонами процесса есть письменные договорные обязательства. Есть случаи, когда их организация обжаловала судебные приказы, когда не было договоров, и они были отменены. Суд отменял приказы и рассматривал дела в общеисковом порядке. Кроме этого, по мнению юриста, местные советы ни в коем случае не должны освобождать коммерческие структуры от судебной госпошлины.

Его поддержал координатор проекта М. Ривоненко. По его мнению, «Донецктеплокоммунэнерго» «насилует» население области, не заключив с потребителем ни одного договора, и не являясь исполнителем услуг. То же самое делает и «Вода Донбасса».
 

Вывод 6: Не подавать иски с просроченным сроком давности


Юрист КП «Компания «Вода Донбасса» Валентин Кошуба подтвердил мнение о том, что они с жителями многоквартирных домов договора не заключают. Но в этом, по его мнению, виноваты местные власти, не принимающие, как балансодержатели, решение об определении исполнителя. Юрист не согласился с тем, что Компания не имеет права подавать иски 10‑летней давности. Ведь даже 10 лет назад предприятие оказывало услугу, затратило ресурсы, а Конституция Украины гарантирует права любого гражданина обратиться в суд за защитой своих прав в суде. Гражданским Кодексом четко предусмотрено, что срок исковой давности применяется в случае заявления ответчика о его применении до принятия решения судом. Т. е. если потребитель не сделал заявления о применении срока исковой давности, то иск рассматривается.

В. Кошуба проинформировал, что по Константиновке за 11 месяцев 2008 года «Вода Донбасса» подала 963 иска на сумму 1801300 гривен, судом было принято 582 решения о взыскании задолженности на сумму 702300 гривен, осталось на рассмотрении 272 дела на сумму 990800 гривен, направлено в ОГИС 215 дел на сумму 98700 гривен.
 

Вывод 7: Нужен правовой ликбез потребителям услуг


По мнению юриста проекта С. Стещенко, чем больше люди знают законы и свои права, тем меньше это выгодно коммунальщикам. Все происходит как в «лесу» — людей никто не информирует. Хотя в Законе «Об оказании жилищно-коммунальных услуг» в статье 21 пункте 2 подпункт 4 сказано: «Предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг и факте общего месячного платежа, структуре цен и тарифов, норм потребления, режимов предоставления услуг и т. п.». Т. е. речь идет о том, что на сегодняшний день, если говорить откровенно, сфера ЖКХ умышленно не регулируется в части доступа населения к достоверной информации. Общий принцип — пусть все идет, как идет. Пока это всех устраивает, но когда дело доходит до суда, то начинаются проблемы. Т. к. многим приходится либо со своими кровными расставаться, либо вступать в конфликт интересов своих денег и коммунальщиками. Пример: выступает представитель министерства ЖКХ и говорит о том, что население Украины задолжало миллиардные суммы. Но в них входит оплата услуг, предоставленных чуть ли не с 1917 года. Если же взять реальные услуги за последние три года, то эта сумма будет на несколько порядков меньше.

По мнению юриста, это происходит потому, что коммунальщикам выгодно у государства «клянчить» деньги на реформирование. Происходит умышленная подмена понятия «задолженность». Кроме этого, непонятно почему не происходит списание этой задолженности. Коммунальщики не хотят этого делать, т. к. уверены, что к ним этот потребитель-задолженник попадет и они с него «слупят» эту сумму по полной программе. Например, обратится за субсидией, другим документом или будет перепродавать свое жилье.

В отношении договоров Сергей Викторович высказал оригинальную идею: для того, чтобы не «таскать» людей по судам, можно использовать положение об исполнительной надписи нотариуса. Если будут договора, то в соответствии с типовым положением, разработанным Постановлением № 560 и № 630 должны будут ежемесячно составляться и прилагаться к ним акты приема-передачи оказанных услуг и выполненных работ. Т.е., если есть такой акт, есть задолженность, то можно спокойно идти к нотариусу, чтобы тот произвел исполнительную надпись. А это значит — без суда, затрат и всего остального. Эта надпись на таком же основании, как и исполнительный лист, предоставляется в исполнительную службу и проблема решается. Это разгрузит суды, выполнит законодательство и прекратит правовой нигилизм.

В заключение встречи ее участники высказались за необходимость таких дискуссий, в которых вырабатываются и обсуждаются предложения по усовершенствованию судопроизводства в коммунальной сфере. Поэтому, важным моментом должны стать подготовка и проведение общественных слушаний областного уровня на эту тему с привлечением судей и всех заинтересованных специалистов и общественности.

В. Березин, организатор презентации, руководитель проекта.

Публикация подготовлена по проекту «Общественные исследования с целью усовершенствования деятельности суда» при поддержке Агентства Соединенных Штатов по Международному сотрудничеству (USAID).