В Константиновке на братских могилах не ставят крестов, их засыпают мусором и предают забвению

Да, как пел В. Высоцкий, на братских могилах не ставят крестов, но если бы каждый из нас задумался о том, как не по-человечески, не по-христиански похоронены его или чьи‑то родные и близкие, душа и память не давали бы покоя.
 
 

По словам руководителя специализированной группы «Поиск-7» Юрия Артемова, в Константиновке и районе еще достаточно много таких бесхозных захоронений. И если в двух местах (в Сергеевской балке и по ул. Демещенко) хоть установлены символические памятные знаки, то до других менее известных подобных погребений никому нет дела.

Как характерный пример, Юрий Евгеньевич приводит заброшенные, заросшие травой, засыпанные мусором могилы на территории новоселовского кладбища: «В Константиновке на территории химзавода в 1941 году был организован лагерь смерти. В нем были мирные граждане, подпольщики, военнопленные солдаты РККА. В этом лагере царил голод, люди массово умирали. Их хоронили рядом с заводом в ямах на территории пиритового отвала. Других вывозили за город в огромный ров, в сторону базара (сейчас это место возле телевышки на нынешних огородах горожан). Известен, например, факт, что 8 августа 1943 года из концлагеря в сторону г. Сталино была вывезена колонна военнопленных — 76 мужчин и 4 женщины, которых всех расстреляли в овощных кагатах в километре от Константиновки. Среди погибших была и известная юная подпольщица Екатерина Куплевацкая. Этот факт документально зафиксирован в протоколе допроса бывшего коменданта города, а оригинал показаний находится в областном архиве.

По словам старожилов, уже после войны, при закладке одного из цехов химзавода были обнаружены останки, которые выкапывали по ночам, грузили в ящики, вывозили под охраной НКВД за новоселовское кладбище в поле.

Узнав об этом, 5 лет назад мы обнаружили на территории нынешнего новоселовского кладбища 8 холмов, каждый два на два метра с колышками без опознавательных знаков. Мы, взяв разрешение, сделали пробный шурф и вскрыли один большой ящик. Он был обвязан стропами. Из него высыпались кости, зеленая одежда военнопленных красноармейцев, гражданская одежда, картуз, советские монеты 1938‑1939 годов. А еще куски пирита, колчедана — отходов химического производства, подтверждающие то, что эти люди погибли в концлагере на химзаводе».

Вместе с Ю. Артемовым мы побывали на этом месте уже в мае 2009‑го и были неприятно удивлены еще худшим положением вещей. Холмов практически не существует. Осталось только два бугра, поросших кустами и засыпанных мусором. Между ними, а также на местах тех захоронений теперь расположены новые могилы.

«Неужели нельзя произвести вскрытие и перезахоронить останки погибших, чтобы люди могли поклониться памяти погибших? — задает резонный вопрос Юрий Евгеньевич. — Получается, что с этими людьми, как и при Сталине, не считаются. Хотя они и были в плену, но по закону считаются жертвами второй мировой войны. И не заслуживают лежать так бесхозно, среди мусора. Эти солдаты защищали Родину, а то, что попали в плен и погибли в лагере, то это их судьба, а не вина. Это типичный пример отношения власть имущих. Когда мы находим захоронения, производим раскопки, то никто не интересуется, не помогает, а вот потом на митингах по перезахоронению с трибун громко трубят: «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Это пример реального отношения к жертвам той войны. Людей, как раньше политически репрессированных, втихаря вывезли в ямы, где они и лежат, забытые и заброшенные. А ведь это чьи‑то отцы и деды».

По мнению Ю. Артемова, также некрасиво поступили и с тысячами людей, покоящимися в Сергеевской балке. Там, в 1,5 километрах от города, только по официальным данным было расстреляно 10823 человека разных национальностей и солдат, а не только евреев. И также втихую, под охраной НКВД возвели поверх останков дамбу. Хорошо хоть евреи возвели там символический знак, а так вообще ничего бы не было.

Еще при советской власти Артемов интересовался этим захоронением, видел в архивах огромные списки погибших. Но его вызвали в КГБ и попросили «не ворошить прошлое».

Участники группы «Поиск-7» рассказывают, что есть города, власти которых иначе относятся к погибшим. Несколько лет назад их пригласили на эксгумацию более 10 тысяч человек в Глухов Сумской области. Там весь город участвовал в перезахоронении, практически все останки разместили в гробы, похоронили, установив памятник.

Не говоря уже об отношении представителей западных стран. «Поиск-7» 4 года работал с итальянцами, которые располагали фотографиями, планами, схемами могил, потом отвезли в Италию и перезахоронили тысячи своих земляков, воевавших на немецкой стороне. Также поступают и немцы.
Кстати, на другой стороне от этих могил новоселовского кладбища существуют малоизвестные могилы фашистских солдат, погибших в 1941 году. Фотографии этих захоронений с крестами на фоне Новоселовки хранятся в архиве областного краеведческого музея.

«В нашем городе много таких мест, которыми нужно заниматься. Но, к сожалению, здесь до этого «руки не доходят». Даже руководство соседнего Артемовского района к нам хорошо относится и дает работу, — отмечает лидер «Поиска-7». — Мы предлагаем в Константиновке произвести изыскательские и эксгумационные работы, перезахоронить по всем канонам христианских обычаев и увековечить память жертв войны и политических репрессий. За городом, на месте Сергеевской балки насыпать большой холм и установить памятный монумент. Это будет по справедливому, по совести».

В эти памятные праздничные дни поисковцы обращаются ко всем горожанам и жителям района, бизнесменам, руководителям организаций и предприятий с просьбой оказать помощь в этом благородном деле. Предложения можно подавать по телефону: 80999344914.

В. Березин.