«Спецтехстекло» — путь к успеху

Printer Friendly, PDF & Email

Этому уникальному предприятию исполняется в нынешнее воскресенье десять лет. Дата рождения завода, известного в Украине и за ее пределами, — сентябрь 2000 года. Родословная его еще более славная — «предком» предприятия стал уже канувший в Лету, а когда‑то гремевший на весь Союз, оборонный гигант ПО «Автостекло». Именно на его рушащемся древе выжил и начал развиваться уцелевший росток стекольного дела. Отсчет его новой истории идет с момента, когда три цеха: 21‑й, производящий сталинит, 26‑й — авиационный и 19‑й — зеркальный, образовали предприятие «Спецтехстекло».

Контроль качества - в надежных женских руках. В центре - В.Ананкина.

«Старая гвардия» не подведет. Фацетчик стекла В.Солодовник.

Только таким спецам, как Р.Лавренюк, доверяют итальянские станки с ЧПУ.

Условия, в которых оказался новичок, самый заядлый оптимист не назвал бы тепличными. Первому директору, а им стал предприниматель Олег Шевченко, пришлось начинать даже не с нуля, — с «минуса», причем все дела оказались первостепенными. Начиная с потерянных рынков сбыта (былые автостекольские заказчики считали, что от завода и следа не осталось) и поставщиков комплектующих, и заканчивая пятилетней, еще автостекольской задолженностью по заработной плате, которую «Спецтехстекло» взялся гасить своим сотрудникам, перешедшим на новый завод, самостоятельно. Поступив вопреки бытовавшей тогда повсеместной практике «резать и распродавать», руководство, собрав специалистов, принялось завод восстанавливать и развивать. Первый успех был добыт огромным трудом и пришел не сразу. Однако со временем даже большинство долга по зарплате, доставшегося от прежнего «Автостекло», удалось погасить.

Десять лет — сравнительно небольшая дата, но за это время завод успел уйти далеко, выйдя на позиции лидера по производству остекления для авиационного, железнодорожного, морского транспорта, а также для специализированной автомобильной техники. На украинском рынке в своей нише «Спецтехстекло» остался монополистом, производящим продукт самого высокого качества. Кроме того, на предприятии взялись за освоение новых перспективных направлений — энергосберегающих технологий и альтернативной энергетики.

Нынешний руководитель предприятия — председатель правления ПАО «Спецтехстекло» Владимир Полывяный управляет заводом семь лет. Успех его детища ему тем дороже, чем тяжелее был путь к нему.

«На завод я пришел в 2003 году, — рассказывает Владимир Григорьевич. — Уходя на киевский «Авиант», мой давний друг и компаньон Олег Шевченко предложил возглавить новое дело. До этого я был генеральным директором ТК «Кристалл», но там возникла очень сложная и запутанная ситуация с учредителями и работать стало практически невозможно. Самым тяжелым оказался первый год на «Спецтехстекло», были сложности с новым для меня производством, с людьми. Но потом мы сработались так, что друг друга понимаем с полуслова. Я для себя сделал вывод — надо прислушиваться к специалистам. Наши люди все знают, остается только доработать их идеи и найти решение. А ведь мы поначалу собирались и горевали, не знали, за что браться. На помещения было страшно смотреть: над столами пленка висела, потому что сверху капала вода, сыпалась штукатурка, а надо было делать стекло. С этого мы начинали. Мне срочно пришлось заняться ремонтом помещений, обновлением техники и технологий. Усовершенствовали первым делом материальную базу, и хотя затраты на все это были приличные, зато теперь у нас на производстве, можно сказать, европейский вид. Такой подход диктует специфика — работа с авиационным стеклом требует почти медицинской чистоты и точности. У нас есть помещения, где полы моются с глицерином дважды в сутки, чтобы никакой пыли и всего, что может повлиять на технологический процесс.

С Божьей помощью все стало преобразовываться, нас спасло то, что мы начали активно работать с заказчиками. Постепенно восстановили все цеха, сделали прекрасный актовый зал, привели в надлежащий вид дворовую территорию. Но главнейшую задачу директора я вижу так: нужно любой ценой обеспечивать рынки сбыта. Коллектив может увеличивать объемы, совершенствовать качество продукции, а я ищу тех, кому она нужна.

Тех, кому нужна продукция ПАО «Спецтехстекло», оказалось немало. Завод сейчас загружен авиационными заказами из Российской Федерации. В данный момент здесь работают над облегченным стеклом для нового украинско-российского самолета АН-148, АН-158. Проект начинался пять лет назад теперешними ветеранами завода — начальником производства Лидией Алябьевой и главным инженером Геннадием Ноздряковым. Нынешние специалисты продолжают дело: главный конструктор Сергей Кавкин, начальник производства Наталья Немерцева, главный инженер Вячеслав Мартыненко, начальник ОТК Татьяна Желтикова. Разрабатывалось новое изделие полностью за счет средств самого завода. «Мы понимали, чтобы получить доход от своих разработок и будущих серийных заказов, придется вложить собственные средства», — говорит В. Полывяный. Стекло заводчане собираются представить на международной выставке в Киеве в начале октября. В Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО) поставили на крыло уже шесть самолетов АН-148 с остеклением от СТС. «Они удачно летают, удобные, экономичные, — говорит директор «Спецтехстекло». — Рынок сейчас требует около 600 таких машин. С 2012 года их планируется выпускать еще и на Киевском заводе «Авиант». Это обеспечит нас заказом на несколько лет вперед. К тому же над ним приятно работать — стекло новое, технологический процесс новый».

Совместно с другими авиапредприятиями России и Украины завод освоил и ряд других новых наименований авиационных стеклоизделий. Например, остекление транспортного самолета ИЛ-76, обновили его и для самолета ЯК-42.

Работает завод и над заказами для украинского рынка. Начали производство для метрополитена Киева обогреваемых стекол, отвечающих всем современным требованиям по шумоизоляции, светопропускаемости стекол и т. п.

По информации начальника производства Натальи Немерцевой, сейчас специалисты «Спецтехстекло» трудятся над изделиями для судостроителей. Стекла с обогревом ставят на новый украинский пароход «Приморец». Недавно заводчане разрабатывали и готовили комплекты для петербургских судостроителей. Есть заказы для военпрома. Например, для харьковского КБ Морозова поставили на поток комплекты остекления для нового бронетранспортера.

Сфера применения продукции завода обширна, предприятие, имеющее уникальное оборудование и высококлассных специалистов, способно справиться практически с любой задачей, поставленной заказчиком. От штучного остекления для шагающего экскаватора, архитектурного триплекса, теплозащитного стекла до затейливой стеклянной мебели и нарядных зеркал.

Ударопрочные пулестойкие бронированные стекла давно уже значатся в ассортименте предприятия, их применяют для банков и учреждений с повышенной степенью защиты. Завод представлен на этом рынке, но пока в умеренном объеме — банки из‑за кризиса немного приостановили заказы.

«Кризис мы почувствовали, особенно когда перестали идти заказы для железнодорожных вагонов, — говорит В. Полывяный. — Мы работали над их новым остеклением в две смены, но уже второй год заказов в этой отрасли нет ни на украинском, ни на российском рынках. Пока, видимо, у государства нет средств на обновление железнодорожного парка, стоят заводы Днепропетровска, Киева и Харькова. Сказался на наших заказах и почти полный уход с рынка производителей строительной техники и сворачивание строительной индустрии.»

Правда, кризисные потрясения коллектив сейчас почти не ощущает. Как считает Наталья Немерцева, «Был момент в прошлом году, когда заказы совсем упали, но мы его преодолели, план производства нам выдают ежемесячно, заказы есть, зарплату выдают вовремя, так что с точки зрения начальника производства, мы «выплыли». И вообще, за несколько последних лет ассортимент и реализация продукции выросли в два раза». К тому же, трудиться заводчанам приходится и по выходным — предприятие готовят к сертификации международного авиарегистра МАК. Для подтверждения высокого стандарта продукции на СТС ждут комиссию из Москвы и Укравиатранспорта, и работают, не покладая рук.

То, что ПАО «Спецтехстекло» — наследник «Автостекло», нагляднее всего заметно по его коллективу. Практически все ветераны и большинство тех, кто работает здесь сейчас, когда‑то пришли на завод из цехов погибшего гиганта. Лучшие работники, самые квалифицированные специалисты все еще помнят любимый завод и считают его родными корнями. Например, Елена Михайловна Лукомская, сборщик стеклопакетов, работающая на одном из самых сложных участков, том самом, где стерильность и наглицериненные полы. «Я на сборке с 1979 года, нас с коллегами на участке четверо, мы так и перешли сюда. Я всю жизнь занимаюсь авиационным остеклением и очень люблю свою работу. Но начиналось все на «Автостекло», хотя и СТС давно уже стал родным домом». «Требования к нашей работе всегда были высокие, — вторит ей Любовь Скрыпник, начинавшая работу в 1981 году, — но сейчас условия у нас лучше, вот даже кондиционер поставили, а задачи, которые ставит заказчик, стали более сложными, но и интересными».

«Кадры — серьезный вопрос на любом предприятии, — говорит Владимир Полывяный. — На нашем производстве их надо готовить годами. Мы заботимся об обновлении, молодых специалистов берем из нашего КИТа и других учебных заведений. Но костяк у нас — автостекольцы, и мы такими людьми не разбрасываемся. Многих не отпускаем, они остаются работать и после пенсии, передают свои знания молодым. Моя особая благодарность нашим ветеранам — Любови Латыш, Евгении Спивак, Георгию Голышкову, Валентине Сорокиной, Петру Мирошниченко — высококлассному конструктору. Как и ушедшему недавно из жизни великому специалисту, нашему главному технологу Александру Алексеевичу Соломашенко. Он до последних дней отдавал свои знания и силы заводу.»

Самых лучших специалистов руководство готово перечислять долго, их — фацетчиков, резчиков, мастеров, — на предприятии десятки. И не только мэтров, но и молодых сотрудников, таких, как Ольга Иванова, Роман Беленко. Отмечают и работу Эдуарда Ларина и Романа Лавренюка, легко справляющихся со сложными итальянскими станками с программным управлением, на которых делают все эксклюзивные заказы.

За десять лет существования на ПАО «Спецтехстекло» не свернули ни одной социальной программы, так что завод, в смысле защищенности персонала, остается неким островком социализма. Владимир Полывяный очень гордится, что удалось сохранить бывшую автостекольскую турбазу «Ландыш» в Щурово. Домики выкупили несколько лет назад у обанкротившегося предприятия и теперь СТС эксплуатирует этот объект вместе с «Кварситом». Какие бы кризисные ветры не дули на заводе, о минимальном комфорте на базе отдыха всегда заботятся. Каждый год ремонтируют по домику, в душевую провели горячую воду, обновили пляж, отремонтировали павильон, сохранили всю инфраструктуру. Каждое лето на базе с удовольствием, и, кстати, за совершенно символическую цену, отдыхает уже третье поколение сотрудников завода вместе с семьями. Стараниями администрации на СТС все еще живы такие приятные «пережитки прошлого», как столовая, медпункт, молоко за вредность и бесплатное питание, давно забытые на многих предприятиях. Действует и хорошая детская оздоровительная программа — ежегодно ребята отдыхают в святогорском детском центре «Березка».

В общем, свои лидерские позиции предприятие сдавать не собирается и намерено развиваться дальше, постоянно совершенствуясь и решая все более сложные задачи. Главным принципам работы на ПАО «Спецтехстекло» не изменяют — во главу угла по-прежнему ставят высокое качество и индивидуальный подход к заказам, благодаря этому и остаются нужными клиенту и уверенно продвигаются на весьма конкурентном рынке.

В. Гейзер.