Бездомным помочь сложно, но можно

Одно из своих последних выездных заседаний Донецкий пресс-клуб провел сразу в двух городах: в соседней Дружковке и Славянске. Тема, особенно в свете подготовки области к Евро-2012 и приближающимся холодам, была архиактуальной. В частности, местные власти делились с журналистами опытом опеки бездомных.

Как отметил представитель главного управления труда и соцзащиты населения Донецкой облгосадминистрации Константин Рябко, закон о социальной защите бездомных граждан был принят еще в 2005 году и предусматривал два источника финансирования специализированных учреждений для работы с бездомными (дома ночного пребывания и центры реабилитации людей без определенного места жительства) — государственный и местный бюджеты. Однако, ввиду дефицита общегосударственной казны, решение данного вопроса целиком и полностью легло на плечи местных властей.

Вместо вытрезвителей - ночлежки

От единичных случаев помощи местным обездоленным в виде раздачи терцентром теплых вещей, власти Дружковки к проблеме бездомных подошли комплексно, создав «Дом ночного пребывания». По словам директора местной ночлежки Натальи Григоренко, учреждение начало свою работу почти три года назад. По инициативе городского головы в здании бывшего вытрезвителя по соседству с дружковским терцентром оборудовали пять скромных, но уютных и чистых спален на 30 человек, оснастили «дом» всеми коммунальными удобствами и поставили учреждение на бюджетное финансирование. По словам заместителя мэра Дружковки, в год городскому бюджету содержание этого приюта обходится около 200 тысяч гривен, которых хватает на штат из 8-ми сотрудников и оплату коммунальных услуг. Несмотря на негативный настрой горожан во время открытия заведения, где по полгода живут и обычные люди, по различным причинам оказавшиеся без крыши над головой, и уголовники, десятки лет отсидевшие за тяжкие преступления, доброе начинание властей сегодня поддерживает едва не все население Дружковки. «Предприятия-спонсоры, частные меценаты, религиозные общественные организации сами звонят к нам и спрашивают, чем нужно помочь. Некоторые просто оставляют под дверями пакеты с едой, вещами и бытовой химией, - рассказывает директор Дома Наталья Григоренко. - Правда, здесь мы никого не кормим, хотя небольшая кухня для приготовления пищи у нас есть, зато ежедневно наши ночные постояльцы получают чай и сухой паек. Их, кстати, тоже приносят небезразличные люди, не говоря уже о лекарствах, книгах для местной библиотеки и прочих необходимых вещах». Ночевать в доме, согласно статусу, можно до полугода, за это время работники ночлежки помогают оформлять своим клиентам документы на получение пенсии, инвалидного пособия, по возможности пытаются устроить подопечных на работу, снять жилье или прописаться в одном из городских общежитий, в общем, дают шанс на то, чтобы каждый из клиентов приюта смог снова социализироваться и стать полноценным членом общества. Одним из своих маленьких достижений здешние специалисты считают то, что с их помощью под крышей скромной ночлежки свое счастье обрели четыре пары, которые смогли создать полноценные семьи.

Второй шанс может получить каждый

История подобного учреждения в Славянске началась всего около года назад, когда благодаря совместному финансированию городского, областного и государственного бюджетов коллектив энтузиастов практически из пепла возродил полуразрушенное здание такого же медвытрезвителя. Пока помещение ремонтировали, работники регулярно организовывали раздачу горячих обедов всем нуждающимся просто во дворе будущей ночлежки, здесь же, под открытым небом, раздавали вещи и предметы первой необходимости не только бездомным, но и многодетным, малообеспеченным семьям, просто нуждающимся старикам. В итоге, пройдя через испытания дефицита финансирования, всеобщего общественного непонимания и неуверенности в успешности проекта, в январе этого года обычный пункт учета бездомных превратился в полноценный комфортный ночлег для 30-ти несчастных. За год в его стенах отогрелись около двух сотен нуждающихся. Кроме социального патронажа при оформлении и восстановлении документов и предоставления временной крыши над головой, местных клиентов с помощью городских служб обследуют медики, с ними работает социальный психолог, а всех желающих официально трудоустраивают через славянский Центр занятости. «Стараемся не отказывать никому, вне зависимости от места проживания. Как и регистрация, оно сегодня не лишает человека права обслуживаться на территории иногородних центров. Был у нас мужчина, который уже не помнит, где он жил ранее, то ли в Константиновке, то ли в Дружковке, он тоже является нашим постоянным клиентом, приходит поздней осенью, уходит с наступлением тепла, - говорит директор коммунального учреждения Алла Шарапова. - Главный принцип нашей работы — добрая воля бездомного. Мы не дожидаемся, пока человек придет сам, наши социальные патрули постоянно обследуют все вокзалы, заброшенные здания, чердаки и другие места возможного нахождения таких людей. Всем им предлагается прийти к нам и получить первую помощь, будь то ночлег, медицинская или другая помощь. Люди, принудительно доставленные к нам сотрудниками милиции, или нарушители внутреннего режима учреждения нами не обслуживаются».

Большие надежды на скромный результат

Ежегодно содержание данного реабилитационного центра, по словам городского головы Нелли Штепа, обходится громаде Славянска более чем в 360 тысяч гривен, но эти жертвы местное руководство считает вполне оправданными: «Несмотря на сложности и постоянный дефицит бюджета, все горожане и депутатский корпус поддерживают мою социальную политику. Кто-то скажет, что мы впустую тратим деньги налогоплательщиков на тех, кто этого не заслуживает. Но я считаю, что в сложную жизненную ситуацию может попасть каждый из нас, и знать, что тебе есть куда обратиться за помощью, значит многое. Пусть из общего количества здешних обитателей только 20-30% вернутся к нормальной жизни, найдут работу и обретут цель в жизни. Но мы можем гордиться тем, что в нашем городе в холодную зиму на протяжении последних нескольких лет не замерз ни один человек. И что пять раз в неделю, благодаря благотворительной помощи наших горожан и спонсоров, все нуждающиеся могут получить в том центре полноценный обед».

Проблема — не в деньгах, а в человеческом безразличии

Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Несмотря на помощь местных благотворителей и городского бюджета, денег для полноценного функционирования этих неприбыльных учреждений постоянно не хватает. Их сотрудники постоянно ищут пути дополнительного финансирования. Последним достижением славянцев, например, стала победа в конкурсе мини-проектов Донецкой облгосадминистрации. На деньги, полученные из облбюджета, здесь планируют построить летний душ и благоустроить прилегающую территорию, чтобы ночлежка стала действительно похожа на настоящий дом, где тепло, светло и куда хочется возвращаться. К сожалению, константиновская громада с десятками псевдо-правозащитников и псевдо-общественников, обеспокоенных бедами и страданиями животных, растений и прочих созданий, пока так и не нашла в себе силы создать собственный «дом» хотя бы для зимнего обогрева и приюта десятков бездомных, которые от холода и голода умирают просто на глазах горожан. Если разобраться, то сумма в 200-300 тысяч гривен не является сегодня решающей...

В Константиновке сегодня проблемами бездомных по мере их поступления и в пределах существующих средств, помимо своих основных обязанностей, занимается разве что профильная комиссия исполкома. Кого-то из бездомных, вернувшихся из мест лишения свободы, например, временно селят в тубдиспансере. Там им дают хлеб и крышу над головой. Других представителей «проблемного контингента» в самых острых ситуациях отдают на попечение стационаров других больниц, и только единицы получают прописку и кров в забитых до отказа общежитиях. Большинство же бомжующей братии вынуждены кантоваться в притонах и просто под открытым небом. С вокзалов их гоняет милиция, в религиозные общины «неблагонадежных» и злоупортебляющих спиртным не берут. Ночлежка, которую в былые годы местные власти намеревались организовать на базе городской психушки, так и осталась на бумаге. Ежегодно город фиксирует печальную статистику о так называемых «подснежниках» - людях без определенного места жительства, замерзших в зимние морозы в посадках, подвалах многоэтажек, люках и прочих местах их временного пребывания. Сколько их в городе - не знает никто.

По последним данным областного УВД, армия бомжей по всей Донецкой области на начало 2011 года насчитывала около 7000 человек, а на территории региона функционирует всего 6 заведений для их регистрации, временного проживания или ночевки (каждое из которых одновременно может принять до 40 человек. Кроме того, новое законодательство вычеркнуло из полномочий органов МВД их принудительную регистрацию и помещение в специализированные учреждения, как и обязательное трудоустройство. Если человек не замечен в нарушении правопорядка, то ни искать, ни пристраивать его никто не обязан.

О.Панина.