Долг по зарплате неплатежом красен

Главным вопросом в повестке сентябрьского заседания исполкома городского совета было состояние дел по погашению задолженности по заработной плате. За первое полугодие 2012-го ее сумма, согласно данным главного управления статистики в Донецкой области, составила немногим более 11,2 миллионов гривен. Причем, растет эта цифра постоянно, вместе с уровнем средней зарплаты, которая на сегодняшний день составляет около 2,5 тысячи гривен у сотрудников малых предприятий и почти 3000 - у «динозавров» местной промышленности. Лидерами среди должников, как обычно, стали предприятия-банкроты и стремящиеся стать таковыми: ГП «Укрниистекло» (долг 3,3 млн грн.), АП «Стеклоизделий» (1,3 млн), ПКС «Спецстрой» - (1,4 млн грн.), ОАО «Укрцинк» - (644 тыс грн.)

Из черного списка экономически неактивных предприятий после его окончательной ликвидации выбыло многострадальное ГП «Автостекло». Его долг перед трудящимися составлял более 2,6 миллионов гривен и теперь он практически погашен. Часть своей задолженности по зарплате, общая сумма которой составляет почти 850 тысяч гривен, недавно погасило и ООО «ТК Кристалл». В мировом соглашении, которое заключено с собственниками предприятия, конечным сроком исполнения обязательств по 100% погашению оставшейся суммы значится 1 июля 2020 года.

Парадокс современного банкрота: активы есть, а денег нет!

По словам начальника городского управления труда и соцзащиты населения С.Зубахиной, бороться с растущими как снежный ком долгами предприятий-банкротов очень тяжело: «Как вы знаете, процедура банкротства - процесс длительный. Он осложнен как мораторием на принудительную реализацию имущества, так и отсутствием или нехваткой активов предприятий, находящихся в стадии банкротства. Как, например, в случае с КМЗ, чей долг сегодня составляет всего 216,3 тысяч гривен». Как отметил и.о. директора ОАО «КМЗ» М.Бородин, эту задолженность бывшие работники метзавода не получат никогда: «Средств для погашения долга по зарплате на предприятии уже нет. Зато есть активы - имущество, не входящее в уставной фонд предприятия. Оно только формально значится на нашем балансе, но пока суд не признает его «нулевым», мы не сможем завершить процедуру ликвидации. Недавно, например, мы продали здание бывшей вечерней школы. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о реализации пешеходного моста через железную дорогу. Следующее на очереди - бомбоубежище, которое еще предстоит вывести из разряда защитных сооружений. Самое страшное, что деньги от реализации всех этих объектов пойдут не на погашение зарплатного долга, а в доход собственника — государства. Наверное, поэтому некоторые члены совета кредиторов, например, ПФУ, постоянно голосуют против реализации оставшихся активов КМЗ и автоматически тормозят процедуру банкротства...»

Работодателей косит платежная импотенция

К большому удивлению членов исполкома, да и самого УТиСЗН, в ряды должников по зарплате попало и экономически-активное ПАО «Втормет», не так давно ставшее частью АО «Запорожсталь». Несмотря на смену собственника, предприятие с начала этого года «догнало» сумму своего долга перед работниками до 558 тысяч гривен и не стало выполнять график ее погашения. На письмо городской комиссии запорожское руководство «Втормета» откликнулось положительно, но выделенные средства по неизвестным причинам пошли не на зарплату работникам, а на погашение обязательств перед ПФУ. Второй «черной лошадкой» среди городских работодателей-должников стал Константиновский индустриальный техникум, который несколько лет назад официально перешел под крыло Донецкого Национального технического университета. Как известно, здесь уже давно и успешно работают платные отделения по целому ряду специальностей. Задолженность по зарплате в 17 тысяч гривен, по словам директора учебного заведения, образовалась исключительно по причине несвоевременной платы за обучение, которая взимается со студентов-контрактников. Свои долги перед подчиненными руководство КИТа рассчитывает погасить до ноября текущего года.

А про трамвай забыли?

В списке должников по зарплате по состоянию за первое полугодие, к счастью, не оказалось ни одного коммунального предприятия Константиновки. А могли бы. Как стало известно, задолженность, правда, только за два последних месяца, имеет перед своими работниками городское КТУ. Говорят, причина банальна — недополучение субвенций из госбюджета за перевозку льготных пассажиров и невиданно мизерные цены на проезд — 75 копеек. Кстати, вопрос о повышении тарифа на проезд в местном электротранспорте до экономически обоснованного — 1,25 грн., которого трамвайщики с нетерпением ждали почти два года, чудесным образом из повестки дня исчез. Проект по неизвестным причинам убрали даже с интернет-странички городского совета. В кулуарах исполкома по этому поводу поползли совершенно противоречивые версии случившегося. Одни говорили о том, что пакет предоставленных документов опять отправлен на доработку. Другие твердили, что повышение тарифа, которое Минэкономики таки одобрило, потерялось по дороге в Константиновку. Третьи практически пережили дежавю: они говорят, что подобные непопулярные для бюджета решения всегда искусственно тормозили перед выборами, дабы не нагнетать обстановку...

Подготовила О.Панина.