Снова Звановка, вертеп и от Гаршина до Шевченко

Вот уже четверть века как наша команда («зеленые Донбасса») на Рождество Христово посещает эту местность. И каждый раз находим что-то новое, каждый раз это село играет перед нами свежими красками, дарит яркие впечатления.

Нынешнее 7 января мы поехали в Звановку (расположена всего в 50-ти км от Константиновки) в компании с Товариством ім.О.Тихого, ЭКЦ «Бахмат», Артемовским английским клубом. Интересно, что участники поездки, кроме Донетчины, представляли также российскую Карелию и китайскую провинцию Гуандун.

Больше всего открытий нас ждало в православной церкви. Эта небольшая сельская обитель (куда ей до наших красавцев в Александро-Шультино и строящегося в Александро-Калиново), расположена на месте полностью уничтоженного коммунистами в 30-е годы прошлого века Свято-Архангело-Михайловского храма. Зато нынешние его прихожане и священник очень бережно по крупицам собирают исторические факты, связанные с храмом, и размещают их в церкви прямо среди икон.

Здесь мы открыли для себя подтвержденные свидетельствами и памятной доской удивительные факты. Храм был построен в 1846 году. В 1855 году в нем крестили всемирно известного писателя Всеволода Гаршина (все читали его «Лягушку-путешественницу», в школе учили русскую литературу по его произведениям). Всеволод Михайлович родился неподалеку в селе Приятная Долина. Зная, что писатель покончил свою жизнь самоубийством, мы спросили старосту этого храма: «На видном месте в вашем храме висит портрет Гаршина, свидетельство о его рождении, но он же совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролет. А церковь это не поощряет. Разве это по канонам православия?». Нам объяснили, что очень долго собирали об этом сведения, даже ездили в Санкт-Питербург, где умер и похоронен Всеволод Михайлович. Выяснилось, что писатель с детства был крайне нервным и впечатлительным, страдал приступами нервного расстройства, совершил свой поступок неосознанно, в порыве. Поэтому его отпевали и похоронили по всем христианским канонам, и здесь информация о нем вполне имеет место быть.

Рядом с материалами о Гаршине висит портрет царя Александра II, что также не часто встретишь в наших церквях (правда, иконе Страстотерпеца Николая II молятся в Александро-Калиново). Рядом на медной табличке, сохранившейся от старого храма, можно прочитать, что Александр с семьей и свитой пребывал в Звановке с 9 по 10 августа 1861 года по дороге из Бахмута в Святогорье. Император в марте того же года подписал Манифест об отмене крепостного права и объезжал своих подданных, чтобы убедиться в плодах своего демократического труда. Но через 20 лет подданные убили его как раз в день, когда он должен был одобрить конституционный проект Российской империи...

Покидая храм, мы натолкнулись на свежую могилу с плитой и крестом. Оказывается, совсем недавно здесь нашли место погребения и надгробную плиту с именем священника, принимавшего в Звановке императора — Ксенофонта Автономовича Полницкого, почившего в бозе в 1875 году.

Традиционно по приезде в Звановку мы побывали и в самом большом на Восточной Украине греко-католическом храме. Уже знакомый нам отец Клавдий рассказал об операции советских властей «Висла», по которой всё украинское село Лисовате, оказавшееся на границе с Польшей, было посажено в эшелон и выслано на Донбасс в Звановку, где с нуля люди выстроили дома и стали вести хозяйство. Он рассказал об особенностях этой церкви, в которой сохранились все ритуалы и православные традиции. Храм изнутри уже многие годы продолжает оставаться без отделки. Видно, наследники древних традиций финансово сейчас не очень тянут, поэтому внутри храм остается недостроенным. В монастыре Святого Великого Василия живут три монаха.

Отец Клавдий рассказал, что уже и уроженцы Звановки служат в греко-католических храмах.

«Вам мабуть, співчувають, що Ви живете на Донбасі», — спросили участники поездки. На что батюшка ответил: «Ні. Бо всі розуміють, що Донбас така сама Україна. Так, тут люди відрізняються мовою спілкування. Але то не є важливе. Важливе ставлення людей. Коли я вперше приїхав сюди с закордону, де навчався в Польщі та Італії, я навіть не розумів російською. Але зараз і мене всі розуміють, і я задоволений, що живу тут... Званівка є дуже гарною моделью поєднання православної і греко-католицької громади. Дружба є як між людьми, так і між духовенством».

Школьники активно участвуют в церковной жизни, учителя и даже директор школы поют на клиросе, а священники обоих церквей посещают мероприятия в школах, сельском клубе, сельсовете.

И 7 января духовное слияние звановцев наиболее очевидно. Группы, представляющие вертепы, которых в этом году было четыре, тому подтверждение.

Мы, как обычно, посмотрели постановки, воспроизводящие рождественские события.

Да, сейчас и в наших храмах также восстанавливают такие традиции. Но найти приходы, которые бы сквозь века бережно несли этот обряд от поколения к поколению, во всем нашем крае можно только здесь.

И в заключение поездки мы, как всегда, посетили гостеприимный дом Андрея Тымчака — патриота Украины, который себя ассоциирует как язычник. Он проповедует, что христианство стало естественным продолжением древних народных традиций. И Рождество — природное явление солнцестояния, когда световой день опять начинает увеличиваться.

В доме Тымчака уже традиционно состоялась дискуссия о том, кто мы и куда идем.

Андрей Стефанович прочитал стихотворение, удивительно подчеркивающее то, что с нами происходит. Как точно передан голос той и нынешней московской власти:

Ми настоящі християне,
Ми малим ситі!.. А зате!
Якби ви з нами подружили,
Багато б дечому навчились!
У нас же й світа, як на те —
Одна Сибір неісходима,
А тюрм! а люду!.. Що й лічить!
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує!

Храми, каплиці, і ікони,
І ставники, і мирри дим,
І перед образом Твоїм
Неутомленниє поклони.
За кражу, за войну, за кров,
Щоб братню кров пролити, просять
І потім в дар Тобі приносять
З пожару вкрадений покров!!

Просвітились! та ще й хочем
Других просвітити,
Сонце правди показати
Сліпим, бачиш, дітям!..
Все покажем! тілько дайте
Себе в руки взяти.
Як і тюрми муровати,
Кайдани кувати,
Як і носить!.. і як плести
Кнути узловаті —
Всьому навчим; тілько дайте
Свої сині гори
Остатнії... бо вже взяли
І поле і море...

Да, этот «невідомий сучасний поет» оказался Тарасом Шевченко, написавшем эти слова о российских аппетитах еще в 1845 году.

Участники поездки, в том числе даже китаец, пополнили свой словарный багаж новыми украинским словами, а также изречениями. Теперь они будут всегда знать, что в эти дни на всей территории «От Сяну до Дону» на «Христос народився!», отвечают «Славімо його!».

В.Березин.