Воспитать в себе украинца

Не рядовое мероприятие организовали педагоги центра детско-юношеского творчества. Дебаты старшеклассников о национальном самосознании. Вернее городской дебатный турнир с прямо таки академично звучащей темой «возможности ученического самоуправления в воспитании национального самосознания» А если проще школьники 8-11 классов, состоящие в школьных ученических радах собрались порассуждать, что они сами могут сделать для поднятия национального самосознания.

Мероприятие в общем-то сложное. Объяснять, искать аргументы, опровергать и доказывать ошибочность чужих, анализировать, убеждать, да в конце-концов просто слышать собеседника и не разделяя его взгляды, оставаться с ним в контакте — все это непросто. Особенно для детей, особенно для нашего региона и особенно для нынешних времен.

«Наоборот, очень своевременно и очень полезно» -считают организаторы игры, педагоги ЦДЮТ. Готовились к ней загодя, выезжали в школы, тренировали команды, проводили пробные игры. В итоге на игру собрались десять школьных команд. Диспут разделили на так сказать логические «бои», проходившие между каждыми двумя школьными командами. В итоге остаются две команды, которые и будут бороться в финальной игре. Жюри исполняет только техническую функцию и оценивало не идеи, а форму поединка. Судействовать пригласили не только своих наставников, но и краматорскую и славянскую общественную организацию «Пласт». Эти украинские последователи скаутов имеют у наших соседей почти пятнадцатилетнюю историю и тоже могли оценивать лучших риторов-школьников, давая поощрительный балл. В центре творчества тоже в свою очередь поставили задачи, чтобы дети посмотрели на «пластунов», заинтересовались, возможно это и станет одним из решений проблемы национального самосознания.

Директор центра творчества Мария Байрачная рассказала, что, это уже второй дебатный турнир. Первый успешно прошел в прошлом учебном году. Тогда дети обсуждали чего не слышат взрослые в вопросах школьного самоуправления. Руководство ЦДЮТ уже договорилось с городским советом, что его представители придут на финал игры и узнают, чего же они не слышат. Однако бурные события этого года совершенно затмили интересный учебный проект.

Теперь к этой необычной форме решено вернуться снова.

Вопрос, не загоняли ли детей на дебаты насильно, Марию Ивановну удивил: « Дети очень активно занимались проектом. Да, собственно и тему навеяли тоже они — как-то на заседании клуба ученического самоуправления ( есть у нас такой) они просто беседовали с педагогами, что же это такое – национальное самосознание, и как его надо воспитывать в детях, а может его должны воспитывать и сами дети. И решили, давайте проведем дебаты и посмотрим, кто «крайний» в этом процессе — родители, учителя или они сами.

Настрой детей на то, чтобы самим сформировать себя как молодых украинцев для Мария Байрачная не новость: «Сопротивление нашей среды этому нисколько не помешало. Я, например, не считаю, что наш город сепаратистский. Он советский. За 23 года независимости Украины у нас были убиты заводы, которые давали счастье городу, а так и люди остались в той эпохе. И когда им пообещали, что вернут прежнюю счастливую жизнь, они поверили моментально. Но наша молодежь, старшеклассники — они уже совершенно другие. Они хотят знать больше, общаются в интернете. Они более продвинуты, чем все взрослые вместе взятые. Когда мы в мае, в разгар захвата города боевиками, готовили выпускной вечер, то мальчишки наши пришли и сказали — мы будем петь песню «Я не сдамся без бою». Сколько я их не отговаривала, что это развлекательное мероприятие, что время очень тяжелое, и родители хотят отвлечься от страха, что будет завтра, они не сдались – мы украинцы, на украинской земле и мы будем петь украинскую песню. Украина форева! Песня о любви— о любви, так какие проблемы? И они ее спели. Они осознают себя украинцами независимо от того, что их окружает. Вот Аня Андрощук, одиннадцатиклассница из пятой школы, у нас она заведует городским информационным отделом, она и объявляла «старт» дебатам. Каждое лето выезжает в Чехию учиться, и после школы готовится получать образование там же. Очень многие ребята учат английский в нашем кружке, даже если нет планов на поездки, они знают, что это может «выстрелить» в любой момент. Еще есть множество образовательных программ. Кто-то учится в Польше, в Европе, в Америке. Они волей-неволей видят уже что, где и как делается, сравнивают, оценивают, хотят жить хорошо. При этом говорят не «Я хочу жить там», а «Я хочу жить так».

В итоге в финал городского дебатного турнира вышли команды школы № 5 и гимназии. Но дело решил тот самый балл от гостей краматорцев и славянцев -«пластунов», присудивших победу команде ОШ№5.

В.Волошко.