Разъяренные люди перекрыли дорогу в село

На прошлой неделе жители села Стенки выиграли битву за дорогу. Через этот населенный пункт начали курсировать грузовики. Тяжелые машины, груженные глиной с Григорьевского карьера, расположенного в районе Часов-Яра, в качестве кратчайшего маршрута избрали центральную улицу Стенков, единственную, по которой проходит асфальтовая дорога. Владельцы домов на ее обочине моментально озаботились состоянием родных строений. Нашествие грузового транспорта на село началось в позапрошлую субботу, 5 июля, и жители отреагировали на это мгновенно – бросились звонить в Новодмитровский сельсовет и райгосадминистрацию. Для них такие «гости» – повторение прошлогодней беды. Минувшим летом такая же грузовая колонна начала возить глину через центральную улицу, после чего в некоторых домах пошли трещины. Тогда люди обратились к главе района Владимиру Беленцу и тому удалось урегулировать этот вопрос, «наезды» грузовиков на село прекратились.


В этом году жители прибегли к тому же средству – позвонили главе района уже на второй день. Тот пообещал разобраться, но КРАЗы, и КАМАзы продолжали свой путь через Стенки.


В среду терпение у селян лопнуло и они решили действовать. Чтобы отвадить грузовики от родного села, отчаявшиеся жители перекрыли им дорогу. Партизанскими методами действовать не стали - перед акцией позвонили и предупредили райгосадминистрацию и сельский совет. Позвонили для верности еще и в «Провинцию», и вышли цепочкой на центральную улицу. К тому моменту, когда журналисты газеты приехали в село, посреди ул. Жданова-Черняховской красовались уже два задержанных новеньких КРАЗа, доверху груженных глиной. Перед капотами громадных машин в ряд стояли два десятка жителей главной улицы. Местные заверили, что собралось бы значительно больше народу, просто день будничный и время рабочее, еще многих нет дома.

Валентина:

- Машины снуют тут с утра до темноты, в выходные все дрожит, посуда по столам ездит, как будто в поезде, ребенка на улицу выпустить нельзя, да и самим страшновато ходить, тротуаров-то у нас отродясь не было, а скорость водители не снижают.

Виктория:

- Они достали уже, в прошлом году после таких вот «гостей» у меня забор развалился, а он кирпичный, дома в 2-3 метрах от дороги. У людей стены трескаются, особенно в саманных домах. Мы думали, что после прошлого лета нас оставят в покое, а теперь вот снова КРАЗы пошли.

Анна Семеновна:

- Водители ведут себя нагло, мы сколько раз пытались их тормознуть, уговорить тут не ездить или хотя бы сообщить их хозяевам, что мы хотим с ними поговорить. А вместо ответа нам жесты неприличные из кабины показывают, видимо, уже совсем и за людей не считают.

Возмущение людей становилось все более громким, к месту «демонстрации» начали подтягиваться и другие жители. Водители грузовых машин только посмеивались, глядя на негодующих селян с двухметровой высоты кабин. Признаваться, кто владелец этой транспортной колонны, категорически отказывались: «Сейчас подъедет и все узнаете».


«Это что за паппараци срывают мне бизнес?!.»

Неизвестное, но гневное начальство приехало на иномарке и «с места в карьер» посоветовало журналисту, снимающему его прибытие, «засунуть фотоаппарат куда подальше». Вид у собственника был угрожающий - он почему-то решил, что его транспорт остановила газета. «Да это мы остановили, а не пресса!» - возмутились люди.

- Покажите мне хоть один знак для машин! - бушевал владелец. - Это не спецтехника, а автотранспорт общего пользования! Где здесь на въезде стоят знаки, что запрещено движение транспорта общего пользования? Есть трасса, она обозначена на карте. Вот мы по ней и ездим!

Доводы местных, что машины угрожают домам и можно ради всеобщего мира пользоваться объездной дорогой, хозяин грузовых автомобилей убедительными не считал. Никакой вины за собой он не чувствовал и напирал на то, что его люди действуют законно. Полная масса машин не более 28 тонн, вот и в свидетельстве регистрации это указано, а значит, они могут пользоваться обычными дорогами, к тому же никаких ограничительных или запретительных знаков нет. Так что ездить под окнами у стенковцев вполне можно, они зря возмущаются и все, что им остается, это немедленно сойти с трассы и дать дорогу машинам.

Но не тут-то было, угомонить разъяренных жителей примитивным «наездом» не получилось. Каждый довод предпринимателя люди встречали криком. Никто не верил даже тому, что технические паспорта на машины не поддельные, и грузоподъемность определена не «от фонаря». Жители наотрез отказались отпускать машины из плена, пока не добьются от собственника расписки в том, что ездить эти грузовики через Стенки больше не будут.


Н.Яковлев (слева): «Люди вас все равно не пропустят...»

Скандал пылал в отсутствие представителей официальных властей, только через каждые полчаса к застопоренным КРАЗам прибавлялся новый. Позже на место спора прибыл председатель сельсовета Николай Яковлев. Предприниматель и местная власть вначале затеяли спор о знаках, голова сельсовета посетовал, что до сих пор запрещающие знаки не поставил, и напророчил хозяину «незваных гостей», что ездить они все равно тут не будут. К тому времени предприниматель, оказавшийся нашим земляком-константиновцем, немного успокоился и даже согласился представиться. Как объяснил Олег Проценко, затевать скандал он не собирался, подряд на перевозку глины был пробный и взят всего на четыре дня: «Я предварительно все кусты и балки здешние обследовал на машине, убедился, что знаков запрещающих нигде нет, вот и поехали машины. Это ведь не карьерная техника, она не может разрушать дома». «Освободите КРАЗы, и все - нас здесь не будет», - уже мирно попросил он стенковцев. Те, однако, стояли на своем и, боясь что их обманут, требовали письменного обязательства не ездить через их село вовеки веков.

В конце-концов, после долгих препирательств Н.Яковлев и О.Проценко двинулись к машине искать лист для написания расписки. Бумагу так и не раздобыли, но предприниматель дал честное слово, что его грузовики через село ходить больше не будут и велел водителям передать это распоряжение по смене. После чего председатель сельсовета заверил вверенное население, что машины уже можно бы и отпускать, они никого не потревожат. Люди убрали свой живой щит и разошлись. «Надо было еще в прошлом году собрать сессию и поставить у въезда в Стенки ограничительные знаки, - все сетовал Николай Яковлев, - а мы тогда расслабились что-то».

С точки зрения официальных властей, инцидент был не слишком значительным. Представители ГАИ прибыли на место ближе к вечеру.

- Может ли такая техника идти через село? - поясняет инспектор ГАИ Сергей Пиманов, выезжавший в Стенки на инцидент. - Согласованию с ГАИ подлежит движение транспортных средств, у которых грузоподъемность превышает 38 тонн, это, в основном, большие четырехосные машины. А у транспорта, шедшего через Стенки, грузоподъемность 12-14 тонн, а значит, формально согласования не нужно. Вообще, ограничить или закрыть движение через населенный пункт может только местный совет. Можно и водителей понять – знаков нет и они едут. Только техника с годами развивается и становится все более и более тяжелой, а эти дороги построены во времена, когда в ходу еще были 130-е ЗИЛы, у которых грузоподъемность всего 4 тонны. Так что сельские дороги для такой техники по сути не годятся. Организацией движения по городам и районам занимаются местные советы, у них все права. Хотят они закрыть для крупнотоннажных машин дорогу, - принимают решение и приходят к нам, мы согласовываем схемы, знаки, направление движения. Но инициатива должна исходить от местных советов. Хозяева рудника, в свою очередь, определяют, как выезжает техника с карьера – без россыпи и перегруза. Для большегрузов свыше 38 тонн карьер согласовывает маршруты, берет разрешение в районе в службе автомобильных дорог. В данном случае путь прокладывали сами перевозчики.

Заместитель председателя РГА Владимир Маринич:

- Этот Григорьевский карьер находится в Артемовском районе. С нами перевозку глины по этому маршруту никто не согласовывал, «залетные» машины начали ездить на свой страх и риск. Они обязаны согласовать движение с местными властями. Это большие грузовые машины, районные дороги на них не рассчитаны, особенно когда большегрузы курсируют целыми колоннами, да еще бывает и скорости не снижают. На сегодня в Константиновском районе расположено восемь карьеров, в основном глиняных. Только в Полтавском совете их три, например «Керамресурс», он же расположился и на землях Артемовского сельсовета. Разработки ООО «Дружковское рудоуправление» находятся на землях Белокузьминовского и Торского советов; в Иванополье - карьер ООО «Курдюмовский завод», Полтавский и Правдовский советы - «Стройкомплект». «Керампром» расположен в Белокузьминовке и Новоартемовке. «Шахтострой» - это Новодмитровка. Не все ведут активную разработку, вот дружковское рудоуправление, «Шахтострой» и «Керамресурс» работают активно, остальные законсервированы. Но по большому счету для района и сельсоветов перечисления этих предприятий – копейки, так уж законодательно установлено, и особой пользы от этого району нет. Почти все советы, на чьих землях расположились карьеры - Торский, Белокузьминовский, Полтавский и Правдовский советы - дотационные. Тем не менее, сельские дороги транспорт с их грузом разбивает, дома трещат. В среднем жители жалуются на такие автоколонны с карьеров раза два в год, хотя до этого случая никто грузовики не останавливал. Правда, справедливости ради надо сказать, что транспортировкой груза по районным землям занимаются наемные перевозчики, а не предприятия-разработчики. Они пытаются сокращать расстояния и начинают «бегать» прямо через села. Это не глобальная проблема, но периодически такие вопросы возникают, мы их гасим.

Правда, в этот раз местные жители все решили практически сами, обойдясь без вмешательства местных властей. От их помощи, конечно, люди бы тоже не отказались, но никто в Стенки, даже после предупреждения о том, что перегородят дороги, из РГА не приехал. Сработала только угроза разъяренных жителей поджечь машины. На «разбор полетов» выслали районную милицию, но она прибыла, когда все заинтересованные стороны договорились и убыли восвояси.

Кстати, к моменту выпуска газеты, по словам жителей Стенки, КРАЗы и КАМАЗы их ни разу больше не побеспокоили - «незваные гости» свое слово сдержали.

В. Гейзер.

Comments

Гнать надо в шею нарушителей спокойствия и загрязнителей природы. У себя дома эти засранцы небось сделали дизайнерский ландшафт и пруд с японскими карпами, а по нам можна грузовиками ездить, мусор возле нас вываливать , с хим.завода нас травить и т.п  

Ну, слава богу, хоть раз возмутились.