Наши дороги – место гиблое

Минувшей осенью городские чиновники, отвечающие за безопасность движения, ждали масштабной проверки ОГА по вопросам этой самой безопасности. Как признавались в частных беседах сами «государевы люди», ждали ее не без трепета. Проверка обещала быть тотальной – перетрясти городские власти начальство из ОГА обещало на предмет финансовых вложений, сделанных городом в ремонт дорожного покрытия, наличия светофоров, турникетов, обновления дорожных знаков и разметки, собирались разобраться и с местами концентрации ДТП, для чего у чиновников обещали затребовать акты обследования, в общем, проинспектировать собирались все, что предприняли власти для поддержания порядка на магистралях города.


Инспектор Константиновского ОГАИ О.В. Ростовский.

Из всех достижений, способных впечатлить проверяющих, наблюдался только солидный ремонт областной трассы, проходящей по пр. Ломоносова, но кроме него, – ничего. Тревоги были напрасными, проверка оказалась очередной чиновничьей кампанией, и переждав ее, ни одна душа из числа областного начальства больше вопросом безопасности дорог провинциального городка не озаботилась. Правда, в ожидании комиссии, в местных властных коридорах состоялось несколько совещаний, на которых прикидывали, что можно сделать уже сейчас, а что к лету 2008 года, чтобы городские дороги стали наконец поприличней.

С тех пор прошло полгода и редакцию заинтересовал вопрос: сделано ли хоть что-нибудь, чтобы по нашим дорогам можно было передвигаться без риска для жизни. Лучше инспектора организации дорожного движения Константиновского ОГАИ Олега Ростовского об этом предмете никто не осведомлен, так что именно его «Провинция» и попросила оценить степень безопасности наших дорог.

- Олег Васильевич, в ноябре в беседе с корреспондентом нашей газеты вы не рискнули назвать наши дороги безопасным местом. Что-то изменилось с прошлой осени?

- Безопасней городские дороги не стали. Разве что убрали основные ямы, и то на магистральных улицах, а другие так и остались в плачевном состоянии. Несколько недель назад улицы Артемовскую и Минскую начали подготавливать к ремонту, вроде бы взялись хорошо – в выходные работают, знаки стоят. Только подумал – вот «красивая» организация работ, как на этом все закончилось, пошли дожди, ремонт остановили, ремонтники ушли, не оставив ни одного знака, предупреждающего, что на дороге вырезанные фрезой ямы. А иногородний водитель и понятия не имеет, что там впереди.

- Президент осенью издал Указ, в котором обозначены три направления по безопасности дорожного движения, над которым мы работаем для снижения аварийности: внимание к размещению на улицах рекламоносителей, уменьшение мест концентрации ДТП, и установка принудительных устройств для снижения скорости движения (т. н. лежачих полицейских). По заявкам горуо в городе надо установить около школ три таких устройства, например, у ОШ № 27 и лицея. Информацию я направил в исполком, сказали, будет финансирование – будем работать. После президентского указа были в исполкоме и заседания и совещания, мы вносили свои предложения, они были включены в утвержденную городскую Программу развития безопасности дорожного движения на 2008-2012 годы.

- А что по размещению рекламы на проезжей части?

- По рекламоносителям есть единственная претензия – они не освещаются. Статистика говорит, что 60% ДТП происходит в темное время суток. Например, в январе на ул. Ленина в районе северного путепровода у нас был «розыскной» труп – сбили пешехода и скрылись с места происшествия. Путепровод и выезд на Дружковку вообще без света, люди ходят по проезжей части и попадают под колеса. Мы забрасываем исполком предписаниями, а нас успокаивают, что этот вопрос в программе «забит» и по мере поступления средств что-то они будут делать. В принципе, освещение в Константиновке появилось, она стала заметно светлее. Ну а если еще и рекламные щиты будут освещаться, то станут дополнительным источником.

- С рекламой есть другая проблема. На проспекте размещаются т.н. лайтбоксы, то есть светящаяся реклама. При ее установке плохо учтены вопросы безопасности, она загораживает видимость. Например, выехать с пл. Победы на проспект проблематично, т. к. слева стоит этот лайтбокс и почти полностью закрывает водителям обзор, а ведь этот перекресток и без того очень сложный. Согласовывать размещение таких носителей надо со всеми заинтересованными службами. И в этом случае владельцы светящейся конструкции все согласовали, но с... Киевом. А теперь подумайте, кому видней, насколько эта реклама загораживает обзор? Да только повлиять на размещение с нашего уровня мы не можем. Есть иерархия согласования, расписанная приказом МВД. Проспект Ломоносова является магистральной улицей, трассой национального значения и выдача согласования по ней к компетенции местных властей не относится. Владельцы светящихся коробок должны согласовывать установку с Киевом, они и согласовывают, а страдают люди на месте.

- Нам вменили в обязанность снимать все указатели, не являющиеся дорожными знаками и создающие препятствия движению или закрывающие видимость. По правилам дорожного движения, у дороги запрещено самовольно устанавливать плакаты, транспаранты, афиши. Мы с осени убрали со столбов уже 22 таких направляющих «указателя» с названиями фирм, предприятий и банков, не имеющих подтверждающих документов. Если фирма захотела разработать указатель, мы разработаем его на черно-белом фоне, как дорожный знак. Если такой указатель цветной, с логотипами, то это реклама и оформляет ее рабочий орган по размещению рекламы, а ГАИ согласовывает.

- Осенью вы говорили о том, что все места концентрации ДТП у нас сосредоточились на проспекте и он сам сплошное место концентрации аварий...

- Это просто бич города, и меньше этих «проклятых» мест не стало. После каждого происшествия делаем анализ, выписываем предписания. В соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» действия по ликвидации мест концентрации ДТП должны выполняться властями в первую очередь, в отличие от запланированных. Но никто ничего не предпринимает.

- А кто этим должен теперь заниматься? Не так давно городские власти объявили, что обслуживанием проспекта, как трассы национального значения, теперь будет заниматься облдор.

- Это так кажется. Согласно постановлению Кабинета Министров, магистральные улицы отдаются в пользование автодору, но эта организация будет обслуживать только проезжую часть от бордюра до бордюра, например, наносить разметку, которая, кстати, почти стерлась. А сам бордюр, и все что за ним — знаки, светофоры, тротуары, остается в коммунальной собственности города. Не знаю, может это городу так хочется все с себя «скинуть», но так не получится. У меня, как специалиста, есть еще вопрос: кто зимой проспект будет обслуживать, убирать снег. Этот вопрос надо решать, не дожидаясь следующей зимы, облдор должен заключить договора об обслуживании с городскими службами, или с другими. Нас тоже должны ставить в известность по этому поводу, но эта норма часто игнорируется.

- На злополучном перекрестке ул. Фрунзе и пр. Ломоносова что-нибудь изменилось?

- Если помните, я уже говорил, что там из 38 необходимых знаков имеется только пять. Но никто дорожные знаки в этом году ставить не будет не только там, но и в других местах. В первую очередь, надо пешеходные ограждения поставить, чтобы хоть как-то места концентрации сократить. Причем, чтобы был результат, надо все запланированное сделать хотя бы по одному из перекрестков, а если раз в год по два метра ограждения ставить то там, то тут, толку не будет. Информацию мы регулярно пишем на имя мэра, она где-то оседает, действий нет. Дамба у пятого ставка до сих пор стоит без транспортного ограждения. «Фокстрот» так и не поставил обещанный светофор у перекрестка на пл. Победы. Копию проекта нам предоставили, и все, временными рамками выполнения своего обещания никто ограничивать себя не стал. Ждать светофора можно долго.

- У нас строится сразу несколько супермаркетов, большинство из них появится как раз на проспекте Ломоносова. Понадобятся парковки, знаки, переходы, да еще «вписать» их в самую опасную дорогу города. Планы организации дорожного движения заказчики этих объектов ГАИ предоставляют?

- Пока больше разговоров. Ни одного плана организации дорожного движения у строящихся торговых объектов заказчики нам не дали. По ул. Громова напротив «Каштана» возводят супермаркет. У них проект организации дорожного движения готов, согласован. Но знаю я о нем только потому, что сам видел его в областной ГАИ. В июне торговый центр должны вводить в эксплуатацию. У них по проекту предусмотрена стоянка, и по крайней мере половину необходимых дорожных знаков они установили. Тут же по ул. Громова, рядом со Сбербанком, идет строительство магазина бытовой техники. Их проекта организации дорожного движения тоже нет. Не предоставил свой проект и «Фуршет», сооружаемый за ЦДЮТ. Объектом, который запланировали вместо сквера пятой больницы, мы пока не интересовались, они еще «за забором», и, я так понимаю, красную линию не пересекали. Опять-таки только по разговорам знаю, что застройщики будут делать там светофорный объект. Хочу объяснить - компетенция ГАИ находится только в пределах т. н. красных линий улиц, это мнимая линия улично-дорожной сети, определяемая местными органами власти. Правда, управление архитектуры нам так и не предоставило сведения, которые хотя бы определили, где у них эти линии, где граница компетенции ГАИ при проведении строительства и производстве земляных работ. Как видим, при предварительном выборе мест размещения объектов никто мнения госавтоинспекции не учитывает. А после сдачи объектов выясняется, что там то видимость не обеспечили, то не хватает дорожных знаков и т. д.

- А в комиссии по приемке входят представители ГАИ? Вас вообще на них приглашают?

- В госкомиссии по приемке в эксплуатацию наши представители должны быть, это есть в решении исполкома. Я участвовал в рабочей комиссии по приемке новой заправки по ул. Емельянова. Но она до сих пор не принята, хотя и функционирует в нарушение закона о планировке и застройке территории. Ее не принимают только из-за подписи представителя ГАИ. А ее нет, потому что там отсутствует полоса торможения и не установлены все необходимые дорожные знаки.

Подготовила Виктория Гейзер.