Будем жить теперь по Кодексу

Налоговый кодекс, вокруг которого велось столько споров и митингов, был опубликован в начале декабря и уже становится неотъемлемым элементом жизни для многих. На знание нового программного документа, регулирующего налоговые отношения, налоговики области теперь сдают самые настоящие экзамены. Знание каждого из двадцати разделов этого свода законов проверяется с помощью специальных тестов, подготовленных областной налоговой администрацией. От сотрудников требуют досконального знания нового налогового законодательства независимо от специализации конкретного структурного подразделения, так что экзамены им предстоит сдавать, как минимум, до нового года. Самым сложным, по мнению некоторых, является раздел об администрировании налогов.

Основные изменения «правил игры» налоговики уже обнародовали своим клиентам, собрав в прошлый четверг на первый семинар предпринимателей, находящихся на льготном налогообложении. Правда, с ходу уточнили, что вопросов пока остается масса, и пока не на все нюансы есть ответы. Постараемся в краткой форме обратить ваше внимание на основные моменты, которые затронут достаточно значительную часть налогоплательщиков.

Налоги на депозиты и недвижимость

Четвертый раздел Кодекса, регулирующий налогообложение доходов физических лиц, начнет действовать с января 2011 года. Размер ставки «подоходного» налога остается тем же — 15 %, а ставку налога в 17 % применят только тогда, когда доход превысит десятикратный размер минимальной заработной платы, и только на сумму превышения.

Доходы в виде процентов по банковскому депозиту подпадут под налогообложение налогом на доход физических лиц только с января 2015 года по ставке 5 % независимо от суммы депозита.

При сдаче недвижимого имущества в аренду (субаренду), жилищный наем (поднаем), налог на доходы физических лиц начисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом — арендатором. Если арендатор не является субъектом предпринимательства, то ответственным за начисление и уплату налога в бюджет является арендодатель. При этом, такой гражданин-арендодатель самостоятельно начисляет и уплачивает налог в бюджет в течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала.

В случае удостоверения договора аренды нотариусом, такой нотариус направляет соответствующую информацию в орган налоговой службы по месту жительства арендодателя.

В случае сдачи в аренду недвижимости через посредников (риелтеров), информацию о заключенных договорах в налоговую инспекцию сообщает такой риелтер.

Без участия посредников‑риелтеров теперь станет невозможной сдача в аренду недвижимости нерезидентами (не гражданами Украины). Нарушение этой нормы частным лицом будет считаться уклонением от уплаты налогов.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, вступит в силу только с 1 января 2012 года.

Патент будут оплачивать по‑новому

До того, как внесут изменения в 14 раздел Налогового кодекса, действует существующая упрощенная система налогообложения для малого бизнеса и фиксированный патент (этот мораторий был обеспечен Президентом в результате ноябрьского стояния предпринимателей на Майдане).

Вместо торгового патента вводится «сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности». Изменились ставки этого сбора. Теперь они будут зависеть от минимальной зарплаты на 1 января отчетного года. Конкретный размер патента будет определяться местным органом власти в пределах, указанных в Кодексе.

Изменения в учете налогоплательщиков

Теперь на каждого налогоплательщика будет открыта учетная карточка.

Гражданам, у которых были идентификационные номера, эти номера будут перенесены на номер учетной карточки. Учет верующих граждан, которые официально отказались от ИНН, будет вестись по фамилии, имени, отчеству и номеру действующего паспорта.

На учетную карточку налогоплательщика будут собираться все сведения, касающиеся гражданина: имя, адрес, виды и суммы полученных доходов. Любое изменение в этих данных влечет за собой необходимость внесения в течение месяца изменений в учетную карточку налогоплательщика. Ранее верующие-плательщики налогов, отказавшиеся от идентификационного номера, были исключены из Государственного Реестра физических лиц плательщиков налогов и не имели возможности получать в налоговых органах справки о своих доходах, необходимые им для расчета пенсии или социальной помощи. Теперь у них такая возможность будет.

Отчеты и штрафы

Согласно Налогового кодекса, налоговая отчетность должна содержать обязательные реквизиты, отсутствие хотя бы одного из них является основанием для непринятия такого отчета. И это — единственная причина, для отказа в принятии налоговой декларации. Ответственность налоговиков за безосновательное его непринятие — штраф от 68 до 340 грн. В Кодексе прописано так же, что вся документация из налоговой службы в адрес плательщика должна отправляться по почте с уведомлением.

Неподача или несвоевременная подача налоговой отчетности, или неисполнение требований о внесении изменении в нее приведет к штрафу в 170 грн, повторное нарушение в течении года — в 1020 грн. Не поданная физлицом декларация или включение в нее недостоверных данных о доходах станет причиной штрафа в 25 % от разницы между заниженной суммой и определенной налоговым органом.
Не обеспечение плательщиком хранения первичных документов, бухгалтерской и статистической отчетности на протяжении 3 лет, не предоставление контролирующим органам оригиналов документов по новому Кодексу тоже влечет штрафные санкции — 510 и 1020 грн.

Но, в тоже время, на период до 30 июня 2011 г., т. е. в первые полгода действия Кодекса, ответственность за любое нарушение налогового законодательства будет достаточно либеральной — 1 гривна за одно нарушение.

Проверки на предприятиях

При документальных проверках (плановых и внеплановых) теперь налоговые инспектора, кроме полноты и своевременности начисления и уплата налогов, должны будут проверять и соблюдение трудового законодательства, в том числе в части заключения трудовых договоров.

Еще одно новшество — все плательщики будут делиться на 3 степени риска возможного уклонения от налогообложения: высокий, средний и незначительный. Если к плательщику нет вопросов — степень риска признается незначительной, и он проверяется раз в 3 года. Средняя степень риска — плановая проверка будет проводиться раз в 2 года. Высокая — не чаще 1 раза в год. Так же будут проводиться и фактические проверки, в том числе и по письменным обращениям граждан, особенно в части нарушения прав потребителей (проведение расчетов с покупателями без применения РРО и т. п.) и неоформления наемных работников. Документальная плановая проверка и фактическая проверка для малого предпринимательства должна длиться до 10 рабочих дней. Продлить ее могут не больше чем на 5 дней. Документальная внеплановая проверка для малого предпринимательства — до 5 рабочих дней и продлевается на 2 дня.

Кодексом, вместо трехуровневого, введен двухуровневый порядок обжалования уведомлений — решений налоговиков: первая инстанция, куда предпринимателю придется направлять жалобы — это областная налоговая администрация, а городскую инспекцию надо будет уведомить о намерении обжаловать. Срок рассмотрения жалоб — не более 20 дней. Второй уровень — ГНА Украины. Следующий этап — суд, в который надо обратиться не позднее месяца после окончания административного обжалования. На время судебного обжалования, теперь не будут проводиться начисления обжалуемых налоговых обязательств, штрафов и пени и не будет возникать налоговый долг.

На семинаре побывала В. Гейзер.