Присосались. Или о том, как ГАИ «законно» разводит константиновцев на эвакуатор

Пока участники Майдана боролись за европейские ценности и построение нового правового государства, возмущенные автовладельцы Константиновки и района все смелее начали протестовать против порядков прогнившей «старой» системы, в частности, беспредела ГАИ. Говорят, эта структура облюбовала очередную схему по «законному» отъему денег у темных и необразованных автолюбителей с помощью новой фишки — штрафплощадки для временного задержания транспортных средств. Кроме социальных сетей, такие «тревожные» сигналы начали поступать и в редакцию «Провинции».

«С нечеловеческими штрафами за нарушения ПДД мы как-то готовы мириться, но с конца прошлого года появилась очередная навязанная услуга - помимо того, что за малейшую провинность на задержанного водителя составляется админпротокол, параллельно  проводится принудительная эвакуация его авто на штрафплощадку при ГАИ, - рассказывает водитель со стажем Виталий С. - А это ни много ни мало — около тысячи гривен сверх суммы официального штрафа. И за что? Работа частного эвакуатора, который два километра провез мою легковушку до штрафплощадки, обошлась в 720 гривен, еще около 150 гривен пришлось отлистать за «ответственное хранение транспортного средства» на платной стоянке. Авто пробыло там около получаса, пока я смотался в ближайшее отделение банка. И только после этого мне благосклонно позволили уехать «своим ходом». А еще подкололи: «Скажите спасибо, что не на выходной нарвались, тогда счет был бы в три раза больше».

Другие «пострадавшие» рассказывают, что поводом для принудительной эвакуации их транспорта были «неработающие лампочки», отсутствие талона ТО, незарегистрированная газовая установка и даже... отсутствие страховки. Но ни в одном из случаев, уверяют автолюбители (среди них оказались даже  немелкие чиновники городской и районной администраций), машина не мешала движению других участников дорожного движения, ее техническое состояние не несло никакой опасности для окружающих, а после оплаты штрафа уличенные в  «неблагонадежности» транспортные средства со спокойной совестью отпускались восвояси.  

История вопроса

С инициативой создания такого «спецмайданчика», помнится, несколько лет назад выступало руководство местного ГАИ. Мол, места, где можно хранить арестованные за нарушения или в качестве вещественных доказательств по уголовным делам машины, в городе нет. Поэтому задержанное «до выяснения» имущество приходится бросать чуть ли не под открытым небом. А потом, из-за отсутствия охраны из него могут безвозвратно пропасть (и говорят, такие случаи имели место) личные вещи автовладельцев или ни дай бог запчасти самих транспортных средств... Помнится, кузов автобуса «Урожай», который вследствие ДТП «убил» несколько пассажиров, больше года валялся прямо на заднем дворе бывшего райотдела...

Позже, городские чиновники, в помощь своим верным «стражам» дорожного порядка даже собрались было открыть подобную, естественно, платную стоянку на базе ГМКП «Коммунтранс». Но услышав размер предполагаемой «ставки» (10 гривен в сутки), руководство коммунального предприятия от такого «головняка» наотрез отказалось. После этого на официальном уровне все разговоры об упомянутом проекте затихли... И так было до недавнего времени, пока при МВД не был создан ряд спецефических государственных предприятий с близкими по названию, но совершенно разными по назначению структурами.

Своя кормушка ближе к телу

Как сообщают региональные интернет-издания, в Донецкой области большое распространение получило «многостаночное» ГП «Донбасс-Информ-Ресурс», его донецкий филиал, например, был замечен в сфере предоставления услуг по «ускоренному» оформлению загранпаспортов, а мариупольский - в проведении закупки дорогущих лако-красочных материалов для нанесения разметки на проезжей части автодорог. В Харьковской же области некое госпредприятие МВД "Информ-ресурсы" открыло ряд штрафных площадок, с которыми местное Управление ГАИ подписало договор о сотрудничестве. Отметим, что весной прошлого года по заявлению харьковчан их спевшийся тандем проверили контролирующие органы. Так, согласно выводу Антимонопольного комитета, 100% задержанных ГАИ автомобилей доставлялись на штрафплощадки фирмы МВД. Пользуясь монопольным положением, фирма, по собственному усмотрению, установила тариф в размере 150 гривен за сутки хранения автомобиля на штрафплощадке. И это при том, что средняя стоимость хранения авто на обычных местных стоянках в регионе составляла от 5 до 30 гривен. Рассмотрев данное дело, АМКУ пришел к выводу, что МВД нарушило Закон Украины "О защите экономической конкуренции" и  принял решение: оштрафовать фирму МВД "Информ-ресурсы" и обязать в течение двух месяцев установить экономически обоснованные тарифы на хранение задержанных транспортных средств. С учетом реальной рыночной цены, он должен был составить примерно 15 гривен в сутки, т.е. - в десять раз меньше, чем действовавший тариф МВД. Чем закончилось дело харьковских «майданчиковых» монополистов, неизвестно, зато в Константиновке подобный бизнес переживает процесс расцвета.  

Перенимаем опыт

По данным пресс-службы ГО МВД, был открыт свой филиал ГП МВД - специальная площадка временного задержания транспортных средств, правда, с несколько иным названием - ООО «Донецк-Информ-Ресурс», о которой мы упомянули в начале нашей публикации. Как сообщили наши коллеги из общественной организации «Дорожный контроль», схема работы филиалов этого предприятия по всем городам аналогична: «Есть информация, что у ГАИ существует негласное распоряжение, такой себе план: отправлять 2 авто в смену на стоянку под любым предлогом, причем эвакуируют авто только тех водителей, которые сами на это согласны. Временное задержание регламентируется Админкодексом — ст.265-2, в которой говорится о том, что в случае наличия оснований считать, что водителем совершены нарушения ПДД, работник ГАИ временно задерживает транспортное средство путем блокировки (о которой в Константиновке, видимо, даже не знают) или доставляет его для хранения на специальную площадку или стоянку (если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению), в т.ч. с помощью эвакуатора (в Константиновке эти услуги оказывают частные предприниматели — третьи участники схемы). Транспортное средство может быть временно задержано до решения дела об административном правонарушении, но не более трех суток с момента задержания. По окончании этого срока хозяин имеет право обратиться за получением временно задержанного транспортного средства. Такое обращение является обязательным для выполнения, независимо от стадии решения дела об административном правонарушении. При предоставлении такого обращения и возвращении собственнику временно задержанного ТС плата не взимается. И вот тут в ГАИ идут на хитрость, они действительно дают разрешение забрать авто, но на стоянке требуют оплату, говорят, что стоянка частная и они к ней отношения не имеют. Подобная схема действует по всей Украине. В таких городах, как наш, «откаты» могут исчисляться десятками, в крупных  - миллионами гривен! Важным моментом является то, что эвакуация на стоянку и хранение на стоянке - это услуга и оплачивать ее должен тот, кто ее заказывал — т.е. ГАИ».

Советы «бывалого»

За время своего существования «ДК» успело «собаку съесть» на защите прав автовладельцев.  Их юристы изучают массу противоречивых законодательных актов, связанных с деятельностью ГАИ и причастных к ней структур. Иногда дело доходит до судебных разбирательств. Не без помощи «Дорожного Контроля» сегодня каждый желающий может «грамотно» обратиться за помощью в прокуратуру, вышестоящие инстанции ГАИ, МВД и даже в суд. «Памятки» и готовые «болванки» заявлений активисты размещают на официальных страницах общественной организации в социальных сетях. «Как показывает практика, желание поскорей вернуть своего железного коня очень часто берет верх над возмущением и переживанием по поводу незаконно отобранных у вас денег, времени и испорченных нервов. Большинство из «пострадавших» от гаишного беспредела все это терпеливо выносят, получают своего четырёх- или двухколёсного «питомца» и пытаются поскорее забыть о пережитом, как о кошмарном сне, - рассказывают в «Дорожном Контроле». - Тем же, кто не желает «кормить» разбойников с большой дороги, советуем припарковать свой транспорт так, чтобы он не мешал движению остального транспорта, публично отказаться от услуг «эвакуатора» и «штрафплощадки» и по возможности снять процесс эвакуации и его действующих лиц на видео, а затем применять следующий алгоритм действий:

1) получить копии протокола и постановления о привлечении к ответственности, удостовериться, что на этих копиях можно что-либо прочесть и установить реквизиты сотрудника ГАИ, составившего эти бумаги; 2) написать на имя начальника ГАИ заявление  в 2-х экземплярах «О бесплатном, согласно ст.265-2 КУоАП возврате ТС. Важно подать такое заявление до оплаты навязанных услуг “хранения» и получения в ГАИ "разрешения" на возврат транспортного средства, зарегистрировать это заявление в приёмной начальника; 3) обжаловать штраф (постановление) и незаконные действия сотрудников ГАИ в горрайонном суде. Стоит помнить, что на обжалование штрафа установлен 10-дневный срок, а на обжалование “действий” - 6 месяцев. Поэтому лучше это делать, как минимум, двумя отдельными исками. При этом, обжалуя незаконность постановки ТС на штрафплощадку, можно и нужно заявлять требования о возмещении материального (согласно квитанциям) и морального ущерба/вреда, нанесённого незаконными действиями гаишника и Ко...; 4) обжаловать эти же самые незаконные действия вышестоящему начальству гаишника. Правда, на положительный результат такой жалобы рассчитывать не приходится, зато полученную отписку можно предоставить судье в подтверждение ущемления Ваших законных прав, свобод и интересов; 5) после того или параллельно с подачей искового заявления в суд, пишите заявление в прокуратуру о совершении уголовного преступления в порядке ст.214 УПК (в редакции от  2012 г.)».

Самая закрытая из открытых «госструктур»

Чтобы проверить доводы обиженных водителей и дорожных активистов, которые относятся к теме штрафплощадки явно не без раздражения, мы решили обратиться за коментариями к самим «виновникам» назревающего общественного недовольства.  Однако, несмотря на официальный статус «спецплощадки», узнать о том, как и по каким «ставкам» работает чудо-фирма ООО «Донецк-Информ-Ресурс» в нашем городе, журналистам «Провинции» так и не удалось. Начальник городского отделения ГАИ Александр Дрожак, узнав о теме предстоящего интервью, «перевел стрелки» на пресс-службу ГО МВД, которому недавно подчинили госавтоинспекцию. Ее руководитель П.Дьяченко отметил: «Наш горотдел ни с кем никаких договоров не подписывал. Это — компетенция областного управления ГАИ. У них есть договор с Государственным предприятием МВД. Наши инспектора ДПС через диспетчера дежурной части только вызывают на место задержания эвакуатор и выписывают протоколы об админнарушениях. Основания для изъятия автотранспортных средств прописаны в соответствующих статьях КоАП Украины. Что касается цен и условий выдачи машин владельцам - это внутреннее дело государственного предприятия, к деятельности которого мы не имеем никакого отношения».

Более того, нам не удалось выяснить, о каком объеме задержанных авто идет речь: нескольких десятках за год, или сотнях эвакуированных машин и мопедов в месяц. Эти цифры, якобы по техническим причинам, база ГАИ так и не смогла обобщить для обнародования в прессе.

Не кочегары и не плотники...

Когда же мы приехали на территорию «дислокации» самой дорогой в городе стоянки с абонементом стоимостью около 150 гривен в сутки, оказалось, что под своим теплым крылом ее радушно пригрела контора Константиновского ОГАИ, тщательно скрыв от посторонних глаз за высоким железным забором. Вход на территорию площадки, к нашему великому удивлению, перегородил бывший заместитель начальника ГАИ Василий Чуб. Кем сегодня числится этот уважаемый человек, — охранником или дворником — государственная тайна! Под чьей «крышей» трудится ООО, в котором он ведет себя как настоящий хозяин — тоже секрет (В квитанциях об оплате за «хранение» в графе «получатель» значится  именно ГП МВД «Донбасс-Информ-Ресурс»). Утруждать себя беседами с журналистами Василий Яковлевич тоже не стал — наверное, был очень занят «ответственным хранением» эвакуированного с константиновских дорог транспорта. Приложив к уху мобильный, докурил сигарету и гордо удалился за железный занавес. Такое его загадочное поведение еще больше наводит на мысль о том, что в «сплетнях» о сговоре ГАИ и хозяев «штрафмайданчиков» все же есть рациональное зерно. Смотрите сами: неброская вывеска содержит довольно скудную информацию, согласно которой наш штраф-майданчик никакое ни госпредприятие, а некое ООО. Пройти на его территорию невозможно. Ознакомиться с условием содержания задержанных авто и прейскурантом оказываемых услуг — негде! Телефонов и каких-либо реквизитов для связи с руководством — нет. Горотдел от предоставления запрошенных по ГАИ данных о количестве «эвакуированных» ТС — уклоняется... Наверное таки есть что скрывать от «бендеровцев», которые вот-вот придут из Киева!

О.Панина.