Старые ловушки для новых получателей жилищных субсидий

Наладить и упростить автоматическое назначение жилищных субсидий как можно большему количеству украинцев государство пытается на протяжении многих лет. Для удобства населения Константиновки сегодня представители всех без исключения служб города — Коммунтранса, Энергосбыта, Горгаза, Таеполосети и других — ежедневно работают в специальной приемной, оборудованной на территории УТиСЗн. Если в справках служб, предоставленных по запросу соцзащиты, и находятся ошибки, то по предъявлению человеком подтверждающих документов их исправляют здесь же, даже без участия самого заявителя (как, например, справка о составе семьи или объеме жилой площади). По крайней мере, так нас заверили в городском управлении труда и социальной защиты населения. Однако, как показывает практика, полностью исключить из процесса субсидирования проблемы, связанные с человеческим фактором и личной заинтересованностью предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг, не удалось и по сей день.

В этом на собственной шкуре убедился один из наших читателей, назовем его Анатолий С. Не желая ждать до 9 ноября, когда по отложенному на его имя талону все коммунальщики предоставят свои справки, он лично отправился во все причастные службы. Говорит, что увиденный бардак и откровенный беспредел тамошних клерков поверг его в глубокий шок. Оказалось, что половина из необходимых справок, выдаваемых людям абонотделами этих предприятий, мягко говоря, не соответствуют действительности. И при детальном изучении дают повод для неоднозначных выводов.

Без меня меня казнили

«Оказалось, что в одних справках я должник, в других по моему лицевому счету имеется переплата, - рассказывает Анатолий Васильевич. - Хорошо, что выяснилось это сейчас, пока у меня на руках есть все квитанции об оплате, а не через несколько лет, когда на мое имя будет выдан судебный приказ о взыскании несуществующей задолженности». Как известно, в связи с последними изменениями в порядке назначения субсидий, от своевременного решения «недоразумений» во взаиморасчетах абонент-служба законодатель устранил УТиСЗН, разрешив управлениям соцзащиты назначать субсидии даже при наличии задолженности по оплате потребленных услуг и в отсутствие договоров реструктуризации коммунальных долгов прошлых лет. За исключением злостных неплательщиков «обязательных» платежей, определенных субсидией. Их абонент должен аккуратно и своевременно вносить на счета коммунальных служб (остальное, в пределах установленных норм организациям-поставщикам компенсирует государство). В противном случае, коммунальщики-кредиторы могут ходатайствовать о приостановлении действия субсидии абоненту-нарушителю. Если последний не сможет доказать, что не платил за ЖКХ по уважительной причине (невыплата зарплаты и пр.), то субсидию и вовсе могут «снять». Получить право на реабилитацию такой абонент сможет только после полного погашения долгов по своим лицевым счетам.

Без вины виноватые

После нескольких дней скитания по различным службам, Анатолий Васильевич, как и его случайные друзья по несчастью и длинным очередям, уяснил, что причин для образования задолженности даже у самых добросовестных получателей субсидии существует масса. Несмотря на постоянно упрощаемую процедуру оформления этого вида государственной помощи, многие горожане до сих пор попадают в сети проворных коммунальщиков. «Справку в энергосбыте я получил очень странную. Оказалось, что во время прошлогодней субсидии я умудрился задолжать за свет около 50 гривен. Как мне сказали позже, этот долг возник по ошибке. По одной из версий абонотдела я не передавал показания счетчика, поэтому вместо нормы в 75 киловатт в одном месяце, мне ставили 20-50 на уровне летнего среднемесячного потребления, в другом увеличивали эту цифру до 120-150 киловатт, излишек которых я, по их версии, должен был доплачивать по полному тарифу. И это при том, что на руках у меня была распечатка справки для субсидии и мои личные квитанции с реальной оплатой, но с совершенно другими показаниями счетчика и количеством израсходованного света!»

В УтиСЗн подтвердили, что неоднократно выявляли факты, когда фактическое потребление света по официальной справке указанного предприятия часто оказывается гораздо меньше норм, предусмотренных субсидией. «Если по данным энергосбыта человек расходовал не по 75 киловатт света в месяц, положенных по норме, а к примеру 20-50, то получается, что мы переплатили за такого абонента. И эту разницу энергосбыт должен вернуть на счет УТиСЗН, - отметила С.Зубахина. - Если же в каком-то месяце РЭС не получит данных о количестве потребленной электроэнергии, то компенсацию по такому лицевому счету УТиСЗН вообще не произведет — нет законных оснований».

Ошибочка, извините, вышла...

В случае с водоканалом тоже случаются подобные оказии. Например, показания водяных счетчиков (как газовых и электрических) контролеры предприятия фиксируют один раз в 1,5-2 месяца, по мере попадания в закрытые двери абонентов. И они, естественно, могут быть в несколько раз больше тех, которые государство ежемесячно компенсирует за получателя в пределах установленных норм. Поэтому, к сумме обязательного платежа абонента автоматически может прибавиться задолженность за использованные излишки воды, причем, по полной их стоимости. Правда, эти факты абонент, в большинстве случаев, обнаруживает только в конце отопительного сезона, когда УТиСЗн сверяется со всеми коммунальными службами и делает перерасчет субсидии по фактическому потреблению услуг ЖКХ. «Здесь вообще интересная история получилась, - рассказывает Анатолий. - За пятнадцать минут, пока я ждал справку, услышал две версии состояния своего лицевого счета. Несмотря на то, что у меня нет счетчика и состав семьи с прошлого года не менялся, сначала мне сообщили, что я должен почти триста гривен. Когда начал делать сверку, выяснилось, что учет здесь ведется сразу по двум базам, по примеру двойной бухгалтерии. Так вот, уже через пять минут разбирательств, к моей радости и удивлению, всплыли какие-то прошлые перерасчеты, согласно которым водоканал сам должен мне целых 4 гривны! Но по какой-то причине этот факт «забыли» перенести в новую программу».

Совет эксперта

В общем, наш герой доказал: гарантии того, что вас минует перспектива перехода из рядов счастливых получателей госсубсидий в армию должников коммунальных служб, нет: «Даже если услуга, которая выставляется вам к оплате, как, например, квартплата или отопление, как в моем случае, практически отсутствует». Однако, как отмечают специалисты соцзащиты, субсидия все же может быть простой и приятной помощью государства. Но, есть несколько обязательных условий. «Даже если вы экономный пользователь и не можете израсходовать, например, слишком большой объем газа, электричества или воды, которые получаете по счетчику, и стоимость этих услуг меньше обязательной суммы платежа, указанной в назначенной вам субсидии, то не нужно стараться «выбрать» все без остатка. Просто нужно своевременно передавать реальные показания своих счетчиков в коммунальные службы и регулярно вносить свой обязательный платеж. Причем, в полном объеме. После окончания отопительного сезона все излишки и так называемые переплаты за коммунальные услуги службы выставят вам как авансовые платежи, которые вы сможете использовать в то время, когда не пользуетесь субсидией, - советует Светлана Владимировна. - Более того, новые правила назначения жилищных субсидий предусматривают своеобразное премирование для таких «экономных» получателей госпомощи. В конце каждого отопительного сезона наше управление подсчитает сумму экономии и учтет ее при следующем назначении субсидии. Если, например, размер ваших обязательных платежей за коммуналку в прошлом году был 10% от дохода семьи, то в следующем, в качестве бонуса за рачительность, его могут уменьшить пропорционально вашей экономии, например, до 9% и менее».

Как заработать на получателях субсидии

Главной проблемой, которая сегодня реально тормозит назначение госпомощи, по мнению специалистов отдела субсидий, остается коммерческий подход отдельных организаций к переоформлению лицевых счетов для получателей субсидии (владельцев жилья). С недавних пор в разряд «платных» эту процедуру перевели городской Энергосбыт (смена лицевого счета здесь стоит около 90 гривен) и Константиновский горгаз, требующий со своих новоиспеченных абонентов плату в сумме около 30 гривен. Тем, кто по каким-либо причинам не может оплатить обязательную процедуру, даже при наличии персонального договора с газоснабжающей организацией, справки на оформление субсидии не видать, как собственных ушей. Причем, повлиять на категоричных коммунальщиков сегодня не в силах ни один известный контролирующий орган в городе, - сожалеют в УТиСЗН. И никакие льготы и скидки в этом процессе не помогут нищим константиновским соискателям госпомощи по оплате услуг ЖКХ.

Подготовила О.Панина.