Итоги смертельного рейса «Урожая»

Итоги смертельного рейса «Урожая»10 апреля этого года Константиновским горрайонным судом под председательством судьи Лемищенко был вынесен приговор по делу о резонансном ДТП со смертельным исходом, которое произошло на пересечении улиц К.Маркса и Ленина осенью 2009 года. Недавно текст данного решения появился на сайте судебных решений.

Как уже сообщалось, в день, когда разбился злосчастный ПАЗик, следовавший по маршруту «Урожай», от полученных травм на месте скончались 52-летний мужчина (напарник шофёра, находившийся в салоне в качестве пассажира) и 60-летняя женщина. Кроме того, в результате ДТП тяжкие телесные повреждения получил 39-летний водитель и 69-летняя пассажирка, у остальных  пострадавших медики зафиксировали травмы средней и легкой степени тяжести.

Напомним, что престарелый автобус, давно справивший 20-летний юбилей, ранее, якобы, даже использовался в качестве катафалка. Согласно договору аренды с ЧП Роженко раритетный автобус эксплуатировал ЧП Михневский. И в день аварии, по показаниям механика предприятия (он же по совместительству — отец арендатора Михневского), да и самого обвиняемого, — автобус «Урожай» выщел на линию в абсолютно исправном состоянии.

Хотя судебные экспертизы установили наличие моральной и физической «усталости» смертоносного транспорта, а также обнаружили отсутствие в тормозных узлах машины целого перечня деталей, о чем, по мнению защиты, не мог не знать главный механик предприятия, - «крайним» в смерти двух человек назначили водителя. По заключению суда, именно он стал виновником трагедии. Почему? Главным образом потому, что (процитируем текст судебного решения):  «...при эксплуатации автобуса, у которого тормозная система не соответствовала техническим требованиям, предъявляемым заводом-изготовителем и выходным параметрам, а конструкция тормозной системы изменена, он (водитель) должен был отказаться от дальнейшего движения, так как данные технические неисправности создавали угрозу для безопасности движения, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена».

В общем, действия водителя суд квалифицировал  по ст. 286 ч. 3 УК Украины как нарушение правил безопасности дорожного движения, что повлекло за собой причинение средней тяжести телесных повреждений потерпевшим, а также гибель нескольких лиц.

При определении наказания обвиняемому (который, кстати, так и не признал своей вины), суд учел мнение потерпевших, которые просили не судить строго человека, который в результате ДТП сам стал инвалидом, и назначил водителю «Урожая» наказание в виде пяти лет лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года. С перевозчика же суд постановил взыскать лишь материальный и моральный вред, причиненный пострадавшим, который был оценен без малого в 140 тыс грн.

Интересный факт: несмотря на то, что автобус-убийца был официально застрахован, от выплат компенсаций пострадавшим страховая компания «Провидна» была освобождена. Представитель СК аргументировал это тем, что никаких заявлений о выплате страховых возмещений от потерпевших не поступало. Сам перевозчик, имея договор с СК, о факте наступления страхового события компанию по неизвестной причине не уведомил.

Возможно, эти и другие «интересные» факты удастся прояснить в ходе третьего рассмотрения «урожайного» дела. Ведь за 4 года со дня трагедии запутанное и неоднозначное дело дважды рассматривалось в Константиновском горрайонном суде. Его первое решение было успешно обжаловано и возвращено на дополнительное расследование. Со вторым вердиктом «Фемиды» в очередной раз оказались не согласны ни сам обвиняемый, ни его защитник. На последнее решение уже подана новая апелляционная жалоба.

P.S. Возможно, что описанное выше «козлоотпущение» станет показательным. Ведь для Константиновки это отнюдь не редкий случай, когда водители автобусов и других  средств передвижения соглашаются за сравнительно небольшую пайку батрачить на «экономных» хозяев, садясь за руль «отработанного» транспорта. Дилемма здесь простая — либо ты честно выполняешь требования ПДД и отказываешься от выезда на неисправном авто и теряешь дефицитную для Константиновки работу, либо с отмороженным видом с утра до ночи ходишь на острие Уголовного кодекса и возишь за спиной 15-20 ни о чем не подозревающих потенциальных трупов...

О.Окунева.