Экстрим на дорогах, или Мужские игры-2

В офисе раздается телефонный звонок.

— Скажите, сколько стоит курс контраварийной подготовки?

— Три с половиной тысячи гривен.

— А чем мы будем заниматься?

— Мы научим вас правильно рулить и сидеть.

— Смешно.

— Мне тоже, но с этого все начинается. Нельзя написать сочинение, не зная алфавита...

Разговор инструктора по телефону продолжался. Когда он закончился, я спросила:

— Таня, расскажи, пожалуйста, для чего обычные водители посещают курсы экстремального вождения? Я понимаю, что экстрим интересен спортсменам во время гонок, но на дорогах общего пользования особенно не погоняешь…

— Как раз выражение «экстремальное вождение» можно смело применять к дорогам общего пользования. Особенно, когда выезжают на дорогу «туфельки» и «У» или вообще водители без опознавательных знаков. Там может случиться что угодно. И для того, чтобы уберечь себя в таких условиях, нужны определенные навыки. Это навыки контраварийной подготовки.

Горе-инструктор

— Но разве в обычных автошколах ДОСААФ не обучают как правильно выходить из экстремальной ситуации?..

— Тогда у меня к тебе встречный вопрос. Чему инструктор обычной школы может научить начинающего водителя, если он сам — обычный водитель, имеет ряд своих ошибок. И этим же ошибкам учит начинающего водителя. Он сам не попадал в неординарные ситуации, и слава Богу, но он не знает, где грань возможности машины. Если честно, я бы с удовольствием протестировала этих «горе-инструкторов». Хватит уже дураков на дороги выпускать.

На грани

— Скажи, инструкторы школ контраварийной подготовки — это спортсмены?

— Да. Ведь экстремальное вождение возможно только в автоспорте. На закрытых дорогах. Задача спортсмена — проехать на максимальной скорости, когда автомобиль на грани. Пилот чувствует эту грань, чтобы довести машину до финиша. Мы знаем эту грань и делимся этими знаниями.

— Расскажи, чему конкретно и по какому принципу обучаются водители в школах контраварийной подготовки.

— Мы просто имитируем в безопасных условиях экстремальные ситуации, которые могут случаться на дорогах. У человека, побывавшего в такой ситуации несколько раз, появляются навыки, зафиксированные на уровне мышечной памяти.

— Это как игра на пианино, даже если ты давно не играл, руки и через 10 лет «вспомнят», как это делать?..

— Да. Только здесь мы еще отрабатываем реакцию водителя. Имея навыки и хорошую реакцию, водитель всегда среагирует быстро и правильно. И главное, он уже раскрепощен психологически.

Как спасти свою жизнь

— Сегодня на полигоне я видела, как водители из одной и той же предлагаемой ситуации выруливают каждый раз по‑новому.

— Из любой ситуации можно найти более безопасный способ выхода. Рассмотрим городскую езду. Например, кто‑то выскакивает и «подрезает». Человек, который ни разу не был в такой ситуации, однозначно давит на педаль тормоза. Это для него единственная педаль, которая является спасением жизни и сохранности автомобиля. Но не всегда это так. Оказывается, когда человек в момент испуга давит на тормоз, он не контролирует силу нажатия. Тогда он просто блокирует колеса, и автомобиль с заблокированными колесами юзом сунется по асфальту. А если это скользкое покрытие, как бывает зимой, тогда тормозной путь еще больше увеличивается, и автомобиль едет прямо в препятствие. Иногда на скользком покрытии автомобиль просто глохнет. А есть много выходов из этой ситуации. В первую очередь мозг должен работать, как объехать это препятствие. Если не получается объехать, нужно в доли секунды среагировать, чтобы минимизировать удар, и сделать его как можно безопасней. Последствия лобового удара намного печальней, чем бокового. За секунды нужно успеть развернуть машину «не своей» стороной. Или, наоборот, нажать на газ и натянуть ручник, чтобы развернуть машину и удариться задом. Если рядом сидит пассажир, — ты разбиваешь зад машины, но обеспечиваешь сохранность жизни.

Как не уставать за рулем автомобиля

— Как правильно сидеть, чтобы не уставать за рулем?

— Перед гонкой, чтобы правильно сесть за руль, спортсмен иногда тратит на это 3‑5 часов, чтобы потом правильно управлять автомобилем, чтобы было достаточно сил и времени повернуть руль… Выставить сиденье и сесть — это очень серьезный подход. Если ты неправильно сидишь — ты не поедешь быстро и не будешь готов к непредвиденной ситуации. На полигоне это доказывается. Если человек сидит неправильно, он не может справиться с заданием. Только делаем посадку правильной, — он по‑другому себя ведет. Когда приезжает человек с опытом вождения, мы начинаем с посадки и правильного обращения с рулевым колесом. Это кажется смешным. Типа, «чему вы меня учите». Обычно мы показываем наглядно. Даем задание, и водитель со стажем не может его выполнить. Только тогда мы показываем человеку как правильно сидеть, как держать руль… И человек после 20‑летнего опыта вождения удивляется: «Как я не делал этого 20 лет?»

А поговорить?

— Обычно водители на дороге, за рулем своей машины, постоянно высказывают претензии вдогонку другим водителям. Которые их, конечно, не слышат. Что тебе обычно хочется сказать водителям на дорогах?

— Иногда хочется стать на светофоре, взять рупор и кричать: «Не будьте дураками! Уважайте себя! Научитесь и будьте нормальными водителями. Что вы вешаете эти «туфельки» на машину, как продавцы обуви!» Ну, это когда сильно уже разойдусь. А вообще — желаю всем бдительности!!!

Примечания:
Знак «туфелька» — женщина за рулем.
«У» — ученик за рулем.

С уважением, Лариса Куриленко.