Финансовое благополучие, или Где взять денег?

«Если в первом акте на сцене висит ружье, то в третьем акте оно обязательно выстрелит!»

Сегодня я прокомментирую ответы, которые читатели прислали в редакцию на вопрос - «Что в нашей семье говорили о деньгах мои родители?» из теста, опубликованного в «Провинции» от 30 января.

На вопрос - «Где взять денег?» можно ответить просто - «В детстве!». И это будет почти правдой. Мы «программируемся» ещё в детстве. Происходит это так: случается ситуация, появляется оценка ситуации (слова, фразы близких нам людей), потом «включаются» наши эмоции, переживания по этому поводу, и как результат - наши выводы и обобщения, которые превращаются в убеждения, влияющие на нашу жизнь. Например, ребенок нашёл деньги, обрадовался, прибежал к маме и с радостью показывает ей находку. Обычная реакция родителей в лучшем случае: «Фу, выбрось, они грязные, поднимать деньги - это плохо!», «Где взял, - туда и отнеси!», «Ты что, украл их?». В худшем варианте ещё и «наподдадут» по «мягкому» месту или по рукам. В результате – «буря» эмоций, и будущий гражданин с «установкой» - «деньги – это плохо и грязно», готов!

Вот так складывается у ребёнка определённое отношение к деньгам. Сюда ещё можно добавить постоянные разговоры в семье: «богатые люди - жадные и бездуховные», «денег нет», «это дорого и не для нас», «нам это не по карману». И вот ребёнку уже лет 18-70, а у него в голове внутренний конфликт между мыслями: «деньги - это плохо, это деградация» и «деньги - это хорошо, это новые возможности». Ну а теперь обещанные комментарии к ответам:

Неэффективные убеждения, которые могут иметь место:

1. «Есть деньги - есть будущее», другими словами, «нет денег - нет будущего» - это весьма опасное убеждение. Будущее должно быть связано с мечтой, с целью, с нашими желаниями, способностями, наклонностями и чертами характера. Ректор одного из юридических университетов 15 лет подряд на выпускном вечере спрашивал студентов: «Кто знает, чем он будет заниматься и чем владеть через 10-15 лет?». Обычно из курса в 100 человек только 2-3 студента отвечали внятно и конкретно чего они хотят и как видят своё будущее. Все, кто отвечал на этот вопрос четко, как раз и достигали своих целей, становясь успешными юристами, адвокатами, открывшими впоследствии свои юридические компании, – о чем он узнавал на встречах выпускников. Выводы делайте сами.

2. «Деньги трудно зарабатывать». Результаты убеждения, что деньги даются «потом и кровью» - работа трудная, задержки заработной платы, всем выплатили легко, а вам опять с трудом, то есть фактически, всегда, перед тем как получить деньги, будут трудности, и чем больше сумма, – тем больше преград надо будет преодолеть. В этом случае надо «тренировать» убеждение «Деньги приходят легко». Для начала начните «ловить» свои мысли каждый раз, когда появляется слово «трудно». Второе - начните менять слово «трудно» на слово «легко». «Жить легко, вставать легко, делать легко, зарабатывать легко, учиться легко, меняться легко, запоминать легко, деньги – это легко!».

3. «Папа отдает маме свою зарплату». Кто в семье «владеет» деньгами и их распределяет, - у того «в руках» контроль и ответственность. А это исключительно мужские функции. Если контроль и ответственность находится у женщины, это «умаляет» мужскую роль в семье. Женщина может предлагать, как распределять деньги, но окончательное решение должен принимать мужчина. Вспомните такие семьи, - и вы сами убедитесь в правильности сказанного. Со мной могут не согласиться, но тогда у меня встречный аргумент - «Покажите мне хоть одну женщину, успешную в бизнесе, с утра до вечера решающую «вопросы» и при этом счастливую в семье? Женщина в бизнесе может быть «идейным, творческим вдохновителем», но никак не основной «добытчицей, решающей вопросы».

Эффективные убеждения:

1. «Нам хватает, но ещё немного не помешало бы, например, для образования, отдыха и помощи другим. Подрабатывать не стыдно». Такое убеждение формирует настрой на позитивные цели, на уважение к любому труду, и денег действительно будет достаточно.

2. «Нужно правильно распределять». Эта установка создает настрой, что деньги - это инструмент для достижения целей, если их правильно распределить.

Тенденция в ответах – чем младше тестируемый, тем большая зависимость от денег и явный настрой на работу, а не на любимое дело. Заметьте: те, кто «идёт своим путём» и занимается своим любимым делом, чаще всего не имеют проблем с деньгами, в отличие от тех, кто ходит на нелюбимую работу.

Советы: начните своих детей «программировать» на успешное будущее. Например: «Какой ты молодец, что нашел деньги, что ты с ними сделаешь?», «Делай то, что любишь», «Ты сможешь», «У тебя получится», «Ты талантлив».

А для того, чтобы выявить свои бессознательные убеждения, связанные с деньгами, можете провести самостоятельное исследование. Возьмите лист бумаги, напишите слово «деньги», а потом подряд все то, что приходит в голову, все свои ассоциации, особенно детские. Отбросьте желание правильно написать и пишите все подряд. Если вам удастся написать более 50-60 ответов, то последние 10-15 и будут основными глубинными убеждениями, помогающими или мешающими вам иметь деньги в достаточном количестве. Потом отметьте красным всё то, что программирует Вас на «бедность». И вот эти-то убеждения и имеет смысл изменить, так как моральные ценности и нормы, прочно сидящие в наших головах, влияют на то, придут к нам деньги или нет.

Людмила Таргонская, психолог.

Продолжение следует. В следующем номере - комментарии к ответу «Как я распоряжался своими карманными деньгами?»