«Мне нравится учить детей преодолевать себя»

Этого человека в толпе не проглядеть — богатырский рост, длинные волосы, окладистая «ноевская» борода и доброе лицо. При этом, вопреки возбуждаемому всеобщему любопытству, чужого внимания он не любит, скромен и непритязателен. «Да зачем обо мне писать, у нас в школе полно прекрасных педагогов», — мягко упрекает журналистов главный герой.

Мастеров, бесспорно, много, но такую яркую личность пропустить просто невозможно. Речь идет о тренере Константиновской детско-юношеской спортивной школы Станиславе Юрьевиче Асоскове.

По его собственному утверждению, все его жизненные «университеты» умещаются в одно слово — спорт. Занимался им с детства. Богатырская стать Станиславу Юрьевичу дана изначально, даже при рождении он весил 6 кг. А вот о спорте маленький Стасик вначале и не думал, пока его, по рекомендации врачей, в десятилетнем возрасте не привела в баскетбольную секцию мама. Старший брат тоже постоянно вытягивал младшего на всякие дворовые состязания — по боксу, борьбе, которые сантуриновская молодежь тогда организовывала по собственной инициативе. И все равно, вначале он собирался идти по стопам отца-ветеринара, которому помогал еще школьником. «Но заниматься у таких педагогов, как тренер-баскетболист Константин Марьяненко, а позже легкоатлет Валентин Кононов, и особенно Виктор Поликарпович Чалый, через сердце и руки которого прошли тысячи константиновских спортсменов, и не стать профессионалом, — просто невозможно». Собственные спортивные достижения у Стаса были немалыми — был участником и призером множества юношеских турниров по толканию ядра и метанию диска, объездил половину Союза. А когда пришел момент выбирать профессиональную стезю, поступил в Ворошиловградский педагогический институт на факультет физвоспитания.

Распределили свежеиспеченного тренера в родную Константиновку, и с того далекого дня 1976 года началась его педагогическая биография в ДЮСШ, которая тогда еще базировалась в спортзале Химического завода. «Коллектив у нас в школе прекрасный, слаженный. Чего мы только за эти годы не пережили — и советское изобилие финансирования, и полугодовое отсутствие зарплаты, и отопления в манеже в бурные 90‑е», — рассказывает Станислав Асосков. Тренерской работой он не ограничивается, работает учителем физкультуры в ОШ № 9. За свой почти 35‑летний тренерский стаж Станислав Юрьевич не сделал только одного — не подсчитал хотя бы примерно, сколько же он воспитал чемпионов. «Для меня не так уж это и важно. Главное, чтобы дети были здоровыми и крепкими. Мне нравится учить их преодолевать себя. Сверхзадача ДЮСШ — это оздоровление, ведь кроме чемпионов, нужны просто здоровые люди — токари, пекари, электрики, здоровые врачи и педагоги».

Периодически взрослый, умудренный опытом человек читает детские книжки, смотрит фильмы, которые хвалят его подопечные, старается слушать их музыку, даже жаргон подростковый не ленится изучать. Как поясняет Станислав Асосков, — это все часть педагогики, хорошему тренеру просто жизненно необходимо быть со своими учениками на одной волне.

Опыт уже давно позволяет ему иметь собственное, отличное от чиновничьих директив, мнение. Спросила о целесообразности теста Руфье в школах (определение состояния организма в зависимости от физической нагрузки), — ругается. «Два года назад Кабмин отменил то, что было полезным, снизили нормативы на уроках физкультуры, я считаю, до минимума. Наши дети не так больны, как кажется, это все перестраховка. По этому тесту даны нормативы для взрослых, а не для детей, у которых в 12 лет просто не может быть пульс 60 ударов в минуту — он выше. У меня в школе после пробы Руфье 30 % детей 5‑11 классов отнесли к специальной медицинской группе с щадящей нагрузкой. Это значит, с них хватит того, что они просто приходят на урок, одевают форму и ничего не делают. 50 % детей после теста отнесли к подготовительной группе, это — щадящий режим, и после таких слов перепуганные родители вообще запрещают им заниматься физкультурой, и только 20 % тех, кто принадлежит к основной медицинской группе, то есть могут заниматься физкультурой полноценно. Но какой прок здоровью от отсутствия нагрузки? В тоже время тест не выявляет тех, у кого действительно серьезные проблемы — диабет или эпилепсия, например. У детей сейчас во многом убито желание быть здоровыми».

Конкретных рекомендаций как самостоятельно оздоровить своего ребенка, Станислав Юрьевич давать не стал, говорит, на этот счет полно литературы и вообще, это дело индивидуальное. Но главный совет родителям он все же высказал — обязательно следить за осанкой ребенка, да и за своей тоже. Она — основа здоровья.

Кстати, свое время тренер С. Асосков распределяет в соответствии с постулатом «все лучшее — детям». За весь педагогический стаж у него никогда не было обычного отпуска. От орущих, шалящих, подвижных детей не устает практически никогда — каждое лето все три месяца проводит в качестве физрука детского оздоровительного лагеря. За 35 лет карьеры перебывал практически во всех пионерлагерях константиновских заводов, сейчас он член штаба областного совета профсоюзов по оздоровлению. Читает лекции по физическому образованию, проводит семинары и учебу с начальниками детских лагерей и вожатыми. Но все равно, как только приходит июнь, — отбывает в Урзуф, в «Юный моряк» — лагерь Мариупольского государственного порта, — руководителем по физвоспитанию, и так 10 лет подряд. Таким вот макаром, вместе с тренером, его воспитанники по ДЮСШ тоже там бывают, некоторые — по путевкам, а многие уже и в качестве вожатых. Здесь Станислав Юрьевич известен и в другом своем амплуа — самодеятельного актера. Две главных роли значатся за ним «железно», на летних праздниках он — непревзойденный Нептун, а на новогодних — самый настоящий Дед Мороз, замены которому найти невозможно. В этом году спектакль состоится снова, во всяком случае, сценарий новогоднего празднества Станиславу Асоскову уже прислали.

В. Гейзер.