Сага о детях. Часть 1

Детей учит то, что их окружает...
Мария Монтессори

Не простой сентябрь на дворе. Начало учебного года. Начало осени. Годовщина начала второй мировой войны. И, скорее всего, начало третьей. А также 144 года со Дня Рождения педагога-гуманиста Марии Монтессори.

Интересно, что рассказывали первоклассникам на первом уроке 1 сентября 2014 года в школах города Константиновка? Отрабатывали зарплату или говорили об Украине от души? Как по мне, так процентов 70-80 отрабатывают зарплату. И только 20-30% учителей находятся на своём месте, посвятив свою жизнь своей мечте. А ведь родители, «сдавая» детей в школу, надеются на хорошее воспитание и высокий уровень образования. Дорогие мои родители, смею вас заверить, что ребенок получит в школе массу полезной информации по всем предметам, но так не получит ответы на вопросы «КАК ЖИТЬ, ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ?» или получит их от таких «авторитетов», которые для вас авторитетами не являются. А так как «спасение утопающих» дело рук самих утопающих, то я позволю себе прокомментировать в серии статей, посвященных родителям, 19 заповедей Марии Монтессори о воспитания детей.

Но для начала, расскажу, откуда «растут ноги» у желания написать о детях. Обратилась ко мне недавно мама десятилетней девочки с проблемой: «Что делать?!» – ребёнок ругает школу, учиться не хочет, врёт, постоянно смотрит телевизор и играет в компьютер. Общаюсь с ребёнком – красивая, статная девочка. К тому же — умная, целеустремленная, искренняя, открытая, умеющая откровенно говорить то, что думает, невзирая на лица/авторитеты и глядя в глаза. Смотрю я на неё, и понимаю, что такой ребёнок – это действительно проблема для обычных родителей. Так откуда же нежелание учиться, вранье и желание сбежать от действительности в телевизор и компьютер? Догадайтесь с трех раз.

После общения с девочкой мной был вынесен вердикт – учиться неинтересно, так как не у кого – «они неинтересные, скучные» («они» — это учителя). Представляю «праведный» гнев учителей – «Ещё чего! Мы что им, нравиться должны? Мы и так с утра до ночи за 1000 грн. Это они должны учиться!». Моя мама, учительница с 50-ти летним стажем и завуч, часто говорила так: «Если я перед каждым буду «корячиться», то во что тогда школа превратится?». Вот ребенок и находит место, где интересней и не скучно и где перед ним «корячатся». Раньше это была улица, а теперь телевизор и компьютер. Вот где можно по настоящему отвлечься от «говорим одно, делаем другое», то есть от лжи, которую чувствует ребёнок, а также сбежать от «регламентов» и ограничений, которые постоянно накладывают родители и учителя. Так что всё закончилось весьма «плачевно» для обратившейся мамы – теперь работаю с ней. И начали мы с ней разговор о том, что ребёнок или «списывает» образ жизни с родителей, учителей, или протестует против этого образа жизни своими детскими способами. Как говорится, «по образу и подобию».

Обещанные 19 заповедей гласят:

1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.
5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя любимым – он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке — в итоге, плохому не останется места.
15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел
18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

В своих последующих статьях я подробно и с примерами прокомментирую каждое правило. И если так станется, что хоть в отношении одного ребенка родители и учителя начнут придерживаться хотя бы половины этих заповедей, я буду считать, что моя жизнь прожита не зря.

Людмила Таргонская.

Мария Монтессори — итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Родилась 31 августа 1870 года в Италии. Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это советский педагог Антон Макаренко, американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори.