Маленький юбилей большой реформы

Каждому из нас хотелось бы максимально защитить себя и своих близких, быть уверенным в завтрашнем дне, вне зависимости от внезапных капризов судьбы. До сих пор гарантом нашей финансовой безопасности в преклонные годы было государство, но вскоре все может измениться. Что нас ждет?

До сих пор многие наши сограждане продолжают надеяться, что именно государство сможет дать им достойное пенсионное обеспечение. К сожалению, это пустые надежды. В условиях сложившейся демографической ситуации государственная солидарная пенсионная система уже не может функционировать эффективно, как бы этого нам ни хотелось.

Темпы старения населения создают малоутешительную перспективу. Сейчас на пенсию стали выходить люди, рожденные в 50‑е годы. Тогда в семье было, в среднем, по 4‑6 детей. А трудятся сейчас люди, родившиеся в 60‑80‑е годы. В этот период в семьях уже было по 1‑2 ребенка. Налицо ситуация резкого увеличения числа пенсионеров. Ныне в Украине на одного работающего приходится один пенсионер. Но один работающий не может «прокормить» одного пенсионера. Отрицательное влияние демографической ситуации усиливается проблемами экономического и социального характера.

Действующая солидарная система пенсионного обеспечения стала экономически неэффективной. В сложившейся ситуации правительство вынуждено проводить пенсионную реформу. В связи с этим,  еще в 2003 году были приняты законы «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении». В отдаленной, но очень радужной перспективе они рисовали нашим гражданам аж три источника пенсионных выплат: Пенсионный фонд (общеобязательная солидарная система), Накопительный фонд (общеобязательная накопительная система) и негосударственная добровольная накопительная система.

Предусматривается переход из единой солидарной (распределительной) государственной пенсионной системы на трехуровневую пенсионную систему.

Солидарная (распределительная) система состоит в обеспечении, с одной стороны, базовых принципов социального равенства, одинаковых для всех, защиты от бедности в старости, а с другой стороны — в ликвидации социальных различий, льгот и привилегий.

Обязательная накопительная система предусматривает, что все работники обязаны откладывать часть заработанных средств на старость и вносить ее в Накопительный пенсионный фонд. После достижения пенсионного возраста каждый будет получать дополнительно к выплатам по солидарной системе пенсию из обязательной накопительной системы.

Система негосударственного пенсионного обеспечения рассчитана на работодателей и работников, которые хотят и могут создать дополнительные накопления на старость по собственной инициативе.

Прошел без малого десяток лет, но из трех обещанных уровней до сих пор работают только первый и третий.

В 2005 году правительство пыталось более серьезно подойти к скорейшему внедрению второго уровня, издав Постановление «Об утверждении стратегии развития пенсионной системы». И хотя хорошее дело осталось лишь на бумаге, мы можем уже отмечать небольшой юбилей большой пенсионной реформы, конца которой, к сожалению, не видно.

Осенью 2009 года Кабмин Тимошенко таки принял Концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы на период с 2010 по 2017 годы. Разбив указанный период на два этапа и красиво расписав «социально-ориентированные» задачи, экс-премьер умыла руки и отправилась готовиться к выборам, так и не сделав ни одного шага в обозначенном направлении.

Играясь в выборы и на ходу изображая все более изощренные механизмы подкупа электората, Украина в упор не хотела думать о будущем. Лишь изредка энтузиасты смахивали пыль с пожелтевших стратегий и концепций пенсионной реформы.

В 2010‑м, когда каждая пятая гривна крайне дефицитного бюджета стала идти на латание дыр в еще более дефицитном Пенсионном фонде, откладывать перемены стало невозможно. Однако, и тут исхитрились бы отложить, если бы не МВФ и острая нужда в его деньгах. И теперь мы имеем то, что имеем — жесткие требования МВФ.

А ведь мало кто знает, что еще в 2006 году было известно, что у грядущей пенсионной реформы — «женское» лицо. Уже тогда был разработан законопроект о повышении пенсионного возраста для женщин — ежегодно на три месяца в течение 20 лет. Как видим, подготовку начали загодя, ведь стартовать повышение должно было в 2009‑м (женщины 1954 года рождения), а заканчиваться — лишь в 2028‑м. Тогда страна могла позволить себе столь медленные темпы. Серьезных проблем с бюджетом ПФ не было, да и с госбюджетом тоже — мы успешно доедали деньги от повторной продажи «Криворожстали». Предлагалось также поэтапное, с шагом в три месяца за год, повышение «женского» страхового стажа, необходимого для получения пенсии по возрасту, — с 20 до 25 лет. Увы, документу не суждено было пройти даже Кабмин. Так что нынешняя попытка — вторая. Но, поскольку ситуация теперь без преувеличения критическая, предлагается повышать пенсионный возраст на шесть месяцев за год. А страховой стаж (т. е. период, за который уплачены взносы в Пенсионный фонд) — одномоментно на целых десять лет. Для женщин с нынешних 20 до 30 лет, для мужчин — с 25 до 35 лет.

К чему вся эта история? Можно называть уважительные причины, и они, безусловно, существуют. Поэтому повышение следует понять и принять. Ведь в случае срыва этой попытки, условия новой, третьей по счету, будут куда жестче. И кто знает, если мы сегодня отбросим шанс, — может, придется действовать по методу Грузии и других стран, за одну ночь повысивших пенсионный возраст сразу на пять лет.

Людмила Панченко, член НСЖУ.