О чем молчит ПФУ?

Что понял мир, но не хотим понимать мы


«Государственных денег» на всех не хватает и никогда не хватит. Даже если в ПФУ будут работать самые честные в мире чиновники, государство не сможет обеспечить пенсию на уровне 70‑80 % средней заработной платы работающих, как того требуют, например, стандарты стран ЕС. И не только Украина не может обеспечить. Никакая страна мира не способна это сделать в рамках так называемой солидарной (государственной) системы пенсионного обеспечения.

И мир, и Европа еще в 1980 — начале 1990‑х поняли, что солидарная система навсегда перестала обеспечивать приличный уровень жизни (население этих стран стареет так же, как и наше).

В 1994 г. Мировой банк проанализировал ситуацию и обосновал: солидарная система любой страны не может и не должна полностью обеспечивать безбедную старость своим гражданам. Только в рамках трехуровневой системы можно сбалансировать нужды общества в целом и каждого человека. Эта система должна базироваться на трех китах: первый — государственная обязательная система социального обеспечения (см. нижний рис.); второй — система обязательных персонифицированных накоплений каждого гражданина; третий — добровольные накопления, стимулированные серьезными налоговыми льготами (которые вместе с первыми двумя компонентами дают пенсию в размере от 70 % и выше средней по стране зарплаты).

В Украине, например, первый и третий уровни сейчас действуют, хотя первый «трещит по швам». Взносы в негосударственные пенсионные фонды, которые являются единственными участниками третьего уровня, в 2009 г. возросли более чем вдвое. Участниками негосударственных пенсионных фондов в Украине стало более полумиллиона человек. А вот накопительная система до сих пор остается на бумаге. Второй уровень пенсионного обеспечения предусматривает распределение пенсионного взноса работающего украинца на две части, одна из которых поступает в солидарную систему, а другая (2‑7 % от зарплаты) — на индивидуальные счета накопительной системы. И если раньше правительство обещало ввести накопительный уровень с 1 января 2007 г., а потом с 1 января 2009 г., то одобренная недавно Кабмином концепция проведения пенсионной реформы определяет новую дату: 2017 г.
 

Прогнозы оставляют желать лучшего


Исследование, проведенное Мировым банком в 2007 г., прогнозирует, что до 2025 г. население Украины сократится на 24 %, или на 12 млн чел. Это наиболее плохой показатель среди стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР. Такое существенное уменьшение численности населения нашей страны связано как с естественными факторами, так и со значительной эмиграцией наиболее продуктивной части украинского общества в более развитые страны мира (США, Канаду, страны Европы, Россию).

Однако уменьшение численности населения является не настолько острой социально‑демографической проблемой, как трансформация его возрастной структуры, в частности рост удельного веса лиц старших возрастных групп. Этот процесс, который в научной литературе получил название «старение населения», с одной стороны, может быть закономерным результатом положительной тенденции — увеличение продолжительности жизни людей. Но, с другой стороны, высокий уровень старения нации приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям, особенно это касается стран с невысоким уровнем жизни, таких, например, как Украина.

По данным мировой социально‑демографической статистики, в период с 2005 по 2030 гг. пенсионного возраста достигнут люди послевоенного поколения, на которое пришелся бум рождаемости. И вдобавок, довольно ясно проявляются общеевропейские тенденции снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. В итоге, если сегодня лица старше 65‑ти лет составляют 16 % населения Европы, то согласно демографическому прогнозу ООН, к 2030 г. их доля вырастет приблизительно до 25 %, а к 2050 г. — до 28 %.

Кто‑то должен будет обеспечивать этим людям (в принципе, это тем, кому сегодня 30‑50 лет) пенсии.

Как отмечается в исследовании Мирового банка, в 2025 г. удельный вес граждан в возрасте больше 65 лет будет составлять около 20 % населения Украины (в 2000 г. эта категория населения насчитывала 14 %). Это немного меньше, чем прогнозируется, например, в Словении (23 %), Хорватии (22 %), Чешской Республике (22 %), Болгарии (21 %), Венгрии (21 %) и Польше (21 %). Но есть одно «но»: у них уже сформировался рынок негосударственного пенсионного обеспечения, а у нас — началась лишь стадия формирования, и то крайне медленно.
 

Кто решит наши проблемы, кроме нас самих?


Правительства стран Европы и США поддерживают альтернативные пенсионные системы, когда бремя расходов перекладывается с плеч государства на самих пенсионеров: на протяжении всей трудовой жизни работник откладывает определенную сумму на индивидуальный пенсионный счет. Плательщиком может выступить и его работодатель. Правительство часто предоставляет в таких случаях налоговые льготы. В Германии вообще есть специальные гранты для оплаты пенсионных вкладов, предназначенных для семей с низким уровнем дохода. В Австралии и Норвегии частная накопительная система уже стала обязательной, в результате чего пенсионеры меньше пострадали от кризиса.

В официальных документах ЕС установлены конкретные задачи перехода к 2020 г. на новые конструкции пенсионных схем. Предполагается, что за этот период доля в пенсионных выплатах солидарной системы снизится с 84 до 64 %; несколько возрастет накопительный компонент — с 12 до 29 %, а незначительная сегодня доля добровольного негосударственного пенсионного страхования возрастет втрое — с 1,5 до 4,5 %.

А что сделал каждый из вас для того, чтобы после 60 лет не «сидеть» на шее у собственных детей, получая копейки от государства?

Анна Плешакова, заместитель директора «Южный Фондовый Магазин», Виталий Мельничук, вице-президент инвестиционной компании «КИНТО». Газета «Портмоне» №5 от 16.03.10.


 

 
 
Современные сбалансированные трехуровневые пенсионные системы


 

60 процентов зарплат — «теневые»


Одной из главных задач, стоящих сейчас перед управлением Пенсионного фонда Украины в Константиновке, является легализация занятости населения города и выведения зарплат людей «из тени». Особенно остро эта проблема проявилась во время кризиса - бизнес любыми способами пытается  сократить свои расходы на оплату налогов и взносов в социальные фонды.  Понятие нелегальной  зарплаты известно с 90-х годов, когда люди работали  без записи в трудовой книжке и без каких-либо социальных гарантий, иногда целиком  получая заработную плату «в конвертах». Сейчас, когда предприятия лишились прежних объемов производства, а  люди — средств к существованию, явление стало почти повсеместным, а работа «в тени», кажется, вполне устраивает и работников и работодателей. Такая теневая схема выплат ассоциируется у всех участников  хозяйствования с увеличением доходов. Но соглашаясь на это, люди обделяют сами себя.

Например, сейчас в городском ПФУ масса вынужденных отказов в перерасчете пенсии работающим пенсионерам за последние два года. Происходит это потому, что коэффициент их заработка очень низок (зарплата  не показывается  полностью) и размер его гораздо ниже, чем средний по Украине. То есть  пенсионер, отработав 2 года, делает себе перерасчет только по стажу, добавляя несколько  процентов, и вся его прибавка к пенсии составит всего пару гривен.

Ситуация хорошо иллюстрируется данными, которые получает ПФ. Анализ отчетности страхователей (т.е. работодателей) по нашему городу четко показал резкое уменьшение числа застрахованных лиц за прошлый год - число работников с легальной заработной платой у нас  сократилось на 6 тысяч человек. Объясняется это уменьшением экономически активных субъектов хозяйствования. Количество самих страхователей за прошлый год  сократилось на 93 лица и большая часть из них — лица юридические.  Для назначения пенсий  страхователи предоставили в ПФУ в течение 2009 года на 1500 индивидуальных сведений меньше. Сократилось число застрахованных лиц почти на всех предприятиях города.  Константиновский государственный химзавод уменьшил число поданных нам индивидуальных данных на 460 человек, ТК «Кристалл» - на 550, ООО «Стройстекло» - на 1070, ЗАО ПО «Конти» — на 200 лиц. Растет число страхователей, начисляющих своим сотрудникам минимальную заработную плату или даже ниже этого уровня. Объемы  «теневой» заработной платы увеличиваются, сегодня речь идет уже о 60% общего фонда заработной платы.

Кабмин 2 марта утвердил план мероприятий по детенизации доходов и отношений в сфере занятости. Планируется мониторинг списочной численности работников, в частности тех, которые выполняют работы по договорам и за которых платятся налоги и сборы. Предлагается и  еще одно новшество — обязательное предоставление работником работодателю при приеме на работу копии свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании. В очередной раз поднимается вопрос по уменьшению фискальной нагрузки на работодателей по уплате страховых взносов на фонд оплаты труда и усиление   ответственности за нелегальную занятость и выплату зарплаты без уплаты налога  с доходов физических лиц и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование.

Надежда Суслова, начальник отдела персонифицированного учета управления ПФУ в Константиновке.