Принят новый бюджет города, виртуальный

54-я сессия городского совета, состоявшаяся во вторник, называлась внеочередной по праву. Уже сама дата проведения — 13 января в 13 часов, да еще, как уверяют знатоки-краеведы, в день расстрела белогвардейцами 13 рабочих бутылочного завода... Тут у самого толстокожего материалиста что-то екнет в душе.

И все же спешно собранный депутатский форум начался необычно и позитивно — с вертепа. Этот атрибут завершения рождественских дней, припадающий под «старый новый год» привезли юные артисты из Артемовска. Выступление депутаты выслушали вежливо, но без особого эмоционального отклика, в отличии от Ольги Зайцевой, горячо поблагодарившей ребят и не упустившей случая тут же пригласить их учиться в свой Центр ДонНУ.

Дальше праздник кончился и депутаты занялись бюджетом. Который в этот раз сильно напоминал головоломку. Спущенные из Киева в канун нового года контрольные цифры заставили финуправление сводить «концы с концами» все новогодние каникулы. И все равно, бюджет в чистом варианте, по отзывам самих экономистов, по числу новаций, не подкрепленных механизмами исполнения, скорее виртуальный. Впрочем, от депутатов не скрывали, что принять его необходимо, чтобы скорей открыть финансирование. До февраля — марта, когда изменения внесут на уровне правительства, в местной казне тоже появятся дополнения.

Что новенького в городском кошельке?

Первое, что упомянула начальник финуправления Татьяна Куклис, — что в законе убрали т.н. спецфонд. В расходной части оставили лишь общий фонд и бюджет развития. Таким образом саккумулировали деньги в общем фонде бюджета, чтобы большинство средств могли пустить на зарплату и энергоносители. Все остальные расходы — экология, ремонт дорог, капремонты жилфонда и т.д. лягут на бюджет развития. Доходы города без учета субвенции на школы и здрав (суммарно 106, 3 млн грн.) составят 63,4 миллиона. Это уровень прошлого года.

Но это всего 84% от потребности. Дефицит бюджета составит примерно 20 млн грн. При этом защищенные статьи — медикаменты, энергоносители, питание, зарплата будут финансироваться полностью, а например, коммунальное хозяйство, прочие расходы бюджетных организаций — по остаточному принципу. Но бесплатное питание детей льготной категории и детей 1-4 классов, при всей бедности города, власти убирать не собираются.

Кстати, дотации из госбюджета уже не даются на все отрасли города. В бюджете-2015 они будут выделяться только на школы и больницы. И все. Содержание управление образования, внешкольных учреждений, детских садов — все останется на местном обеспечении.

Сборы от налога на доходы физлиц (подоходный налог) нам вернули в урезанном виде. Напомним, до «региональной» медицинской реформы 75% подоходного налога оставалось в городской казне, в ее разгар — 50%. Теперь реформу свернули, а местным властям оставили только 60% налога на доходы физлиц.

Город обложили... новыми налогами

Новый налог на недвижимость, доход от которого так же оставлен местным бюджетам, тоже пока существует виртуально и работать не может. Да, местным властям дано право назначать налоговую ставку на жилую недвижимость (не выше 2% от минимальной зарплаты на кв. м), но они пока не имеют ни малейшего понятия, с кого в городе его взимать. Подпадающую под налог недвижимость еще надо инвентаризировать, как-то подсчитать. Так что экономисты внесли в проект бюджета пробную ставку в 1,5 % и «эмпирически» прикинули, что доход от него может быть в размере пятисот тысяч гривен.

Еще одно новшество — налог на подакцизные товары: спиртное, табачные изделия, нефтепродукты в размере 5% от их реализации предприниматели теперь должны платить в местный бюджет. Как ни досадно, но с кого собирать отчисления по этой новации и сколько, не знают даже специалисты фискальной службы — налог новый. Так что предполагаемый доход определили в размере тех же 500 тысяч.

Появился еще один местный налог — на легковые автомобили, с объемом двигателя свыше 3 л, и «возрастом» менее 5 лет. За год владелец такого «красавца» должен уплатить налог в 25 тыс грн. Так гласит ст. 267 Налогового кодекса. Но с ним та же история — база налогообложения пока неизвестна, и финуправление поставило в проект бюджета, так сказать, воображаемые 20 машин. А пока есть время узнать, кто же может дать экономистам сведения о том, кого обложить новым налогом.

Пенсионеры еще покатаются на автобусах, и субсидии не свернут

Финансирование льгот по транспорту в новом бюджете не снимается с повестки. Они доведены на уровне прошлого года, хотя льготы прописаны до 1 июня. Сохраняются на уровне прошлого года все субвенции, жилищные субсидии, детские пособия.

Кстати, с 1 января снят существовавший мораторий Кабмина на ликвидацию учебных, лечебных и культурных учреждений. Теперь эти неприятные и тяжелые решения оставлены на усмотрение органов местного самоуправления. Но пока константиновские власти вроде бы не намерены к ним прибегать. Все будет зависеть от того, как проживем февраль и март.

Принимали бюджет со скрипом

Как и ожидалось, главные вопросы депутатов вызвали транспортный налог и налог на недвижимость. Почетный гражданин города депутат В.Карпов сначала высказал свое возмущение, откуда взялась ставка в 25 тысяч грн. в налоге на транспорт. И все ссылки на ВР, принявшую закон, не хотел воспринимать в принципе. Депутат Е.Киреев оспорил предложенную финупралением ставку налога на недвижимость в 1,5% и предложил, пока не определится база налогообложения, принять ставку в 0,3%. Тут уже не выдержал «спикер» сессии Ю.Разумный: «Что за сумму мы, в таком случае, соберем, если даже при максимальной ставке в 2%, за каждый лишний кв. метр площади жильцы будут платить 24 грн. раз в год. Когда у нас возникнет необходимость попросить финансовую помощь в Киеве, нам откажут на том основании, что мы сами себе урезали источник доходов».

В итоге, депутаты после споров остановились на компромиссном 1 % ставки. Но оговорили, что ее могут и пересмотреть, тем более, что в середине февраля правки в госбюджет будут вноситься на уровне правительства.

В.Волошко.