То, чего не было, того, кого не знают

«Таких людей, как Всеволод Гаршин, люблю всей душой и считаю честью расписаться в симпатии к нему».
А.П. Чехов.

То, что мы мало знаем свой край, уже стало привычной аксиомой. Многим людям безразлично, на какой земле они живут и что их окружает. Из тех же, кого еще можно хоть чем-нибудь заинтересовать, большая часть – это дети. Они еще могут удивляться, в их глазах еще не потух огонек познания и заинтересованности. Вот такие, умеющие удивляться, ребята из образцовой литературно-творческой студии «Эксперимент» константиновского Центра детского и юношеского творчества вместе с руководителем Ириной Зубенко минувший четверг посвятили познанию родного края.


В музее Гаршина

Готовились к этому дню они с осени прошлого года. Ребята открывали для себя малоизвестную сказку «То, чего не было». Вчитывались в текст, готовили костюмы, подбирали музыку, ставили мизансцены и танцы. Каждому персонажу сказки искали свой характер. И неожиданно ярко и образно заиграли животные из сказки: старый гнедой, гусеница, улитка, навозный жук, ящерица, кузнечик, мухи. Рассказ о том, как на опушке леса собралась компания вышеупомянутых «господ», рассуждающих на тему, что есть в их понимании мир, превратился в экологическую сказку, символическую притчу о правах природы, ее самых маленьких представителях.


Выступает студия «Эксперимент»

Старания ребят объяснялись просто – они хотели повезти эту сказку на родину ее автора Всеволода Михайловича Гаршина. Студийцы внимательно изучили биографию писателя (достаточно сказать, что он написал сказки «Лягушка-путешественница», “Attalea princeps”, рассказы «Красный цветок», «Художники» и др.) и поняли, какой величины человек родился в 1855 году рядом с Константиновкой, буквально в нескольких десятках километров – в Артемовском районе в селе Приятная Долина (сейчас Переездное).

И вот настал этот день, когда автобус помчал юных театралов на родину Гаршина.

14 февраля во всем мире теперь знают как День влюбленных. А вот в запрятанном среди степей и байраков селе Приятная Долина думают иначе. Здесь с 1985 года силами школы, районного отдела образования, краеведов празднуют День Всеволода – день рождения Гаршина. В этот день в Переездном проводятся литературно-педагогические чтения его памяти. За эти годы «в гостях у Гаршина» побывали литературоведы, поэты, писатели, историки из Санкт-Петербурга, Москвы, Шотландии, Аргентины, Болгарии и др. Гаршина знают и чтут во всем мире. По нему изучают русскую литературу в Оксфорде и Гарварде. А что о нашем земляке знаем мы?

Автобус остановился возле сельской школы, перед которой стоял бюст Гаршина. «Грустный солдат» - так его называли современники и таковым в шинеле со склонившейся головой его изобразил скульптор.

Еле успев переодеться в костюмы, ребята вошли в небольшой зал с импровизированной сценой. Неудобства дороги сразу забылись, как только ребята попали в атмосферу искусства. Ведущая, преподаватель местной школы Елена Лукашевская сразу пригласила всех поразмышлять о любви. «Гаршин и любовь» - так называлась первая часть чтений. Но звучали не только произведения Гаршина, но и, весьма уместная, «Баллада о любви» Владимира Высоцкого. Со сцены на всех смотрел портрет «грустного солдата», ребята с парасковеевской школы зажгли свечи и читали стихи, а танцоры из артемовского районного Центра детского творчества исполняли танец любви.

«Любовь и война» - было следующей темой чтений и развернувшейся дискуссии. Всем был задан вопрос – в чем сходны это чувство и машина смерти? Ответом была композиция по рассказу «Очень короткий роман» о любви парня и девушки в военное время, которую представили школьники звановской школы.

Очередная тема «Творчество и вдохновение». Ведущая попросила участников нарисовать на бумаге, что есть вдохновение. И большинство нарисовали сердца. Школьники яковлевской и северской школ читали мысли о вдохновении Булгакова, Пастернака, Чехова.

Так как чтения научно-литературные, то не обошлось и без защиты научно-исследовательских работ. «Гаршин – писатель оптимист» - под таким названием защищала свою работу ученица опытнянской школы, сделав акценты на борьбе писателя с жестокостью и бесчеловечностью. «Черты декаденства в творчестве Гаршина» - совершенно иной взгляд на творчество писателя представила школьница из Красного села.

Константиновцы из «Эксперимента» «разбавили» спокойно текущий ход чтений целым бурлеском эмоций, вызванным их постановкой уже упомянутого рассказа «То, чего не было». Экологический пролог, танцевальная композиция, богатые костюмы, а главное глубокое вхождение в образы живых существ, мирно общающихся и затем уничтоженных грубым вмешательством человека, - это был высший класс. За великолепное действо ребята были вознаграждены не только громом аплодисментов, но и индивидуальной экскурсией в музей Гаршина.

Этот необычный школьный мемориальный музей заслуживает отдельного рассказа. Работающий с первых гаршинских чтений, он сделан с трепетной любовью и вкусом уже несколькими поколениями гаршиноведов. Еще бы, ведь это единственный в мире музей знаменитого писателя!

На вводном стенде, охватывающем бахмутский и старобельский периоды жизни юного Всевы, расположены фотографии не сохранившегося дома господ Гаршиных, снимки отца и матери писателя, девятилетнего Всеволода-гимназиста. На старинном письменном столе красуются семейные реликвии Гаршиных – французские настольные часы, чернильный прибор, книги той эпохи. Удивляет всем известная картина И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», моделью для сына Ивана которой был сам Всеволод Михайлович. Его внутреннее и внешнее сходство на картине поразительны. Здесь есть и факсимильные рукописи писателя, оригиналы писем и рисунков. Интересны солнечные часы из его поместья, макет мельницы и многое другое. Откровением для посетителей было то, что кроме памятника у входа в переезднянскую школу такой же «грустный солдат» стоит в Старобельске и в Болгарии, где Гаршин совершил подвиг на русско-турецкой войне.

Несмотря на прижизненное признание, жизнь писателя закончилась трагически. Тридцати трех лет от роду Гаршин, страдая психическим расстройством, бросился в лестничный пролет. У него была любимая жена, успех в литературе (его привечали Щедрин, Тургенев, Л.Толстой, Чехов, Горький, Надсон), признание многочисленных читателей. Он очень любил жизнь — ее цвета, шумы, запахи, голоса, ее необъятность и чудо. Это почувствовали ребята, прикоснувшись к творчеству земляка. Особенно острым у Гаршина было чутье к чужой боли, будь то животные или люди.

Посещение родины писателя, постановка его сказки произвели целый переворот в душах ребят. Они глубже стали понимать свой край и его людей. С.Прокофьев, Л.Быков, В.Сосюра, В.Стус, А.Тихий, А.Куинджи – сколько еще памятных мест, музеев нашего края можно посетить, к чьему творчеству прикоснуться! Но еще больше можно было бы таких мест создать. И среди писателей, требующих проведения и литературных чтений, и музея, для нас на первом месте стоит константиновец Василий Гайворонский. Может быть, когда-нибудь и на его чтения в наш город точно также отовсюду будут съезжаться литературоведы, ученые и творческие ребята.

В.БЕРЕЗИН, А.СКРИПНИК.

Comments